Что представляет собой определения, используемые в следующих отрывках текстов?

1) «Тут-то он узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают... Слышит – «костер» говорят. А на «костре» на этом

черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере во время бури, ходуном ходит. Это – «котел» говорят. А под конец стали говорить: вали в котел рыбу – будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину – та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется и присмиреет. «Ухи, значит, отведала» (М. Салтыков-Щедрин).

2) «Не прошло и четверти часа с той минуты, когда мы отчалили от корабля, как он стал погружаться на наших глазах. И тут-то впервые я понял, что значит «дело – табак» (Д. Дефо).

Какие из следующих определений явные, а какие – неявные?

1) Неделя – промежуток времени, равный семи суткам.

2) Наклонная к прямой l – прямая, пересекающая прямую l под углом, отличным от прямого.

3) Щи ленивые – это то, что получится, если в кипящий мясной бульон положить картофель, капусту, а когда они сварятся, добавить поджаренную в масле муку и сметану.

4) Читать карту – это значит, хорошо зная ее условные знаки, находить на ней страны, моря, горы, реки, определять климат, растительность и другие географические объекты и явления, их свойства и, связав эти сведения друг с другом, понимать географические особенности территории в целом.

5) Анемометр – это физический прибор для измерения силы ветра.

6) Аргумент функции в математике – независимая переменная величина, от значения которой зависят значения функции.

Установите род и видовое отличие в определениях из упр. 2.

4. Установите род и видовое отличие в следующем определении:

«Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет» (К. Маркс).

Какой недостаток будет заключать в себе это определение без признака, выражаемого последним придаточным предложением?

Следует ли согласиться со следующим утверждением: «Если же, однако, какое-нибудь имя является наиболее общим в своем роде, то его определение не может состоять из рода и видового отличия, а должно содержать такое описание, которое лучше всего выясняет значение этого имени» (Т. Гоббс)? Подтвердите ваше мнение примером.

К какой разновидности с точки зрения выполняемых функций относится определение, встречающееся в следующем тексте?

«Сократ: Превосходно. Но что ты понимаешь под выражением „мышление“: то же ли, что и я? Теэтет: Что ты под ним разумеешь? Сократ: Разговор, который ведет душа сама с собой о предмете своего исследования. Однако я даю объяснение, собственно, не как знающий. Мне представляется, что душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая. И тогда, когда она определила что-нибудь, быстро и медленно поняла, в согласие с собой пришла и от колебания освободилась, мы полагаем это ее мнением, так что иметь мнение, по-моему, значит говорить, а мнение есть словесно выраженная мысль, но не другому кому-нибудь и не голосом, а молча, самому себе. А ты что думаешь? Теэтет: То же». (Платон)

Какое из правил определения фиксируется в следующей фразе? «Выдумывать новые слова там, где в языке нет недостатка в терминах для данных имен, – это ребяческое стремление выделяться из толпы если не новыми и верными мыслями, то новыми заплатами на старом платье» (И. Кант).

8. Однажды известный французский зоолог Ж. Кювье зашел в Академию наук в Париже, где работала комиссия по составлению энциклопедического словаря. Его попросили оценить определение термина «рак», которое только что «удачно» было найдено. «Мы нашли определение понятию «рак», – сказали составители. – Вот оно:

«Рак – небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперед». – «Великолепно, – сказал Кювье. – Однако разрешите мне сделать небольшое замечание. Дело в том, что рак – не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. За исключением всего этого, ваше определение превосходно». Нарушением какого правила вызвана ирония Кювье? В чем суть допущенной ошибки?

9. В одном словаре предлагаются следующие определения:

а) Война – продолжение политики насильственными средствами.

б) Насилие – применение различных форм принуждения с целью приобретения или сохранения экономического, политического господства, завоевания привилегий.

Какое ложное следствие может быть выведено из этих определений как посылок? Что является источником этого ложного следствия? Как называется допущенная ошибка?

10. Какую логическую ошибку допустил ученик при ответах на вопросы учителя?

Учитель. Что такое полюса Земли?

Ученик. Полюса Земли – это точки земной поверхности, соединяемые отрезком прямой, который называется земной осью.

Учитель. А что такое земная ось?

Ученик. Земная ось – это отрезок прямой, соединяющий полюс Земли.

11. В чем недостаток следующих определений: «Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе», «Химия – наука о веществах и таких превращениях их друг в друга, при которых состав ядер атомов не изменяется»?

12. В контексте истинного утверждения «Все действительное возможно, а действительное – это то, что осуществлено в настоящем» показать недостаток определения «Возможное – это то, чего еще нет, но что осуществимо в будущем».

Наши рекомендации