Методические рекомендации студенту
Главная цель обучения студента в высшем учебном заведении – это получение качественных профессиональных знаний по избранной специальности. В связи с поставленной целью студенту рекомендуется организовать свой процесс обучения так, чтобы успешно решить следующие задачи:
- своевременно посещать занятия (лекционные и практические), установленные расписанием;
- по возможности стараться конспектировать основные положения излагаемого преподавателем лекционного материала;
- пользоваться рекомендуемой преподавателем основной и дополнительной литературой;
- перед практическими занятиями самостоятельно повторить и законспектировать пройденную тему по конспектам и рекомендуемой преподавателем основной и дополнительной литературе;
- понимать, что успешное обучение на основе рабочей программы по дисциплине включает не только аудиторную (лекционную и практическую работу), но и внеаудиторную самостоятельную работу.
В связи с последним пунктом в процессе изучения данной дисциплины студент должен отводить вопросам, связанным с анализом и проектированием всех видов самостоятельной работы и её результатов, разработкой «Я» – концепции профессионального и творческого развития.
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
- о сущности и структуре самостоятельной работы на этапе овладения профессией;
- о природе и сущности самоорганизации и её значении для образовательной деятельности;
- о зависимости профессионально-личностного развития и совершенствования специалиста от умений самообразования;
- о природе самоконтроля, его сущности и значения для профессиональной деятельности;
- о факторах и условиях, способствующих углублению самосознания будущих специалистов, их творческому самоопределению, повышению эффективности самоуправления и самоорганизации;
- о зависимости уровня самостоятельной работы будущих специалистов от овладения ими самоорганизацией и самоконтролем.
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы
Проверка знаний должна быть направлена на выявление полноты и прочности усвоения программного материала, прочности навыков и умений его использования.
Оценка знаний и умений зависит от допущенных студентом в ходе контрольных мероприятий недочетов и ошибок. К недочетам относятся недостаточная полнота и прочность усвоения основных понятий и положений курса, отсутствие знаний материала, не относимого программой к основному по курсу, недостаточная полнота и прочность сформированности умений применять знания логики к знакомым и незнакомым ситуациям. Ошибки проявляются в связи с неусвоенностью студентом основных понятий и положений курса, несформированностью умений их применения.
Ответ на теоретический вопрос является безупречным, если он отличается полнотой, обоснованностью, логичностью изложения. Решение задачи считается безупречным, если оно характеризуется выбором правильного способа решения, сопровождается правильными пояснениями, дает правильный ответ.
Устный или письменный ответ оценивается оценкой “отлично”, если он характеризуется полнотой раскрытия программного материала, самостоятельностью (без наводящих вопросов) изложения, демонстрацией умений и навыков анализа, иллюстрацией теоретических положений.
Ответ оценивается оценкой “хорошо” при наличии небольших пробелов в изложении программного материала, не искажающих этого материала и исправленных по замечанию преподавателя, при ошибке или более двух недочетов в освещении второстепенных вопросов.
За ответ выставляется оценка “удовлетворительно” при неполном и непоследовательном изложении основного программного материала, при затруднениях и ошибках в терминологии и определениях, исправленных после ряда замечаний преподавателя, при недостаточной сформированности основных умений и навыков. Оценка выставляется только при демонстрации общего понимания вопросов и выполнении практического задания обязательного уровня сложности.
Оценка “неудовлетворительно” выставляется при незнании или непонимании основной части учебного материала, при ошибках в терминологии и определениях, которые студент не смог исправить после замечаний преподавателя.
Фонды оценочных средств
Экзаменационные вопросы
1. Понятие предметной области познания.
