Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Частное образовательное учреждение
Высшего образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра маркетинга и социальных коммуникаций
Учебно-методические материалы
по учебной дисциплине
ПРАКТИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
для бакалавров заочной формы обучения
Санкт-Петербург
Содержание
1. Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине
«Практическая и функциональная стилистика»_____________ 3
- Содержание тем ______________________________________4
Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины__________________________________________ 8
4. Учебная литература ________________________________ 8
5. Темы контрольных работ. Зачетные вопросы ______________ 9
6. Методические рекомендации по написанию контрольной
работы_______________________________________________ 11
7. Выполнение презентации_______________________________ 13
8. Тест в Гиперметоде____________________________________ 13
9.Экзаменационные билеты по дисциплине:
«Практическая и функциональная стилистика русского языка»_14
Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине
«Практическая и функциональная стилистика русского языка»
1.Весенняя сессия 1-го курса
Критерии: К-во Баллы Всего:
Присутствие на начитке 1пара Х 10 10
Тест электронный 40 вопр. Х 1 40
Контрольная работа 1 30
Зачет 2 вопроса Х 10 20
_____________________________________________________________
Всего: 100
2.Осенняя сессия 2-го курса
Критерии: К-во Баллы Всего:
Присутствие на начитке 15 пар Х 2 30
Презентация 1 Х 20 слайдов 40
1.Экзамен 3 вопроса Х 10 30
_____________________________________________________________
Всего: 100 баллов
2.Курсовая работа1 Х 25 стр. Всего 100 баллов
Без сдачи и защиты курсовой работы студент не допускается к экзамену.
Содержание тем дисциплины
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы | |
МОДУЛЬ 1. Функциональные стили речи | |||
3.1. | Введение. Место дисциплины в системе подготовки бакалавра. Достижения современной лексической стилистики. | Ведущая роль слова в системе языковых средств. Достижение современной лексической стилистики. Номинативные и эстетические функции стилистики. | |
3.2. | Понятие о функциональных стилях речи (I часть) | Основные понятия функциональных стилей речи. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Сфера его функционирования и использования. Особенности научного стиля. Официально-деловой стиль речи. Сферы применения официально-делового стиля речи. Характеристика основных подстилей официально-делового стиля речи. | |
3.3. | Понятие о функциональных стилях речи (II часть) | Публицистический стиль. Области применения публицистического стиля речи. Своеобразие публицистического стиля Стили художественной литературы. Разговорный стиль, его понятие и характерные особенности. | |
3.4. | Лексическая стилистика | Лексическая сочетаемость. Стилистическое использование многозначности слова. Стилистические функции омонимов, синонимов, антонимов. Стилистическое разграничение паронимов. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. | |
3.5. | Стилистические свойства слов в связи с их происхождением (1 часть) | Общеславянская и восточнославянская семья языков. Роль старославянского языка - как языка культуры. Лексические, морфологические, фонетические и стилистические отличия старославянской лексики от современного русского языка. | |
3.6. | Стилистические свойства слов в связи с их происхождением (2 часть) | Заимствованная лексика. Процесс заимствования. Историческое и хронологическое пополнение отечественной лексики. Стилистическая роль заимствований. Варваризмы. Экзотизмы. Макароническая лексика. | |
3.7. | Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления. Общеупотребительная лексика. | Устная и письменная форма языка. Лексика книжных стилей: высокая, риторическая, официально-деловая. Разговорная и просторечная лексика. Литературная норма речи. | |
3.8. | Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления. Лексика, ограниченная в употреблении | Лексика ограниченной сферы употребления. Диалектная лексика. Проникновение диалектной лексики в литературный язык. Диалектизмы в художественной речи. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов. Профессиональная лексика. Использование профессиональной лексики в литературном языке. Жаргонная лексика. Использование жаргонной лексики в литературном языке. Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов. | |
3.9. | Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка | Устаревшие слова. Процесс архаизации лексики. Состав устаревших слов. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов. Пополнение лексики новыми словами. Типы неологизмов. Индивидуально-стилистические неологизмы в художественной речи. | |
3.10. | Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской | Функционально-стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешанные стили: канцеляризмы и речевые штампы. | |
3.11. | Стилистическое использование фразеологических средств языка | Особенности употребления фразеологизмов в речи. Стилистическая окраска фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Омонимия фразеологизмов. Стилистическое использование фразеологизмов в публицистической и художественной речи. Фразеологическое новаторство писателей. | |
3.12. | Разрушение образного значения фразеологизмов. Устранение ошибок в использовании фразеологических средств. | Изменение количества компонентов фразеологизма. Преобразование состава фразеологизма. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизма. Искажение образного значения фразеологизма. Контаминация различных фразеологизмов. Методика выявления и устранения ошибок. | |
МОДУЛЬ II . Практическая стилистика | |||
