Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов
I. Учебно-исследовательская работа
Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов
Научно-исследовательская работа является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, которые должны иметь навыки самостоятельной исследовательской работы.
Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы.
Основные задачи УИРС –
1) научить работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов;
2) выработать умение применять теоретические знания на практике;
3) привить навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
4) ознакомить с современными методами научного исследования, техникой эксперимента;
5) сформировать представление о реальных условиях работы в научном и производственном коллективах.
2. Организация учебно-исследовательской работы студентов
Общие методические вопросы проведения УИРС (программы, пособия, описание проведения эксперимента и т.д.) разрабатываются и решаются на заседаниях кафедры.
УИРС целесообразно начинать с первого курса и вести на протяжении всего периода обучения студентов, включая элементы научного поиска и научных исследований во все виды учебной работы.
УИРС целесообразно делить на два этапа (вида):
- работа со студентами младших курсов при изучении общеобразовательных дисциплин и дисциплин общегуманитарного и естественнонаучного циклов;
- работа со студентами, преимущественно старших курсов, специализирующихся на специальных дисциплинах.
На первом этапе (на протяжении первого-второго курсов) студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности.
Формы УИРС на первом этапе
1. В процессе подготовки и проведения учебных занятий
- реферирование отдельных тем изучаемых курсов;
- составление библиографии по определенной теме;
- участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей);
- изготовление по заданиям кафедры проектов, схем, плакатов;
- участие в подготовке лекционного демонстрирования и т.д.;
- участие в работе научных кружков.
2. В период научно-исследовательской практики (ИД – 2 курс):
* знакомство с методикой написания рефератов, статей, курсовых и ВКР;
* написание реферата, статьи, плана курсовой работы по темам, предложенным преподавателями, руководящими курсовыми работами на 2 курсе.
По общественным наукам целесообразно написать на каждом курсе по одному реферату.
На втором этапе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу.
Как правило, исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.
На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам. Лучшие работы студентов следует рекомендовать на студенческие научно-практические конференции, конкурсы, выставки.
Формы УИРС на втором этапе
1. Курсовые и выпускные квалификационные работы или проекты.
Студентам выдаются индивидуальные задания по разработке реальных научных и производственных проблем, связанных с тематикой специальных дисциплин.
2. Семинарские занятия.
У студентов вырабатываются навыки подготовки тезисов научного сообщения, рефератов, активного участия в научной дискуссии, умение докладывать и защищать результаты своих исследований, вести контроль выполнения научных разработок. На семинарах заслушиваются рефераты и обзоры литературных источников, планы и методики исследований, отчеты о выполненных работах и т.д. Семинары проводятся согласно расписанию под руководством преподавателя.
3. Лабораторные и практические занятия.
При выполнении лабораторных и практических работ студентам выдаются индивидуальные задания, содержащие элементы научного исследования.
Лучшие работы представляются на научные конференции, конкурсы и выставки.
4. Учебная и производственная практика.
При прохождении практики студентам выдаются индивидуальные задания, связанные с научным поиском.