2. Мышление как предметная область логики
3. Логика и язык
4. Значение логики как науки
5. Общая характеристика понятия
6. Содержание понятия
7. Объем понятия
8. Логические приемы образования понятий
9. Отношения между понятиями по объему
10. Операции над объемами понятий
11. Определение понятий
12. Виды понятий
13. Общая характеристика суждения
14. Виды суждений
15. Структура простого атрибутивного суждения
16. Качественно-количественная классификация простых атрибутивных суждений
17. Отношения терминов простого атрибутивного суждения по объему
18. Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении
19. Модальность простых атрибутивных суждений
20. Отношения простых атрибутивных суждений по их значениям истинности
21. Сложные суждения
22. Суждение и вопрос
23. Общая характеристика умозаключения
24. Дедуктивные умозаключения
25. Правдоподобные умозаключения
26. Доказательство
27. Общая характеристика законов мышления
28. Закон тождества
29. Закон противоречия
30. Закон исключенного третьего
31. Закон достаточного основания
Экзаменационные задачи
КАРТОЧКА № 1
условие | решение | |||
1. Приведите пример понятий, отношения которых по объёму изображаются заданной схемой: А С В D 2. Установите, как распределены термины в каждом из заданных суждений: 2.1. Некоторые мыслители древности являются гениальными философами. 2.2. Некоторые нормы являются правовыми законами. 2.3. Некоторые практические занятия не являются формой самостоятельной работы. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, укажите правило, которое нарушено: Все адвокаты являются выпускниками вузов. Все адвокаты являются юристами. __________________________________ Все юристы являются выпускниками вузов. |
КАРТОЧКА № 2
условие | решение |
1. В виде круговых схем изобразите отношение объёмов каждой группы заданных понятий: 1.1. А ≡ населённый пункт, В ≡ город, С ≡ районный центр. 1.2. А ≡ час, В ≡ минута, С ≡ секунда. 1.3. А ≡ змея, В ≡ ядовитое, С ≡ неядовитое. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите его структуру символически: Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, а это был дурной признак. 3.Сделайте правильный вывод из каждой заданной посылки: 3.1. Некоторые люди являются талантливыми ораторами ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? 3.2. Некоторые государства не являются многопартийными системами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? 3.3. Некоторые люди не являются счастливыми. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? |
КАРТОЧКА № 3
условие | решение |
1.Правильно ли заданное деление объёма? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: 1.1. А ≡ многоугольник: А1 ≡ выпуклый многоугольник; А2 ≡ невыпуклый многоугольник; 1.2. А ≡ комнатная мебель: А1 ≡ стол; А2 ≡ стул; А3 ≡ кресло; 1.3. А ≡ удочка: А1 ≡ удилище; А2 ≡ леска; А3 ≡ поплавок; А4 ≡ грузило; А5 ≡ крючок. 2. Из заданных субъекта и предиката с указанной их распределённостью составить истинное суждение: 2.1. + S ≡ неделя, + Р ≡ семь дней. 2.2. + S ≡ древнегреческий математик, – Р ≡ филсософ. 2.3. – S ≡ преступление, + Р ≡ мошенничество. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, то назвать правило, какое нарушено: Все студенты являются учащимися. Некоторые учащиеся являются челябинцами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые челябинцы являются студентами. |
КАРТОЧКА № 4
условие | решение |
1. В виде круговых схем изобразите отношение каждой группы заданных понятий по объёму: 1.1. А ≡ дети, В ≡ родители, С ≡ внуки; 1.2. А ≡ учитель, В ≡ обучающийся, С ≡ взрослый человек. 1.3. А ≡ талант, В ≡ неудачник, С ≡ счастливый человек. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения и выразите символически его структуру: Сидит на речке с удочкой да сам себя то по носу, то по лбу – бац! 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, то назовите правило, которое нарушено: Все планеты являются небесными телами. Луна не является планетой. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Луна не является небесным телом. |
КАРТОЧКА № 5
условие | решение |
1. Правильно ли каждое из заданных определений понятия? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: 1.1. Букварь является учебным пособием для обучения грамоте; 1.2. Диктант является письменной работой; 1.3. Безбилетным является пассажир не имеющий никаких проездных документов; 1.4. Лень является матерью всех пороков; 1.5. Вершина является самой высокой частью горы. 2. К какому виду простых атрибутивных суждений относится каждое заданное суждение? 2.1. Редкие районы Урала не являются кладовыми полезных ископаемых; 2.2. Остальные области европейской России являются среднезаселёнными; 2.3. Сокровища Оружейной палаты являются государственным достоянием; 2.4. Далеко не все рыбы являются промысловыми. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? 3.1. Некоторые юристы не являются преподавателями. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые преподаватели не являются юристами. 3.2. Все присутствующие на совещании являются врачами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые врачи являются присутствующими на совещании. 3.3. Некоторые люди являются специалистами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые люди являются неспециалистами. |
