Самостоятельная работа студентов. Методика обследования, семиотика и синдромы поражения кожи, подкожной клетчатки и лимфатических узлов у детей в связи с АФО

Методика обследования, семиотика и синдромы поражения кожи, подкожной клетчатки и лимфатических узлов у детей в связи с АФО. Обследование и описание больных детей

Методическая разработка для студентов

Специальность: лечебное дело

Учебная дисциплина: педиатрия

Зав. кафедрой: профессор Григанов В.И.

Астрахань – 2009

Тема семинара: " Методика обследования, семиотика и синдромы поражения кожи, подкожной клетчатки и лимфатических узлов у детей в связи с АФО. Обследование и описание больных детей"

Цели:

Воспитательные

- решать сложные деонтологические задачи, возникающие во взаимоотношении с больным ребенком, родителями, средним и младшим медперсоналом, коллегами.

Учебные

- овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача: уточнить, углубить и закрепить знания по анатомо-физиологическим особенностям кожи, подкожно-жировой клетчатки у детей.

- овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача: уточнить, углубить и закрепить знания по семиотике поражений кожи, подкожно-жировой клетчатки у детей.

Самостоятельная работа студентов

Внеаудиторная

- студент должен знать основы АФО кожи и подкожно-жировой клетчатки, лимфоузлов, с которыми студент знакомится самостоятельно по учебнику.

Аудиторная – разбор темы по вопросам

Учебно-методические материалы для студентов:

1. Папка «Учебно-методические пособия для студентов»

2. Учебные задания для самостоятельной работы по педиатрии. Под ред.проф. В.И.Григанова Супрун С.В., Мурзова О.А., Супрун О.И., Швечихина Е.Р. Астрахань:АГМА.-2009

3. Антропометрическая оценка физического развития детей. Супрун О.И., Челноков М.М., Мурзова О.А., Супрун С.В. Астрахань: АГМА.-2009

4. Хронические расстройства питания у детей. Швечихина Е.Р., Супрун С.В. Астрахань:АГМА.-2009

5. Методическое пособие по написанию истории болезни для студентов лечебного факультета Мирошникова Е.М. Астрахань: 2009

6. Некоторые аспекты физического развития детей в норме и в патологии. Стройкова Т.Р., Григанов В.И.. Астрахань: АГМА.-2009

7. Калмыкова А.С. Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я, Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. - Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. - Ростов-на-Дону.- «Феникс».- 2008.- с.335.

8. Справочник педиатра. Учебное пособие (под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой). – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 2007.

9. Руководство по практическим умениям педиатра. Ставрополь, 2008.

Рекомендуемые к использованию, интернет-порталы и сайты.

1. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. http://www.vidal.ru/

2. Электронный фармакологический справочник для врачей http://medi.ru/

3. «Педиатрия» Журнал имени Г.Н.Сперанского http://www.pediatriajournal.ru/about.html

4. Всероссийский медицинский портал http://bibliomed.ru/

5. Сайт Астраханской государственной медицинской академии

http://agma.astranet.ru/

6. Интернет-портал “КонсультантПлюс» - законодательство РФ: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=58254

7. Сайт Союза педиатров России: Методические рекомендации http://www.pediatr-russia.ru/news/recomend/

8. Русский медицинский сервер http://www.rusmedserv.com/

9. Вестник инфектологии и паразитологии: Руководство по инфекционным болезням http://www.infectology.ru/RUK/Ruk_2000/index.aspx

Вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала

1. Назовите анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, периферических лимфоузлов у детей.

2. Опишите методику обследования кожи, подкожно-жировой клетчатки, периферических лимфоузлов.

3. Опишите методику оценки состояния питания.

4. Дайте определение и клиническую характеристику гипо-, нормо- паратрофии у детей.

5. Назовите наиболее частые причины гипотрофий у детей.

6. Характеристика морфологических элементов кожи у детей.

7. Семиотика сыпей у детей.

8. Семиотика изменений цвета кожи

9. Причины возникновения отеков.

1. ПЛАН – ХРОНОКАРТА

ЭПАТЫ ЗАНЯТИЯ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА ВРЕМЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Журнал Отмечает присутствие студентов, обращает внимание на внешний вид студента, сообщает тему и цель занятия Слушают мин
2. Контроль исходного уровня знаний Тесты Опрашивает студентов по теме устно или раздает тесты, проверяет тесты по эталонам Отвечают устно или письменно мин
3. ОСНОВНОЙ ЭТАП Папка «Методическая разработка по теме» (для студентов)   Подчеркивает актуальность изучаемой темы. На основании определения исходных знаний проводится коррекция знаний необходимых для самостоятельной работы студента у постели больного, показывает методику исследования органов изучаемой системы Слушают, смотрят мин
4. Больные дети Преподаватель раздает по 1 больному на 2-х студентов   Студенты самостоятельно выясняют жалобы, уточняют анамнез, обследуют детей, записывают результаты осмотра в учебную историю болезни мин
5. Папка «Методическая разработка по теме» (для студентов) Контролирует студентов Делают краткое заключение по данным осмотра и анализам больного.   мин
6. Заключительный этап Больные дети Преподаватель вместе со студентами выборочно осматривает 1-2 больных, корректирует результаты осмотра и описания, обращая внимание на клиническое значение различных симптомов и синдромов, а также лабораторного исследования, функциональных и инструментальных методов исследования.   Докладывают, демонстрируют осмотренного больного. Обсуждают результаты осмотра, семиотику выявленных симптомов и синдромов поражения данной системы органов мин
7. Тесты, задачи Отвечает на возникшие у студентов вопросы, обсуждает с ними ответы Решают несколько ситуационных задач мин
8. Журнал Преподаватель дает оценку деятельности студентов на занятии. Подчеркивает основные вопросы, подлежащие изучению по следующей теме.   Слушают мин

