Теоретические и методологические принципы.
Выбор темы, информационный поиск, научный поиск и внедрение.
Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся исследования.
Научная проблема – это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной.
Научная тема – это сложная, требующая решения задача. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.
Тема научно-исследовательской работы, в свою очередь, может охватывать некоторый круг вопросов. Под научным вопросом понимается мелкая задача, относящаяся к определенной теме. Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспечивает успешное ее выполнение.
[Р.А. Сабитов. Основы научных исследований. Учебное пособие]
Выбор научно-исследовательской темы определяется следующими показателями:
- народнохозяйственная эффективность;
- соответствие профилю учреждения;
- обеспечение финансированием и внедрение результатов исследования.
Критерии оценки показателей приведены на рисунке 9.1
Рисунок 9.1 Обоснование темы исследования.
Формальным признаком актуальности темы исследования выступает связь работы с соответствующей целевой комплексной программой или программами по решению важнейших научно-технических проблем народного хозяйства страны или отдельных областей. При наличии такой связи указываются название конкретной программы или подпрограммы, ее шифр, государственный регистрационный номер.
При формулировании научной новизны результатов исследования необходимо показать отличие результатов работы, которые планируется получить, от известных прежде вариантов решения проблемы, а также описать степень новизны (будет усовершенствовано, получит дальнейшего развития и т.п.). Научные результаты теоретических исследований могут иметь форму концепции, гипотезы, классификации, закона, метода и т.д.
Результатами прикладных и эмпирических исследований становятся технологии, методики, алгоритмы, вещества, штаммы и т.д.
По месту полученных знаний в совокупности уже известных данных можно выделить три уровня новизны:
- преобразование известных данных, коренное их изменение;
- расширение, дополнение известных данных;
- уточнение, конкретизация известных данных, распространение известных результатов на новый класс объектов.
Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми в соответствующей области знаниями, которые не дополняют известные положения, а представляют собой нечто самостоятельное.
На уровне дополнения новый результат расширяет известные теоретические или практические положения, вносит в них новые элементы, дополняет познания в определенной области без изменения их сути.
На уровне конкретизации новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные положения, которые касаются частных случаев. На этом уровне известный метод, способ могут быть развиты и распространены на новый класс объектов, систем, явлений.
Соответствие профилю учреждения – важный критерий выбора темы исследования, который включает в себя:
- специализацию научного учреждения, которая дает возможность применять накопленный опыт использования научных работ по определенной тематике;
- наличие кадров по профилю работы, что сокращает срок разработки и снижает затраты на НИР;
- материально-техническую базу, которую следует учитывать при выборе темы исследования.
Обеспечение финансирования при выборе темы исследования учитывают с целью определения его источника (бюджетное, внебюджетные фонды, хозрасчетное и т.п.), величины средств, рентабельности разработки для научного учреждения, а также создания необходимых условий для внедрения результатов исследований.
Таким образом, при конкретизации проблемы и тем научных исследований на основе анализа разногласий исследуемого направления формулируется сама проблема, определяются общие черты ожидаемых результатов, разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, устанавливается их актуальность, определяются исполнители.
http://research-st.ru/uchebnoe-posobie-po-osnovam-nauchnykh-issledovanij/169-vybor-nauchno-issledovatelskoj-temy.html
Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Тот факт, что этот поиск становится сейчас все сложнее и сложнее, в доказательствах не нуждается.
Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различным вопросам. Еще больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромное количество научной информации остается неопубликованной.
Информация имеет свойство "стареть". Это объясняется появлением новой печатной и неопубликованной информации или снижением потребности в данной информации. Таким образом, отыскать новое, передовое, научное в решении данной темы — сложная задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива. Недостаточное использование мировой информации приводит к дублированию исследований.
Научная информация– это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике.
Из определения вытекает, что научной можно считать только ту информацию, которая удовлетворяет нескольким серьезным требованиям.
Во-первых, научная информация получается человеком в процессе познания, и, следовательно, неразрывно связана с его практической, производственной деятельностью, поскольку последняя является основой познания.
Во-вторых, научная информация – это логическая информация, которая образуется путем обработки информации, поставляемой человеку органами чувств, при помощи абстрактно-логического мышления.
Чтобы информация считалась научной, она должна удовлетворять еще одному условию: она должна непременно использоваться в общественно-исторической практике.
Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. Это часто путают. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной, преподавательской и практической деятельности, и поэтому в этом разделе речь идет именно о них.
Источники научной информации:
1. Научные издания –издание, содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания можно разделить на следующие виды:
- монография;
- автореферат;
- диссертации;
- препринт;
- сборник научных трудов;
- материалы научной конференции;
- тезисы докладов научной конференции;
- научно-популярное издание.
Монография - научное или научно-популярное книжное издание содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.
Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, предоставляемого на соискание ученой степени.
Препринт - научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Тезисы докладов научной конференции - научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и/или сообщений.
Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).
Научно-популярное издание - издание, содержащее сведения:
- о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники;
- изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.
Учебные издания
Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. К учебным изданиям относятся: учебник, учебное пособие, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматия и т.д.