КАРТОЧКА № 6
условие | решение |
1. Обобщите и ограничьте каждое из заданных понятий: 1.1. полюс Земли; 1.2. минута; 1.3. античный философ; 1.4. животное; 1.5. самолёт. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения и выразите его структуру символически: Барклай де Толли ходил, слегка прихрамывая, отчего плюмаж (украшение из перьев) на его шляпе слегка колыхался. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, то назовите правило, которое нарушено: Ни один называющий себя лжецом не является лжецом. Всякий называющий себя лжецом является говорящим правду. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Всякий говорящий правду не является лжецом. |
КАРТОЧКА № 7
условие | решение | |||
1. Приведите пример понятий, отношение которых по объёму выражается заданной круговой схемой: С В Д А Е 2. Установить логический смысл заданного сложного суждения и выразить символически его структуру: Сено на болоте было плохое – почти одна осока. 3. Сделайте вывод из приведенных посылок. Укажите, к какому виду относится полученное умозаключение? Всякая взятка является корыстным преступлением. Всякая взятка является наказуемым деянием. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? |
КАРТОЧКА № 8
условие | решение |
1. Правильно ли каждое из заданных определений? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено. 1.1. Государство является органом политической системы; 1.2. Пакет – это конверт с письмом официально-делового содержания; 1.3. Палас – это двусторонний ковёр без ворса; 1.4. Палец – это одна из подвижных конечных частей кисти руки или ступни ноги человека; 1.5. Родовитость – это принадлежность к старинному знатному роду. 2. Укажите в списке выделяющие суждения. 2.1. Некоторые учебники являются книгами по логике; 2.2. Некоторые солдаты являются ветеранами; 2.3. Некоторые вечнозелёные плодовые деревья являются мандаринами; 2.4. Некоторые ощущения являются болезненными состояниями; 2.5. Некоторые спиртные напитки являются настойками. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено. Некоторые люди являются математиками. Некоторые математики являются докторами наук. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые люди являются докторами наук. |
КАРТОЧКА № 9
условие | решение | |||
1. Приведите пример понятий, отношения которых по объёму изображается заданной круговой схемой: А В С не-С 2. Из заданных субъекта и предиката с указанной их распределённостью составьте правильное суждение: 2.1. + S ≡ обязательный человек, − P ≡ эгоист; 2.2. + S ≡ аннексия, + Р ≡ насильственное присоединение территорий или народов; 2.3. − S ≡ орденоносец, + Р ≡ офицер. 3. Установите вид заданного умозаключения. Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Все киты являются млекопитающими. Ни один кит не является сухопутным животным. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Ни одно сухопутное животное не является млекопитающим. |
КАРТОЧКА № 10
условие | решение |
1. Из заданных примеров выделите деление объёма понятия: 1.1. А ≡ искусство: А1 ≡ музыка, А2 ≡ скульптура, А3 ≡ архитектура, А4 ≡ художественная литература. 1.2. А ≡ суждение: А1 ≡ отрицательное суждение, А2 ≡ утвердительное суждение. 1.3. А ≡ территория России: А1 ≡ европейская часть России, А2 ≡ Урал, А3 ≡ Сибирь, А4 ≡ Дальний Восток. 1.4. А ≡ климат: А1 ≡ холодный, А2 ≡ жаркий, А3 ≡ умеренный. 1.5. А ≡ наука: А1 ≡ естественная наука, А2 ≡ общественная наука, А3 ≡ математическая наука. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения и выразите символически его структуру: Ума её – никто не знает, а потому о нём не говорим ни слова. 3. Установите вид заданного умозаключения. Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено. Некоторые учебники являются интересными. Некоторые учебники являются хорошо иллюстрированными книгами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые хорошо иллюстрированные книги являются интересными. |
КАРТОЧКА № 11
условие | решение |
1. Обобщите и ограничьте каждое из заданных понятий: 1.1. политическая система, 1.2. учащийся, 1.3. невоспитанность, 1.4. равенство, 1.5. институт. 2. К какому виду простых атрибутивных суждений относится каждое заданное суждение? 2.1. Лишь немногие местности Сибири являются хранительницами древней флоры; 2.2. Очень часто залежи медной руды в Средней Азии являются смешанными с серебро-свинцовыми рудами; 2.3. Отнюдь не все усердные учащиеся являются отличниками. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Некоторые лексемы не являются группами смысловых вариантов слов. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые группы смысловых вариантов слов не являются лексемами. Некоторые юристы являются адвокатами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые адвокаты не являются не-юристами. Всякий карп является пресноводной костистой рыбой. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые пресноводные костистые рыбы являются карпами. |