АННОТАЦИЯ

Функции кожных покровов

• Дыхательная – у новорожденных в 8 раз сильнее, чем у взрослого

• Секреторная – образование витаминов, ферментов, БАВ

• Пигментообразующая (мелатонин)

• Резорбционная (всасывательная) – у младенцев проявляется более интенсивно, что необходимо помнить при назначении наружных лекарственных средств

• Орган чувств – осязание, температурная и поверхностная болевая чувствительность

• Выделительная – у младенцев недоразвита (у взрослого 700-1300 мл пота в сутки)

• Терморегуляторная – у новорожденных слабо развита, учитывают при уходе за ребенком.

• Защитная, барьерная – слабо выражена у детей раннего возраста

• «Зеркало» нарушений состояния внутренних органов

Строение кожи

• Эпидермис:

• Роговой слой (верхний)

• Зернистый

• Базальный слой

• Дерма

АФО кожи

• Толщина слоев кожи в 2-3 раза тоньше, чем у старших

• Роговой слой у младенцев тонкий, состоит из 2-3 слоев клеток, рыхлый, насыщен водой, легко травмируется

• Зернистый слой выражен слабо, у н/р нет кератогиалина, придающего коже белый цвет à прозрачность и розовый цвет кожи младенцев

• Особенностью базального слоя н/р является неполное образование меланина à более светлый цвет кожи новорожденного (у н/р черной расы кожа красноватая)

• Дерма отличается преимуществом клеточных элементов (у взрослого преобладают волокнистые структуры). Только в 6-летнем возрасте гистологическое строение кожи приближается к строению взрослого.

• Граница между эпидермисом и дермой неровная, рыхлая (слабое развитие базальной мембраны) à легкое образование пузырей (буллезный эпидермолиз)

• рН кожи у н/р близка к нейтральной, но к концу 1 месяца снижается до 3,8, что увеличивает бактерицидность кожи.

Придатки кожи, АФО

• Волосы– лануго у н/р сменяется постоянными волосами – медленно растут в первые 2 года. Ресницы растут быстро, их длина в 3-5 лет останется на всю жизнь.

• Ногти – у доношенных н/р достигают дистальных окончаний концевой фаланги – один из признаков зрелости. В первые дни наступает временная остановка роста ногтей (поперечная физиологическая черта) – на 3 месяце жизни она достигает края ногтя. После тяжелых заболеваний тоже замедляется рост ногтей – линии Бо. Полоска у ногтевого ложа появляется через 1 месяц от начала болезни, у края ногтя – через 4-5 месяцев.

• Сальные железы – на всей коже, кроме ладоней и стоп, функционируют с 7 месяцев ВУР. У н/р в области носа и соседних участках лица – милиа. Это закупоренные выводные протоки сальных желез, лечения не требуют, исчезают через 2-3 месяца. Деятельность сальных желез резко возрастает в пубертатный период.

• Потовые железы при рождении недоразвиты. К 7 годам окончательно формируются. У младших детей неадекватное потоотделение на температуру окружающей среды (возможно потоотделение при снижении температуры воздуха). Повышенное потоотделение у детей 1-2 месяцев может свидетельствовать об ацидозе внутренней среды.

АФО подкожно-жировой клетчатки

1) По отношению к массе тела объем ПЖК у младенцев относительно больше, что обуславливает округлость тела ребенка

2) Неравномерное распределение после рождения – минимум на животе, только к 6 месяцам том увеличивается содержание ПЖК

3) Наличие у младенцев бурой жировой ткани (в задне-шейной области, аксиллярных областях, вокруг щитовидной железы, почек, в межлопаточном пространстве, вокруг магистральных сосудов). Ее функция – теплопродукция, не связанная с мышечным сокращением.

4) Состав ПЖК близок составу женского молока à непосредственная утилизация жира материнского молока

5) В жировом слое у грудных детей сохраняется ткань эмбрионального характера, выполняющая кроветворную функцию

6) До 5-7 лет у детей почти отсутствует жировая ткань вокруг внутренних органов à Они могут легко смещаться

7) Образование подкожного слоя начинается с 5 месяца ВУР и до конца 1 года жизни увеличение жировой ткани идет за счет увеличения кол-ва жировых клеток (при перекармливании ребенка могут возникнуть стойкие формы ожирения – число адипозоцитов уже не уменьшится)

8) При заболеваниях исчезновение жирового слоя происходит в следующем порядке: сначала на животе, затем на конечностях и туловище, в последнюю очередь на лице

9) В ПЖК у детей раннего возраста больше твердых жирных кислот à более плотный тургор тканей у детей 1 года жизни, у новорожденных склонность к отекам и уплотнениям (склерема, склередема новорожденного)

Наши рекомендации