Источники информации, необходимые
Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке
К практическому занятию по коммунальной гигиене
«методика санитарной экспертизы проектов сброса сточных вод в водные объекты»
Для студентов 6 курса медицинского факультета,
специальность – медико-профилактическое дело
Донецк – 2011
Тема: «методика санитарной экспертизы проектов сброса сточных вод в водные объекты»
Актуальность темы
В настоящее время в Украине не осталось ни одного поверхностного водоема, который бы по уровню загрязнения воды, экологическому состоянию и качественным характеристикам основных санитарно-химических и микробиологических показателей можно было бы отнести к водоемам первой категории. Ежегодно в водоемы Украины сбрасывается более 3,5 млрд.м3 сточных вод, из них более 60 % – неочищенных или недостаточно очищенных. Объем сточных вод Донецкой области превышает 1,7 млрд. м3 в год, из которых около половины относятся к загрязненным. Ухудшения санитарного состояния водоемов может причинить ущерб здоровью населения.
Для создания оптимальных условий жизни человека необходима целенаправленная работа по предупреждению загрязнения водных объектов разнообразными видами сточных вод (бытовыми, промышленными, поверхностным стоком населенных пунктов и др.), осуществляемая в виде государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Определение условий выпуска сточных вод в поверхностные водоемы включает в себя расчет допустимого уровня их загрязнения, при которой они могут быть спущены в данный водоем без угрозы загрязнения последнего. При этом должно быть сохранено качество воды в створе, расположенном на 1 км выше ближайшего пункта водопользования, в пределах требований «Санитарных правил и норм охраны поверхностных вод от загрязнения СанПиН 4630-88».
При подготовке врача, способного справиться с будущей работой, оказывается, недостаточно вооружить его современными достижениями гигиеничной науки. Не менее важно будущего специалиста научить практическим навыкам, необходимым для решения основных вопросов повседневной деятельности врача в области санитарной охраны водных объектов.
Цели обучения
Общая цель: Уметь оценивать гигиеническую эффективность проектируемых мероприятий по санитарной охране водоемов по результатам санитарной экспертизы условий выпуска сточных вод в поверхностные водоемы.
Конкретные цели:: |
Уметь: |
1. Определить категорию водопользования для поверхностного источника |
2. Определить кратность разбавления сточных вод в воде водоема |
3. Определить допустимое содержание в сточных водах взвешенных веществ |
4. Определить допустимую концентрацию химических веществ в сточных водах |
5. Определить допустимое содержание в сточных водах органических веществ |
6. Определить допустимую температуру сточных вод |
7. Определить допустимое содержание кислоты (щелочи) в сточных водах |
8. Оформить санитарное заключение о возможности сброса сточных вод в водоем |
содержание обучения
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности
1. Гигиенические требования к качеству воды поверхностных водоемов. у пунктов водопользования.
2. Гигиеническая классификация водных объектов по степени загрязнения.
3. Условия отведения сточных вод в водоемы, их гигиеническое обоснование.
4. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) и лимитирующем признаке вредности сточных вод. Гигиеническое нормирование при совместном присутствии нескольких химических веществ и с учетом трансформации их в водной среде.
5. Методика санитарной экспертизы условий выпуска сточных вод в водные объекты в условиях предупредительного санитарного надзора.
После усвоения вышеуказанных вопросов ознакомьтесь с графом логической структуры темы занятия (Приложение 1).
Источники информации, необходимые