КАРТОЧКА № 12
условие | решение |
1. Правильно ли заданное определение? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: 1.1. Фильтрование – это процесс разделения с помощью фильтра; 1.2. Театр – это здание, неиспользуемое для жилья; 1.3. Суд – это выборный орган, рассматривающий уголовные дела; 1.4. Окружность – это фигура, которая описывается движущим концом отрезка, когда другой конец закреплён; 1.5. Энергетика – это альфа и омега народного хозяйства. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите символически его структуру: Андрей идёт в кино только в том случае, когда там показывают комедию. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Всякий бериллий является ковким металлом. Всякая медь не является бериллием. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Всякая медь не является ковким металлом. |
КАРТОЧКА № 13
условие | решение |
1. Обобщите и ограничьте каждое из заданных понятий: А1 ≡ населённый пункт; А2 ≡ преступление; А3 ≡ рабочий; А4 ≡ героизм; А5 ≡ отличник учёбы. 2. К какому виду простых атрибутивных суждений относится каждое заданное суждение? 2.1. Другие хвойные лесохозяйственные деревья являются стойкими к нападению специальных одноядных насекомых. 2.2. Одна из тлей является вредителем гороха. 2.3. Легисты являются сторонниками римского права. 3. Из приведенных посылок сделайте правильный вывод. К какому виду относится получившееся умозаключение? Ни один эгоист не является симпатичным для окружающих. Все обязательные люди являются симпатичными для окружающих ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? |
КАРТОЧКА № 14
условие | решение |
1. Обобщите и ограничьте каждое из заданных понятий: А1 ≡ ректор МГУ; А2 ≡ юрист; А3 ≡ растение; А4 ≡ книга; А5 ≡ слово. 2. Выявите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите символически его структуру: По шляпе с плюмажем (украшение из перьев) можно было заключить, что он состоял в ранге статского советника. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Все рыбы являются водными животными. Ни одна рыба не является теплокровной. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Все теплокровные не являются водными животными. |
КАРТОЧКА № 15
условие | решение |
1. Правильно ли каждое из заданных ограничений понятия? 1.1. ограничиваемое понятие: наказуемое действие, ограничивающее понятие: наказуемое бездействие; 1.2. ограничиваемое понятие: русский поэт и дипломат, ограничивающее понятие: русский поэт; 1.3. ограничиваемое понятие: тайное похищение имущества, ограничивающее понятие: кража. 2. Установить, как распределены термины в каждом из заданных суждений: 2.1. Некоторые динозавры являются плотоядными существами. 2.2. Некоторые юристы не являются судьями. 2.3. Некоторые судебные приговоры не являются справедливыми решениями. 2.4. Логика является наукой о мышлении. 2.5. Не все выходные дни являются воскресениями. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Всякое преступление является наказуемым деянием. Всякое хулиганство является наказуемым деянием. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Всякое хулиганство является преступлением. |
КАРТОЧКА № 16
условие | решение |
1. Правильно ли каждое заданное определение? Если неправильно, назовите правило, нарушено: 1.1. Народ является актёром собственной жизненной драмы; 1.2. Кибернетика не является искусством; 1.3. Слово, употреблённое в переносном значении, является метафорой; 1.4. Водопад – это поток воды, падающий с отвесного уступа в русле реки; 1.5. Допрос является следственным действием. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите символически его структуру: Если Москва находится на востоке Европы, то Мадрид – на западе. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? 3.1. Все следователи являются юристами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые юристы не являются следователями. 3.2. Некоторые студенты являются удачливыми. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые удачливые не являются студентами. 3.3. Все неопытные люди являются некомпетентными. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Все неопытные люди не являются некомпетентными. |
КАРТОЧКА № 17
условие | решение |
1. В виде круговых схем изобразите отношения объёмов каждой группы заданных понятий: 1.1. А ≡ мужчина, В ≡ сын, С ≡ отец, D ≡ племянница; 1.2. А ≡ руководитель, В ≡ подчинённый; 1.3. А ≡ год, В ≡ месяц, С ≡ неделя. 2. Из каждой пары заданных понятий составьте истинное суждение: 2.1. вольтметр, прибор; 2.2. справедливость, несправедливость; 2.3. президент, глава государства; 2.4. внучка, сестра; 2.5. храбрец, осторожный. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Все актёры являются тщеславными (стремящимися к славе). Все дрессированные цирковые звери являются актёрами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Все дрессированные цирковые звери являются тщеславными. |
КАРТОЧКА № 18
условие | решение |