4.1. | Изобразительно- выразительные средства языка. Тропы | Понятие образности речи. Характеристика и содержание изобразительно-выразительных средств языка. Определение тропа. Границы использования тропов в речи. Характеристика основных тропов. Эпитет. Развернутый эпитет. Эпитеты, закрепленные в народно- поэтической речи. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Стилистически не оправданное употребление тропов. | |
4.2. | Изобразительно-выразительные средства языка. Фигуры. | Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза и оксюморон. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие и бессоюзие | |
4.3. | Стилистика словообразования | Создание оценочных значений средствами словообразования. Стилистическое переосмысление форм субъективной оценки в современном русском языке. Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка. Словообразовательные архаизмы. Окказиональное словообразование. Устранение недочетов в словообразовании при стилистической правке текста. | |
4.4. | Стилистика частей речи (1 часть) | Место имени существительного в разных стилях речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен существительных. Место имени прилагательного в разных стилях речи. Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи. Место имени числительного в разных стилях речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных. Употребление местоимений в разных стилях речи. Стилистическое использование местоимений в художественной речи. | |
4.5. | Стилистика частей речи (2 часть) | Место глагола в разных стилях речи. Инфинитив. Причастие. Деепричастие. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глагола. Стилистический аспект в изучении наречия. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении наречий. | |
4.6. | Стилистический синтаксис | Место второстепенных членов предложения и порядок слов в предложении. Добавочные замечания о порядке слов. Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное. Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием. | |
4.7. | Стилистический синтаксис | Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение. Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением. Сказуемое при подлежащем типа «брат с сестрой». Определение с существительным общего рода. Согласование определения с существительным, имеющим при себе приложение. Согласование определения с существительным и однородными членами предложения. Согласование приложений. Согласование приложений - географических названий. | |
4.8. | Практическая стилистика и методика работы над совершенствованием текста. | Научная и методическая базы редактирования: значение традиционных филологических приемов анализа текста для формирования практических навыков редактирования. Психологические предпосылки редактирования, его коммуникативные и логические основания. Юридические и этические аспекты редактирования. Литературное редактирование материалов массовой информации. Макро и микро редактирование. | |
4.9. | Классификация ошибок | Классификация фактических ошибок, причины их появления и пути их устранения. Действие законов логики в стилистике. Классификация логических ошибок. Методика их устранения. Смещенное логическое ударение. Смещение логического ударения как стилистический прием. Схема действий по выявлению речевых ошибок. Классификация речевых ошибок. Методика их устранения. | |
4.10. | Основные качества речи | Коммуникативная точность речи. Типы ошибок, нарушающих коммуникативную точность. Нарушение коммуникативной точности как стилистический прием. Краткость речи. Лишние слова. Нелишние лишние слова. Лишнее слова как прием стилизации. Полнота речи. | |
4.11. | Фоника. Благозвучие речи | Цели и задачи фоники. Значение фоники в стилистической правке. Звукопись речи. Ошибки в звукописи и пути их устранения. Понятие благозвучия речи. Значение благозвучия речи. Стилистика и благозвучие речи. | |
4.12. | Стилистика и лексикография | Лексикография как лингвистическая наука. Два вида словарей и справочников (энциклопедические и лингвистические). Типы лингвистических словарей. Краткая характеристика словарей, изданных за последние 15 лет. Лексикография и ее роль в повышении стилистической культуры будущего создателя книг и издателя | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.. Учебное пособие для вузов. - М.,
2012.
2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. Учебное пособие
для вузов. - М., 2012
3.Голуб И.Б.Культура письменной и устной речи: учебное пособие для вузов/ И. Б. Голуб. - М.: КноРус, 2010. - 264 с. - Словарь ударений и литературного произношения: с. 251.
4. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. Учебник. Горшков А.И. 2006, 368с.
5.Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. Учебное пособие. Блохина Н.Г. и др. 2010, 191с.
6.Русский язык и культура речи. Учебник. Под ред. Гойхмана О.Я. 2009, 240с.
б)дополнительная литература
1. Большой толковый словарь правильной русской речи. Скворцов Л.И. 2009, 1104с.
2. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. 2004, 3-е изд., 384с
3.Русский язык и культура речи. Краткий курс. Голованова Д., Михайлова Е. 2008, 144с.
4. Русский язык и культура речи. Шпаргалка. Голованова Д.А., Михайлова Е.В.,
Щербаева Е.А. 2009, 40с
5. Базанова А. Е. Литературное редактирование: Учеб. пособие. — Ч. 1. — М.:
Изд-во РУДН, 2006
6. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста : учебник / А. Э. Мильчин.-
М. : Логос., 2005.-524 с.
7. Антонова А.С. Редакторская подготовка изданий. Учебник. – М.: Логос, 2004.
8. Николенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка:
Учебное пособие для вузов М.: Академия,2005
10.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.