ОПИСАНИЕ МЕСТА учебного предмета 3 страница. Систематический курс

Систематический курс

1 класс(50 ч)

№п/п Наименование раздела программы, тема Часы учебного времени Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)
Наша речь (2 ч.)
1. Язык и речь,их значение в жизни людей. Виды речи Высказыватьсяо значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретатьопыт в различении устной и письменной речи. Оцениватьрезультаты выполненного задания: «Проверь себя»  
Речь устная и речь письменная
Текст, предложение, диалог (3 ч.)
ТекстСмысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.   Различатьтекст и предложение. Подбиратьзаголовок к тексту. Составлятьтекст из деформированных предложений-. Составлятьнебольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по дан­ному началу и концу. Находитьинформацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализироватьеё содержание. Отличатьпредложение от группы слов, не составляющих предложение Выделятьпредложения из речи. Определятьграницы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак препинания в конце предложения. Соблюдатьв устной речи интонацию конца предложения. Сравниватьсхемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретатьопыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различатьдиалог. Сотрудничатьс одноклассниками при выполнении учебной «дачи: распределять роли при чтении диалогом. Выразительно читатьтекст по ролям. Употреблятьзаглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Писатьслова в предложении раздельно. Наблюдатьнад постановкой тире (—) в диалогической речи. Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику    
Предложениекак группа слов, выражающая за­конченную мысль.
Диалог. Зинки препинания в конце предложения
Слова, слова, слова…(4 ч.)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Определятьколичество слов в предложении, вычленятьслова из предложения. Различатьпредмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретатьопыт в различении слов-названий предметов, при знаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Классифицироватьи объединятьслова по значению, (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Использоватьв речи «вежливые слова». Наблюдатьнад употреблением однозначных и многозначных слов а также слов, близких и противоположных по значению, в речи, приобретать опыт в их различении. Работатьсо словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находитьв них нужную информацию о слове. Работатьсо страничкой для любознательных. Наблюдатьнад этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. Выполнятьтестовые задания электронного приложения к учебнику. Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Составлятьтекст по рисунку и опорным словам  
Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению.
Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.  
Р/ р. Составление текста по рисунку и опорным словам
Слово и слог. Ударение (6 ч)  
Слово и слог Слог как минимальная произносительная единица (общее представление) Различатьслово и слог. Наблюдатьнад слоговой структурой различных слов. Определятьколичество в слове слогов. Находитьновые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализироватьмодели слов, сопоставлятьих по количеству слогов и находитьслова по данным моделям. Анализироватьслоги относительно количества в них гласных и соглас­ных звуков. Классифицироватьслова по количеству в них слогов. Составлятьслова из слогов. Самостоятельноподбирать примеры слов с заданным количеством слогов.. Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику
Деление слов на слоги.  
Перенос слов Правила переноса слов Сравниватьслова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Определятьпутём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк). Переноситьслова по слогам.
Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.   Находитьв предложениях сравнения, осознавать,с какой целью они использованы авторами. Развиватьтворческое воображение, подбирая свои примеры сравнении. Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику
Ударение Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.   Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи. Определятьударение в слове, находитьнаиболее рациональные способы определения ударения в слове. Наблюдатьизменение значения слова в зависимости от ударения(за-мок и замок). Различатьударные и безударные слоги. Сравниватьмодели слогоударной структуры слова и подбиратьк ним слова. Составлятьпростейшие слогоударные модели слов. Произноситьслова в соответствии с нормами литературного произ­ношения и оцениватьс этой точки зрения произнесенное слово. Работатьс орфоэпическим словарём, находитьв нем нужную инфор­мацию о произношении слова.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.  
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.   Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звукиприроды.
Звуки и буквы. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Русский алфавит, или Азбука. (2 ч.) Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность Высказыватьсяо значимости изучения алфавита. Правильно называтьбуквы в алфавитном порядке. Работатьс памят­кой «Алфавит» вучебнике. Классифицироватьбуквы по сходству в их названии, по характеристи­ке звука, который они называют. Располагатьзаданные слова в алфавитном порядке. Применятьзнание алфавита при пользовании словарями. Осуществлятьсотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Работатьсо страничкой для любознательных. Знакомство с этимологи­ей слов алфавит и азбука.
Использование алфавита при работе со словарями.
Гласные звуки (3 часа) Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). Различатьв слове гласные звуки по их признакам. Правильно произноситьгласные звуки. Различатьгласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работатьс форзацами учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Определять«работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотноситьколичество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснятьпричины расхождения количества звуков и букв в слове. Анализироватьслова с целью выделения в них гласных звуков, одина­ковых гласных звуков и др.. Наблюдатьнад способами пополнения словарного запаса русского языка. Находитьнезнакомые слова и определятьих значение по толковому словарю.Составлениеразвёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.