1. Правильно ли каждое заданное обобщение понятия? 1.1. староста группы – староста курса; 1.2. лето – наиболее тёплое время года; 1.3. преступник – опасный для общества человек; 1.4. род – племя; 1.5. столица Франции – Франция. 2. Из заданных субъекта и предиката с указанной их распределённостью составить правильное суждение: 2.1. – S ≡ человек, + Р ≡ завистливый; 2.2. + S ≡ бедность, + Р ≡ порок; 2.3. + S ≡ регресс, – Р ≡ движение. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Всякое преступление является правонарушением. Действие N является правонарушением. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Действие N является преступлением. |
КАРТОЧКА № 19
условие | решение |
1. Для каждого заданного понятия укажите: а) противоположное ему понятие, b) противоречащее ему понятие. 1.1. нежность; 1.2. неизбежность; 1.3. талант; 1.4. отступление; 1.5. рядовой. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите символически его структуру: Если в следующее воскресенье не будет дождя и я буду здоров, то я пойду в лес и буду собирать грибы. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Некоторые произведения искусства являются ценными. Природный не огранённый (не отшлифованный) алмаз не является произведением искусства. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Природный не огранённый алмаз не является ценным. |
КАРТОЧКА № 20
условие | решение |
1. Правильно ли каждое заданное деление объёма понятия? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: А ≡ республика: А1 ≡ античная республика, А2 ≡ федеративная республика, А3 ≡ республика с большой территорией; А ≡ война: А1 ≡ мировая война, А2 ≡ локальная война, А3 ≡ национально-освободительная война; А ≡ сутки: А1 ≡ утро, А2 ≡ день, А3 ≡ вечер; А4 ≡ ночь. 2. Установить логический смысл заданного сложного суждения, выразить символически его структуру: Если бы хоть это счастье было возможно для меня, а то мне уж нечего ждать. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Всякое испарение является переходом из жидкого в газообразное состояние. Всякое плавление не является испарением. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Всякое плавление не является переходом из жидкого в газообразное состояние. |
КАРТОЧКА № 21
условие | решение |
1. Правильно ли каждое заданное деление объёма понятия? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: 1.1. А ≡ зрение: А1 ≡ нормальное, А2 ≡ дальнозоркость, А3 ≡ близорукость. 1.2. А ≡ дерево: А1 ≡ корень, А2 ≡ ствол, А3 ≡ крона. 1.3. А ≡ лекарство: А1 ≡ жёсткое лекарство, А2 ≡ мягкое лекарство, А3 ≡ жидкое лекарство, А4 ≡ газообразное лекарство. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите символически его структуру: Если она не сможет проникнуть во дворец Снежной королевы и вынуть из сердца Кая осколок зеркала, то этого никто не сделает. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Некоторые виды спорта являются зрелищными. Некоторые виды спорта являются игровыми. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Все игровые виды спорта являются зрелищными. |
КАРТОЧКА № 22
условие | решение |
1. В виде круговых схем изобразите отношение объёмов каждой группы заданных понятий: 1.1. А ≡ оркестр, В ≡ скрипка; 1.2. А ≡ русский поэт и дипломат, В ≡ русский поэт; 1.3. А ≡ судебный исполнитель, В ≡ филателист. 2. Установите логический смысл заданного суждения. Выразите символически его структуру: Договор купли-продажи может быть заключён в устной или письменной форме и он может быть подтверждён или не подтверждён документально. 3. Сделайте вывод из каждой заданной посылки по методу обращения: Зотов является артиллеристом. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? Лёгкая атлетика не является игровым видом спорта. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? Все преступления являются правонарушениями. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? |
КАРТОЧКА № 23
условие | решение |
1. Обобщите и ограничьте каждое из заданных понятий: 1.1. первая третья декада летнего месяца; 1.2. моя третья первая любовь; 1.3. первое третье число года; 1.4. моя первая третья литературная премия; 1.5. третье воскресенье после понедельника. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите символически его структуру: Иван не является дядей Петра, так как он не является братом ни одного из родителей Петра. 3. Сделайте вывод из каждой заданной посылки методом превращения: 3.1. Некоторые гипотезы не являются ценными. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? 3.2. Никакая контрабанда не является законной. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? 3.3. Некоторые политические являются нелегальными. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ ? |
КАРТОЧКА № 24
условие | решение |
1. В виде круговых схем изобразите отношение каждой группы понятий по объёму: 1.1. А ≡ животное, В ≡ млекопитающее, С ≡ птица, D ≡ чайка; 1.2. А ≡ среднее учебное заведение, В ≡ средняя школа, С ≡ музыкальное училище, D ≡ класс; 1.3. А ≡ сантиметр, В ≡ метр, С ≡ дециметр, D ≡ километр, Е ≡ мера длины; 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите символически его структуру: Если в воскресенье не будет холодно и я не буду болен, то я пойду на озеро и покатаюсь на парусной лодке. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Ни один опытный человек не является некомпетентным. Ни один ошибающийся в работе человек не является опытным. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Все ошибающиеся в работе люди являются некомпетентными. |
