Тема 9. Логическая структура вопросов и ответов
С суждениями тесно связана такая форма мышления, как вопрос. Вопросы - особая логическая реальность. По утверждению английского философа Р. Коллингвуда, логика, обращающая внимание только на ответы и пренебрегающая вопросами, - ложная логика.
Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу - необходимый элемент логической культуры.
Взаимодействие вопроса и ответа - типичная форма диалога в общении между людьми. Вопрос - могучий стимулятор развития знания.
Логическая структура вопроса: 1) исходное знание; 2)требование дополнить или уточнить эту информацию, перейти от исходного к искомому знанию.
Первая часть вопроса называется его предпосылкой, или базисом, а вторая - оператором вопроса.
ВИДЫ ВОПРОСОВ
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям.
1. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющими, закрытыми или "ли" - вопросами.
Вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию, называются восполняющими, открытыми или "что?" - вопросами.
2. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.
Различают несколько типов логической некорректности вопросов. Бессмысленные вопросы, провокационные вопросы.
НЕДООПРЕДЕЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ.
В формулировке вопроса содержатся многозначные термины, и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае. К не доопределенным можно отнести и безотносительные вопросы.
ТАВТОЛОГИЧНЫЕ ВОПРОСЫ.
На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет.
3. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные.
По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие.
В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции различаются исследовательские и информационные вопросы.
ОТВЕТ. ВИДЫ ОТВЕТОВ
Ответ - это суждение, дающее информацию, запрашиваемую в вопросе.
Основными функциями ответа являются: а) снятие (уменьшение) неопределенности, заключенной в вопросе или б) указание на неправильную постановку вопроса.
РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ОТВЕТОВ.
1. По содержанию ответы делятся на правильные и неправильные.
2. По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные.
3. По объему информации различают полные, неполные и избыточные ответы. 4. По намерениям отвечающего различают позитивные и негативные ответы.
УЛОВКИ И ОШИБКИ В ВОПРОСНО-ОТВЕТНОМ ИСКУССТВЕ
1. подмена вопроса.
2. "ошибка многих вопросов"
3. "ответ вопросом на вопрос"
4. другой уловкой является "ответ в кредит".
5. уловка, называемая "сокрытие необоснованности утверждения".
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.
1. Что такое вопрос как вид мысли?
2. Что такое предпосылка вопроса?
3. Какие вопросы являются логически правильными? Виды правильных вопросов.
4. Какие вопросы являются логически неправильными? Виды неправильных вопросов.
5. Логически правильные и неправильные ответы
6. Прагматически правильные вопросы и ответы.
7. Прагматически неправильные вопросы и ответы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики.
2. Основные этапы развития логики. Значение логики.
3. Язык как знаковая система.
4. Учение логики об именах.
5. Основные семантические категории выражений языка.
6. Суждение. Простые суждения: атрибутивные и суждения об отношениях.
7. Сложные суждения.
8. Отношения между суждениями.
9. Отрицание суждений
10. Логическая и прагматическая характеристика вопросов и ответов.
11. Понятие теории. Логическая теория аргументации. Аргументация и логическое доказательство. Состав, виды.
12. Критика и опровержение. Состав и виды.
13. Правила аргументации и критики по отношению к тезису. Ошибки и уловки.
14. Правила аргументации и критики по отношению к аргументам. Ошибки и уловки.
15. Основные стратегии аргументации и критики.
16. Тактические приемы аргументации и критики.
17. Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения. Рассуждения разбором случаев.
18. Способ исследования рассуждений средствами таблично построенной логики высказываний.
19. Способ установления отношений посредством таблично построенной логики высказываний.
20. Выводы из категорических суждений: обращение и превращение.
21. Выводы из категорических суждений: противопоставление предикату и противопоставление субъекту.
22. Категорический силлогизм. Состав, общие правила силлогизма.
23. Категорический силлогизм. Фигуры. Энтимема силлогизма.
24. Статистические умозаключения. Обобщающая индукция: полная и не полная.
25. Методы установления причинных связей между явлениями.
26. Умозаключения по аналогии.
27. Понятие. Содержание понятия (логическое и фактическое: основное и полное). Объем понятия (логический и фактический: основной и полный). Закон обратного отношения.
28. Виды понятий.
