Самостоятельная работа студентов. Методика обследования, семиотика и синдромы поражения кожи, подкожной клетчатки и лимфатических узлов у детей в связи с АФО
Методика обследования, семиотика и синдромы поражения кожи, подкожной клетчатки и лимфатических узлов у детей в связи с АФО. Обследование и описание больных детей
Методическая разработка для студентов
Специальность: лечебное дело
Учебная дисциплина: педиатрия
Зав. кафедрой: профессор Григанов В.И.
Астрахань – 2009
Тема семинара: " Методика обследования, семиотика и синдромы поражения кожи, подкожной клетчатки и лимфатических узлов у детей в связи с АФО. Обследование и описание больных детей"
Цели:
Воспитательные
- решать сложные деонтологические задачи, возникающие во взаимоотношении с больным ребенком, родителями, средним и младшим медперсоналом, коллегами.
Учебные
- овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача: уточнить, углубить и закрепить знания по анатомо-физиологическим особенностям кожи, подкожно-жировой клетчатки у детей.
- овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача: уточнить, углубить и закрепить знания по семиотике поражений кожи, подкожно-жировой клетчатки у детей.
Самостоятельная работа студентов
Внеаудиторная
- студент должен знать основы АФО кожи и подкожно-жировой клетчатки, лимфоузлов, с которыми студент знакомится самостоятельно по учебнику.
Аудиторная – разбор темы по вопросам
Учебно-методические материалы для студентов:
1. Папка «Учебно-методические пособия для студентов»
2. Учебные задания для самостоятельной работы по педиатрии. Под ред.проф. В.И.Григанова Супрун С.В., Мурзова О.А., Супрун О.И., Швечихина Е.Р. Астрахань:АГМА.-2009
3. Антропометрическая оценка физического развития детей. Супрун О.И., Челноков М.М., Мурзова О.А., Супрун С.В. Астрахань: АГМА.-2009
4. Хронические расстройства питания у детей. Швечихина Е.Р., Супрун С.В. Астрахань:АГМА.-2009
5. Методическое пособие по написанию истории болезни для студентов лечебного факультета Мирошникова Е.М. Астрахань: 2009
6. Некоторые аспекты физического развития детей в норме и в патологии. Стройкова Т.Р., Григанов В.И.. Астрахань: АГМА.-2009
7. Калмыкова А.С. Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я, Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. - Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. - Ростов-на-Дону.- «Феникс».- 2008.- с.335.
8. Справочник педиатра. Учебное пособие (под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой). – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 2007.
9. Руководство по практическим умениям педиатра. Ставрополь, 2008.
Рекомендуемые к использованию, интернет-порталы и сайты.
1. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. http://www.vidal.ru/
2. Электронный фармакологический справочник для врачей http://medi.ru/
3. «Педиатрия» Журнал имени Г.Н.Сперанского http://www.pediatriajournal.ru/about.html
4. Всероссийский медицинский портал http://bibliomed.ru/
5. Сайт Астраханской государственной медицинской академии
http://agma.astranet.ru/
6. Интернет-портал “КонсультантПлюс» - законодательство РФ: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=58254
7. Сайт Союза педиатров России: Методические рекомендации http://www.pediatr-russia.ru/news/recomend/
8. Русский медицинский сервер http://www.rusmedserv.com/
9. Вестник инфектологии и паразитологии: Руководство по инфекционным болезням http://www.infectology.ru/RUK/Ruk_2000/index.aspx
Вопросы для контроля уровня усвоения учебного материала
1. Назовите анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, периферических лимфоузлов у детей.
2. Опишите методику обследования кожи, подкожно-жировой клетчатки, периферических лимфоузлов.
3. Опишите методику оценки состояния питания.
4. Дайте определение и клиническую характеристику гипо-, нормо- паратрофии у детей.
5. Назовите наиболее частые причины гипотрофий у детей.
6. Характеристика морфологических элементов кожи у детей.
7. Семиотика сыпей у детей.
8. Семиотика изменений цвета кожи
9. Причины возникновения отеков.
1. ПЛАН – ХРОНОКАРТА
№ | ЭПАТЫ ЗАНЯТИЯ | СРЕДСТВА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА | ВРЕМЯ |
1. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | Журнал | Отмечает присутствие студентов, обращает внимание на внешний вид студента, сообщает тему и цель занятия | Слушают | мин |
2. | Контроль исходного уровня знаний | Тесты | Опрашивает студентов по теме устно или раздает тесты, проверяет тесты по эталонам | Отвечают устно или письменно | мин |
3. | ОСНОВНОЙ ЭТАП | Папка «Методическая разработка по теме» (для студентов) | Подчеркивает актуальность изучаемой темы. На основании определения исходных знаний проводится коррекция знаний необходимых для самостоятельной работы студента у постели больного, показывает методику исследования органов изучаемой системы | Слушают, смотрят | мин |
4. | Больные дети | Преподаватель раздает по 1 больному на 2-х студентов | Студенты самостоятельно выясняют жалобы, уточняют анамнез, обследуют детей, записывают результаты осмотра в учебную историю болезни | мин | |
5. | Папка «Методическая разработка по теме» (для студентов) | Контролирует студентов | Делают краткое заключение по данным осмотра и анализам больного. | мин | |
6. | Заключительный этап | Больные дети | Преподаватель вместе со студентами выборочно осматривает 1-2 больных, корректирует результаты осмотра и описания, обращая внимание на клиническое значение различных симптомов и синдромов, а также лабораторного исследования, функциональных и инструментальных методов исследования. | Докладывают, демонстрируют осмотренного больного. Обсуждают результаты осмотра, семиотику выявленных симптомов и синдромов поражения данной системы органов | мин |
7. | Тесты, задачи | Отвечает на возникшие у студентов вопросы, обсуждает с ними ответы | Решают несколько ситуационных задач | мин | |
8. | Журнал | Преподаватель дает оценку деятельности студентов на занятии. Подчеркивает основные вопросы, подлежащие изучению по следующей теме. | Слушают | мин |
АННОТАЦИЯ
Функции кожных покровов
• Дыхательная – у новорожденных в 8 раз сильнее, чем у взрослого
• Секреторная – образование витаминов, ферментов, БАВ
• Пигментообразующая (мелатонин)
• Резорбционная (всасывательная) – у младенцев проявляется более интенсивно, что необходимо помнить при назначении наружных лекарственных средств
• Орган чувств – осязание, температурная и поверхностная болевая чувствительность
• Выделительная – у младенцев недоразвита (у взрослого 700-1300 мл пота в сутки)
• Терморегуляторная – у новорожденных слабо развита, учитывают при уходе за ребенком.
