Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это её работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!
Департамент образования Ярославской области
Центр образования школьников «Олимп»
Всероссийская олимпиада школьников 2008-2009 учебного года
Русский язык, 11 класс, муниципальный этап
Автор-составитель:
Мельникова Екатерина Михайловна, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. К.Д.Ушинского,
кандидат филологических наук
Задание 1.
Можно ли утверждать, что слова в каждой из данных пар слов образованы одинаково? Обоснуйте свой ответ.
солистка – модистка
чудесный – древесный
Задание 2.
Прочитайте следующие слова:
опёнок, осколок, опушка, ошеломить, ошибка, огарок, оплошность.
В этих словах есть или когда-то была приставка о-. Эта приставка использовалась для выражения различных значений.
Сгруппируйте данные слова в зависимости от словообразовательного значения приставки о-. Сформулируйте эти значения. Дополните каждую группу своим примером.
Задание 3.
В чём проявляются особенности спряжения глаголов хотеть, бежать, чтить?
Как называются такие глаголы?
Задание 4.
Чем необычны с точки зрения смысловой организации следующие словосочетания? Обоснуйте свой ответ.
Молоть муку, сушить сухари, рубить дрова.
Продолжите этот ряд своим примером.
Задание 5.
Проанализируйте особенности функционирования слова лень в следующих строках:
Благословенна лень,
томительнейший плен,
Когда проснуться лень
и сну отдаться лень.
(А.Вознесенский)
Определите, в роли какой (каких) части (частей) речи выступает выделенное слово. Свой ответ аргументируйте, рассмотрев семантические, морфологические и синтаксические особенности данного слова.
Задание 6.
Есть известное изречение: Врачу исцелися сам.
Каково значение этого выражения в современном русском языке? Какова синтаксическая роль слова врачу? В каком падеже оно стоит? Нужны ли внутри фразы какие-нибудь знаки препинания?
Задание 7.
Запишите текст, раскрыв скобки. Объясните написание выделенных слов.
На (всемирно)исторические проблемы он имел (детски)наивный взгляд. Вместо того чтобы вырабатывать (стратегически)верный план спасения (западно)европейской цивилизации, этот мечтатель, увлекавшийся (древне)русской литературой и (вальтер)скоттовскими романами, тихо наслаждался (потрясающе)прекрасным видом (нежно)розового заката.
Задание 8.
«Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки», - писал русский учёный. Что понимал он под «удивительным» знаком и «вместительным» знаком? Объясните.
Укажите также, о каком учёном идёт речь и как назывался его труд.
Задание 9.
Прочитайте отрывок из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и сделайте синтаксический разбор выделенных предложений:
- подчеркните члены предложения (в последнем предложении – только главные члены);
- укажите тип каждого члена предложения;
- укажите, простое это предложение или сложное, определите тип сложного предложения;
- у простого предложения укажите, является ли оно двусоставным или односоставным (определите тип односоставного предложения), распространённым или нераспространённым, полным или неполным.
Однако неожиданно возле него столкнулись две женщины, и одна из них <…> закричала <…> так:
Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это её работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!
Задание 10.
Напишите для школьного лингвистического журнала статью, посвящённую истории слова Волга.