КАРТОЧКА № 25
условие | решение |
1. Для каждого из заданных понятий приведите пример понятия, находящегося к заданному понятию в отношении равнозначности: 1.1. спикер; 1.2. автомобиль; 1.3. телевизор; 1.4. карьера; 1.5. газета. 2. В виде круговых схем изобразите отношение терминов каждого заданного суждения по объёму: 2.1. Некоторые государства не являются федеративными системами; 2.2. Во многих случаях преступления являются результатом умысла; 2.3. Конституция является основным законом страны; 2.4. Немало недовольных жизнью людей не являются революционерами; 2.5. Некоторые люди являются пенсионерами. 3. Правильно ли заданное умозаключение? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Все цветы являются растениями. Всякий мох является растением. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Всякий мох является цветком. |
КАРТОЧКА № 26
условие | решение |
1. Для каждого заданного понятия укажите пример понятия, находящегося к заданному в отношении подчинения: 1.1. неблагодарность; 1.2. небрежность; 1.3. недостача; 1.4. нервозность; 1.5. неприглядность. 2. Установите логический смысл заданного сложного суждения. Выразите символически его структуру: Шахты без водослива углублять нельзя, так как они нередко в таких слоях встречают плавуны. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, поясните, почему: 3.1. Всякое начало является трудной вещью. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Всякая трудная вещь является началом. 3.2. Клевета является умышленным искажением истины. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Клевета не является неумышленным искажением истины. 3.3. Некоторые студенты не являются юристами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые юристы не являются студентами. |
КАРТОЧКА № 27
условие | решение |
1. Обобщите и ограничьте каждое из заданных понятий: 1.1. голландский посол в Москве; 1.2. наука о живой природе; 1.3. христианская церковь; 1.4. последний экзамен; 1.5. двадцать первый век. 2. К какому виду простых атрибутивных суждений относится каждое из заданных суждений: 2.1. Эти залежи меди являются пластовыми; 2.2. Вредные для лиственных деревьев насекомые, за исключением немногих пантофагов и полифагов, являются опасными для какого-нибудь одного вида деревьев; 2.3. Не только уральские железорудные залежи являются чистыми; 2.4. Крупные реки Сибири текут на север; 2.5. Чаще всего арктические области являются плоскими низменностями. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Все участники семинара по криминалистике являются следователями. Некоторые участники семинара по криминалистике не являются челябинцами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые следователи не являются челябинцами. |
КАРТОЧКА № 28
условие | решение |
1. Для каждого из заданных понятий приведите пример понятия, находящегося в отношении перекрещивания с ним: 1.1. безмятежный; 1.2. безрассудный; 1.3. бескорыстный; 1.4. беспечный; 1.5. ненавистный. 2. Из двух заданных понятий составьте истинное суждение: 2.1. аксиома, очевидная истина; 2.2. порочный человек, счастливый; 2.3. судебный приговор, справедливое решение. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Ни одна гуманитарная наука не является естественной наукой. История не является естественной наукой. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ История является гуманитарной наукой. |
КАРТОЧКА № 29
условие | решение | |||||||||
1. Приведите пример понятий, отношение которых по объёму изображается заданной круговой схемой: А В С D 2. Установить логический смысл заданного сложного суждения. Выразить символически его структуру: Если будет дождливая погода, то ни искупаться нам не удастся, ни загорать нам не придётся. 3. К какому виду относится заданное умозаключение? Правильно ли оно? Если неправильно, назовите правило, которое нарушено: Все врачи являются специалистами по медицине. Некоторые присутствующие не являются врачами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые присутствующие не являются специалистами по медицине. |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки «Экономика»
Автор (составитель) – _____________ _канд. филос. наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков СИБИРЯКОВ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ
Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой ____________________________________
Протокол заседания от __________ г. №_____
Заведующий кафедрой __________________ В.И.Бархатов
Заместитель проректора
по учебной работе
С.П. Еремеева
«___» ________20__г.
Начальник учебно-методического
управления
Е.Н. Соколова
«___» ________20__г.
Отдел управления качеством
_____________
«___» ________20__г.