Внутреннее-верхнее-наружное-нижнее
Виды иллюстраций
Их особенности.
Другие элементы книги
Переплет (крышки, корешок)
обложка
Книжный блок
форзац
Полоса набора
Поля
Спусковая полоса
Далее по презентации
Авантитул
Контртитул Вторая страница - контртитул - может остаться незаполненной, либо представлять название книги на языке оригинала.
Титул
Формат издания
Виды форматов
Доли листа
Формат книги - ширина и высота книжного блока или книги в обложке после обрезки. ДОЛЯ ЛИСТА — часть отпечатанного листа издания, образуемая при его сгибании (фальцовке) в несколько раз и определяющая размер страницы — формат издания.
По формату (ширине и высоте) книжные издания принято делить на следующие группы:
· Книги большого формата: 205х260мм и выше;
· Книги среднего формата: от 120х165 до 170х240мм;
· Малоформатные: от 107х177 до 100х140мм;
· Миниатюрные: в России - не выше 100х100мм, в некоторых странах не выше 76х76мм или меньше;
· Микрокниги: в России - не выше 10х10мм.
Форматы книг принято указывать сокращенно. Например, выражение 60×90/16 обозначает, что формат книги составляет 1/16 долю листа бумаги размером 60×90 см.
Широкие форматы — 70x90/16 и 75x90/16 — нужны, главным образом, для изданий с крупными или многочисленными иллюстрациями (например, для изданий по искусству, для научных и учебных изданий, где иллюстрации вынесены в отдельную колонку), с крупным шрифтом (главным образом, для детских книг).
Близкие к квадрату форматы подходят, главным образом, для изданий по изобразительному искусству и некоторых других книг, где иллюстрации имеют особенно большое значение. Дело в том, что в таких изданиях воспроизводятся оригиналы с самым различным соотношением сторон. На страницах с обычными пропорциями (от 1:1,6 до 1:1,3) репродукции вытянутых по ширине оригиналов приходится помещать «лежа» и при рассматривании иллюстраций приходится поворачивать книгу то в одну, то в другую сторону. Если же формат книги квадратен или близок к квадратному, то на ее страницах можно одинаково хорошо (или почти одинаково хорошо) — и притом горизонтально— расположить иллюстрации с любым соотношением сторон.
Сильно удлиненные форматы резко отличаются от остальных, сразу привлекают к себе внимание. В таких форматах выпускают, главным образом, такие книги, которые хотят подчеркнуто выделить из общей массы изданий.
4. Понятие «равновесие» в книге
Понятие «разворот»
Симметричный и асимметричный разворот
Равновесие двух прямоугольников текста правой и левой полос
Поля
Примеры полей (сказать, какие лучше)
Классические поля
Соотношения полей
Внутреннее-верхнее-наружное-нижнее
Обычное издание 2-3-4-6
Роскошное издание 2-3-5-6
Компактное издание 2-3-4-5
Равновесие иллюстрации и текста
Движение глаза по развороту
Правая полоса играет роль сигнальной
Плотность текстового блока и иллюстрация
Пропорции букв и иллюстрация
Гарнитура шрифта и иллюстрация
Разные типы букв по Фаворскому
Большая часть иллюстраций соответствует какому-нибудь одному из рассмотренных типов букв. Линейный Орнамент, например, соответствует одномерной букве, предметная иллюстрация — объемной; иллюстрация пространственная, основанная на цвете и тоне, соответствует пространственной букве; четвертому типу буквы соответствует иллюстрация, выполненная в черно-белой манере.
Мы уже говорили, что с объемной буквой легче всего объединяется предметная иллюстрация; чертеж же по своему характеру непредметен. Если бы мы пожелали соединить чертеж с объемной буквой, то можно этого достичь следующим образом: чертеж поместить на плоскость и этой плоскости дать известную толщину.
Вся иллюстрация при этом получит объемность — соединится с объемной буквой (а).
Если бы мы захотели соединить перспективный чертеж с объемной буквой, то в этом случае может помочь виньетка в виде объемной рамы с определенной толщиной. Тем самым изображение получит предметность.
При иллюстрировании книги необходимо следить и за соответствием толщины штриха иллюстрации толщине основных штрихов шрифта. Насыщенные, жирные штрихи иллюстрации плохо гармонируют со шрифтом, построенным в основном на тонких штрихах. Так же плохо будет гармонировать иллюстрация, выполненная светлыми, тонкими штрихами с жирным шрифтом.
Наиболее существенным моментом при решении вопроса о художественной связи шрифта с иллюстрацией является момент стилевого единства.
Равновесие двух и более иллюстраций на развороте
Способы заверстки иллюстраций
1) Открытая заверстка – текст над или под иллюстрацией
2) заверстка вразрез – текст сверху и снизу
3) закрытая заверстка – текст с 3 сторон
4) глухая заверстка – текст с 4 сторон
5) с выходом на поле
6) на полях
7) на отдельной полосе
8) иллюстрация под обрез – края совпадают с форматом издания
Ритм в книге
Пространственный и временной
Книга есть пространственное изображение литературного повествования, воспринимаемое во времени. Одна длинная строка – нет пауз, нет акцентов. Нужно деление книги на части, паузы и акценты для удобства чтения. Можно ускорять и замедлять ритм. Книжное время не равно времени реальному. 3 времени – реальное (чтение), книжное в повествовании, время в иллюстрациях
Ритмическая структура книги - характеристика художеств. формы книги с точки зрения закономерностей расположения и взаимосвязи всех её элементов. Ритмическая структура книги отражает композиционный замысел.
Виды ритма в книге:
1. Рубрикационный ритм – деление книги на составные части лит. Текста
2. Иллюстрационно-текстовый ритм – соотношение текста и иллюстрации
3. Текстовый ритм – внутренняя связь полосы набора
4. Иллюстрационный ритм – внутренняя связь иллюстраций
+-
Акценты и паузы в книге. Сценарий книги – логика смены разворотов и развития книги. Правая полоса более стабильная – иллюстрация на ней – замедление. Паузы перед началом разделов или глав. Белое как пауза
Иерархия белого в тексте:
· Белое внутри букв и между ними
· Межсловное
· Интерлиньяж
· Межколонник
· Фон текста (поля и целое)
Последовательность действий художника книги:
1. Определить читательский адрес издания – на кого книга рассчитана
2. Создать художественный образ книги – или дизайн-концепцию, т.е. выбрать стилистику, манеру, технику исполнения и характер персонажей
3. Определить формат издания
4. Рассчитать объем издания (доля листа, количество полос) – обычно на компе расчет уже с текстом и эскизами иллюстраций. Доля листа и формат
5. Нарисовать композиционно-ритмический сценарий – воплощение
Ошибки в проектировании книги:
1. Неподходящий формат
2. Бесформенность расположения
3. Корешок без названия книги и автора
4. Не учитывается массив текста при создании иллюстраций
5. Отсутствие стилистического единства