29. Отношения между понятиями по содержаниям и объемам. Обобщение и ограничение понятий.
30. Приемы разъяснения выражений: разъяснение посредством примеров, описание, характеристика, сравнение.
31. Определение. Виды определений и правила. Ошибки в определениях.
32. Деление. Правила деления. Ошибки. Классификация.
33. Проблема и гипотеза.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.
Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М., 1961.
Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.
Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М., 1979.
Бойко А. П. Формально-логические основы классификации //Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.
Бочаров В.А. Аристотель и традиционная силлогистика. М., 1984.
Бочаров В.А. Маркин В.И. Основы логики. М., 2002.
Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.
Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.
Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. М., 1960.
Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 2000.
Войшвилло Е.К., Мелев Ю.В. Логические аспекты философской аргументации // Вопросы философии. Вып. 6-7. Ереван, 1988.
Гарднер М. А. А ну-ка, догадайся! /Пер. с англ. М., 1984.
Гетманова А. Д., Панов М. И., Уемов А. И., Никифоров А.Л. Бузук Г. Л.
Гетманова А.Д. Логика. М., 1986.
Гнеденко Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М., 1982.
Горский Д. П. Логика. М., 1963.
Горский Д.П. Логика. М., 1963.
Горский Д.П. Определение. М., 1974.
Джини К. Логика в статистике. М., 1973.
Иван А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.
Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся. М., 1990.
Ивин А. А. По законам логики. М., 1983.
Ивин А. А. Строгий мир логики. М., 1988. (Б-ка Детской энциклопедии «Ученые — школьнику».)
Ивлев Ю. В. Логика. М., 1992.
Ивлев Ю. В. Учебник логики М., 2003.
Касымжанов А. X., Келъбуганов А. Ж. О культуре мышления. М., 1981. (Философская б-ка для юношества.)
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1987.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000.
Костюк В.Н. Методология научного исследования. Одесса, 1976.
Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методологический анализ. Ростов-н/Д.,1991.
Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса. Баку, 1991.
Кэрролл Л. История с узелками. М., 1973.
Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.
Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
Логика. Минск, 1974.
Логика: Учеб. пособие для 10—И классов. М., 1992.
Маковельский А.О. История логики. М., 1967.
Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. М., 1991.
Мельников А. Н. Сборник задач по логике. Киев, 1990.
Меськов В. С., Карпинская О. Ю. и др. Логика: наука и искусство. М., 1992.
Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. М., 1984.
Никольская И. Л., Семенов Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать. М., 1989.
Павлова Л.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 2001.
Петров Ю.А. Методологические проблемные ситуации в научном познании // Вести. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1987. № 2.
Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. СПб., 1996.
Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.
Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М., 1978.
Сборник упражнений по логике / Под ред. А.С. Клевчени и В.И. Бартона. Минск, 1981.
Сборник упражнений по логике. Минск, 1991.
Свинцов В. И. Логика. М., 1987.
Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988.
Смаллиан Р. Алиса в Стране Смекалки. М., 1987.
Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985.
Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964.
Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М., 1989.
Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.
Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967.
Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975.
Теория и практика полемики. Томск, 1989.
Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1997.
Уемов А.И. Аналогия в практике научного познания. М., 1970. Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. М., 1967. " Формальная логика. Л., 1977.
Уемов Л. Я. Задачи и упражнения по логике. М., 1961.
Упражнения по логике. М., 1990.
Усова А. Ф. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.
Ушинский К. Д. Первые уроки логики //Собр. соч. М.—Л., 1948. Т. 4. С.
554—578.
[1] Можно вспомнить забавный случай (исторический анекдот) из жизни Бертрана Рассела. Как-то один из собеседников философа, удивившись, что из ложного утверждения следует любое утверждение, спросил: “Вы всерьез считаете, что из утверждения «два плюс два – пять» следует, что вы папа римский?” Рассел ответил утвердительно. “И вы можете доказать это?”,– продолжал собеседник. “Конечно!” – последовал тотчас утвердительный ответ, и Рассел предложил такое доказательство:
1) предположим, что 2+2=5
2) вычтем из обеих частей по 2: 2=3
3) переставим правую и левую части: 3=2
4) вычтем из обеих частей по 1: 2=1
Папа римский и я – нас двое. Так как 2=1, то папа римский и я – одно лицо. Следовательно, я – папа римский.