Тема 15. Коммуникативные типы высказываний
Изучить тему 15
Выполнить задания 1-6, 8-13, 16-17;
Проработать примеры 2-4 из задания 2 обобщающего характера.
Тема 15. Коммуникативные типы высказываний
1. С языком или речью связан коммуникативный аспект изучения предложения? Почему?
2. Что такое высказывание? Как высказывание соотносится с предложением?
3. Что понимается под целью высказывания?
4. Дайте характеристику повествовательных высказываний (предложений).
5. Расскажите о роли интонации в выражении побуждения.
6. Является ли форма повелительного наклонения обязательным элементом побудительного высказывания? Подтвердите свою точку зрения примерами.
7*. Почему побудительные высказывания часто строятся на основе определенно-личных предложений?
8. Найдите в текстах художественной литературы или публицистики 8-10 побудительных предложений. Определите средства выражения и степень категоричности побуждения.
9. Как вы думаете, целесообразно ли выделять оптативные предложения (высказывания) в отдельную группу? Почему?
10. Какие средства используются для оформления вопроса?
11. Покажите, что в вопросительных высказываниях без вопросительного слова место логического ударения меняется в зависимости от запрашиваемой информации.
12. Каково принципиальное различие между вопросительными высказываниями в прямом и переносном значении?
13. Чем различаются обще- и частновопросительные высказывания?
14*. Подберите из художественных и / или публицистических тестов примеры неопределенно- и констатирующе-вопросительных высказываний.
15. Определите, в каких случаях вопросительное высказывание использовано в прямом значении, в каких в переносном. Мотивируйте свое мнение. Как вы думаете, почему в этом задании вопросительные предложения даны в контексте?
*Определите разновидности вопросительных предложений в прямом и переносном значении.
1. Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать. 2. А по бокам-то всё косточки русские. Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? 3. Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов! То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут. Слышишь ты пение?.. 4. Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Всё ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?.. 5. Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка? 6. Выпряг народ лошадей и купчину С криком «ура!» по дороге помчал… Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..
7. Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает. И к чему? Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь; Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь! 8. Впрочем, что ж мы такую особу беспокоим для мелких людей? Не на них ли нам выместить злобу? Безопасней, еще веселей В чем-нибудь приискать утешенье… (Некрасов).
16. Какие синтаксические средства используются для оформления эмоционально окрашенных высказываний?
17. Покажите, что одно и то же предложение (например, Уже пора ехать!; Какой ты молодец!), произнесенное с разной интонацией, выражает разные чувства.
18. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Определите типы вопросительных предложений.
1. Можно ли, друг мой, томится в тяжелой кручине? Как не забыть, хоть на время, язвительных терний? Травы степные сверкают росою вечерней, Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне. 2. Я уезжаю. Замирает В устах обычное: прости. Куда судьба меня кидает? Куда мне грусть мою нести? 3. Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии! Долго ли душу томить В темном молчании! 4. Все бы, ах, все бы с собою унесть! (Фет).
5. Я не прошу ни мудрости, ни силы. О, только дайте греться у огня! 6. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. 7. Здравствуй! Легкий шелест слышишь Справа от стола? 8. Люби меня, припоминай и плачь! Все плачущие не равны ль пред богом? 9. Кто же бродит опять у крыльца И по имени нас окликает? Кто приник к ледяному стеклу И рукою, как веткою, машет?.. 10. Твой белый дом и тихий сад оставлю. Да будет жизнь пустынна и светла (Ахматова).
19. Опираясь на конкретные примеры, покажите, что нельзя определять цель высказывания только на основании знаков препинания.