Ударные и безударные гласные звуки (5часов) Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Знакомитьсяс памяткой:«Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определятьс опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны— слóн, трáва— трáвы). Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание. Запоминатьнаписание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук. Работа с орфографическим словарём
Проверочный диктант.Написание слов с безударными гласными.
Согласные звуки (3 ч) Буквы, обозначающие согласные звуки. Различатьв слове согласные звуки по их признакам. Наблюдатьнад образованием согласных звуков и правильноих про­износить. Определятьсогласный звук в слове и вне слова. Различатьсогласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцироватьгласные и согласные звуки. Определять«работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Наблюдатьнад написанием и произношением слов с удвоенными со­гласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). Различатьсогласный звук |й'| и гласный звук |и|. Составлятьслова из слогов, в одном из которых есть звук |й'|. Определятьпутём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка). Накапливатьопыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на). Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Слова с удвоенными согласными.  
Буквы Й иИ Слова со звуком 1й'] и буквой «и краткое».
Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч) Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.   Различатьв слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки. Работатьс графической информацией, анализироватьтаблицу, полу­чатьновые сведения о согласных звуках. Работатьс форзацами учеб­ника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определятьи правильно произносить мягкие и твёрдые согласи! звуки. Дифференцироватьсогласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознаватьмодели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м'], [м]. Определять«работу» букв и, е, ё, ю, я, ьпосле согласных в слове. Объяснять,как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука. Использоватьприёмы осмысленного чтения при работе с текстами.
Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.  
Мягкий знак как показатель мягкости со­гласного звука (3часа) Использование на письме мягкого знака как по­казателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным Соотноситьколичество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Объяснятьпричины расхождения звуков и букв в этих словах. Подбиратьпримеры слов с мягким знаком (ь). Определятьпутём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь)в середине слова. Накапливатьопыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слона ив середине слова перед согласным (день, коньки). Обсуждать(на основе текста) состояние внешнего обликаученики.
Мягкий знак как показатель мягкости со­гласного звука Использование на письме мягкого знака как по­казателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Осознавать(на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.
Согласные звонкие и глухие (5 часов) Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Различатьв слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Работатьсо страничкой для любознательных. Проводитьлингвисти­ческий опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Определятьи правильно произносить звонкие и глухие согласные зву­ки. Работатьс форзацами учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике. Дифференцироватьзвонкие и глухие согласные звуки.Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки Сотрудничатьв парах при работе со знаковой информацией форзацев учебника. Работатьсо страничкой для любознательных. Знакомство с происхож­дением слова тетрадь. Определятьна слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотноситьпроизношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находитьв двусложных словах букву парного согласного звука, напи­сание которой надо проверять. Различатьпроверочное и проверяемое слова. Планироватьучебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Подбиратьпроверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега). Накапливатьопыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ванн-на)
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.
Правило обозначения буквой парного по глухо­сти-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).
Проверочный диктант. Написание звонких и глухих согласных звуков на конце слова.
Шипящие согласные звуки (5ч) Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.   Находитьв словах сочетания чк, чн, чт, подбиратьпримеры слов с такими сочетаниями. Работатьс форзацами учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Произносить слова с сочетаниями чн, чт(скучно, чтобы и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писатьслона с сочетаниями чк, чн, чт. Наблюдатьнад образностью слова (олицетворением), когда неодушев­лённый предмет наделяется свойствами одушевлённого. Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению к учебнику. Соотноситьпроизношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща чу—щуи их обозначение буквами. Находитьв словах сочетания жи-ши, ча-ша, чу-шу, подбиратьпримеры слов с такими сочетаниями. Работатьсо страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ml в древнерусском и современном русском языке.. Вспомнитьпо рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание.
Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.  
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Итоговая комплексная работа.
Заглавная буква в словах (3ч) Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. Анализироватьтаблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работатьсо страничкой для любознательных: знакомство с происхож­дением названий некоторых русских городов. Находитьинформацию о названии своего города или поселка (в про­цессе беседы со взрослыми). Писатьимена собственные с заглавной буквы, объяснятьих написание. Работатьс форзацами учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».
Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.   Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использоватьв общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.
Повторение (1 ч.)
Повторение и закрепление изученного  

ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС (170 часов)

Наши рекомендации