• Защитная, барьерная – слабо выражена у детей раннего возраста
• «Зеркало» нарушений состояния внутренних органов
Строение кожи
• Эпидермис:
• Роговой слой (верхний)
• Зернистый
• Базальный слой
• Дерма
АФО кожи
• Толщина слоев кожи в 2-3 раза тоньше, чем у старших
• Роговой слой у младенцев тонкий, состоит из 2-3 слоев клеток, рыхлый, насыщен водой, легко травмируется
• Зернистый слой выражен слабо, у н/р нет кератогиалина, придающего коже белый цвет à прозрачность и розовый цвет кожи младенцев
• Особенностью базального слоя н/р является неполное образование меланина à более светлый цвет кожи новорожденного (у н/р черной расы кожа красноватая)
• Дерма отличается преимуществом клеточных элементов (у взрослого преобладают волокнистые структуры). Только в 6-летнем возрасте гистологическое строение кожи приближается к строению взрослого.
• Граница между эпидермисом и дермой неровная, рыхлая (слабое развитие базальной мембраны) à легкое образование пузырей (буллезный эпидермолиз)
• рН кожи у н/р близка к нейтральной, но к концу 1 месяца снижается до 3,8, что увеличивает бактерицидность кожи.
Придатки кожи, АФО
• Волосы– лануго у н/р сменяется постоянными волосами – медленно растут в первые 2 года. Ресницы растут быстро, их длина в 3-5 лет останется на всю жизнь.
• Ногти – у доношенных н/р достигают дистальных окончаний концевой фаланги – один из признаков зрелости. В первые дни наступает временная остановка роста ногтей (поперечная физиологическая черта) – на 3 месяце жизни она достигает края ногтя. После тяжелых заболеваний тоже замедляется рост ногтей – линии Бо. Полоска у ногтевого ложа появляется через 1 месяц от начала болезни, у края ногтя – через 4-5 месяцев.
• Сальные железы – на всей коже, кроме ладоней и стоп, функционируют с 7 месяцев ВУР. У н/р в области носа и соседних участках лица – милиа. Это закупоренные выводные протоки сальных желез, лечения не требуют, исчезают через 2-3 месяца. Деятельность сальных желез резко возрастает в пубертатный период.
• Потовые железы при рождении недоразвиты. К 7 годам окончательно формируются. У младших детей неадекватное потоотделение на температуру окружающей среды (возможно потоотделение при снижении температуры воздуха). Повышенное потоотделение у детей 1-2 месяцев может свидетельствовать об ацидозе внутренней среды.
АФО подкожно-жировой клетчатки
1) По отношению к массе тела объем ПЖК у младенцев относительно больше, что обуславливает округлость тела ребенка
2) Неравномерное распределение после рождения – минимум на животе, только к 6 месяцам том увеличивается содержание ПЖК
3) Наличие у младенцев бурой жировой ткани (в задне-шейной области, аксиллярных областях, вокруг щитовидной железы, почек, в межлопаточном пространстве, вокруг магистральных сосудов). Ее функция – теплопродукция, не связанная с мышечным сокращением.
4) Состав ПЖК близок составу женского молока à непосредственная утилизация жира материнского молока
5) В жировом слое у грудных детей сохраняется ткань эмбрионального характера, выполняющая кроветворную функцию
6) До 5-7 лет у детей почти отсутствует жировая ткань вокруг внутренних органов à Они могут легко смещаться
7) Образование подкожного слоя начинается с 5 месяца ВУР и до конца 1 года жизни увеличение жировой ткани идет за счет увеличения кол-ва жировых клеток (при перекармливании ребенка могут возникнуть стойкие формы ожирения – число адипозоцитов уже не уменьшится)
8) При заболеваниях исчезновение жирового слоя происходит в следующем порядке: сначала на животе, затем на конечностях и туловище, в последнюю очередь на лице
9) В ПЖК у детей раннего возраста больше твердых жирных кислот à более плотный тургор тканей у детей 1 года жизни, у новорожденных склонность к отекам и уплотнениям (склерема, склередема новорожденного)