Сборники упражнений. Справочные издания
Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., 1997.
Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
[1] От греческого слова logos — «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Термин «логика» употребляется также для обозначения закономерностей объективного мира (например, «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т.п.); для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления («логика мышления», «логика рассуждений»). Закономерный характер мышления является своеобразным отражением объективных закономерностей. Логика мышления есть отражение логики вещей.
[2] От латинского слова ratio — «разум», рациональное познание — познание с помощью разума, мышления.
[3] Термин «предмет» здесь и дальше мы будем употреблять в значении «предмет мышления» — существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения.
[4]От латинского термина abstractio — отвлечение. Абстрагирование — процесс отвлечения от некоторых свойств предметов, позволяющий выделить другие его свойства. Абстракция — результат абстрагирования.
[5] Согласно традиции этот закон принято называть законом противоречия. Однако название — закон непротиворечия — точнее выражает его действительный смысл.
[6] О несовместимых суждениях см. гл. IV, § 4.
[7] Авторы книги были членами религиозной корпорации, обосновавшейся в монастыре Пор-Рояль
[8] Учитывая европейские традиции, в русле которых в основном развивалась логика в России, мы не останавливаемся здесь на формировании и развитии логических учений в странах Востока, где сложились оригинальные концепции таких мыслителей, как Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) и др.
[9] Математической логикой называют также особый раздел современной математики, исследующий специфику математических рассуждений и доказательств.
[10] В «Энциклопедии философских наук» Гегель сформулировал эту мысль следующим образом: «Мыслить, как полагают, может всякий и без помощи логики, подобно тому как мы можем переваривать пищу, не изучая физиологии» (Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1. С. 110). Создавая диалектическую логику, Гегель критиковал логику формальную, однако он не отрицал ее значения. Высоко оценивая Аристотеля как основателя формальной логики, Гегель в той же работе писал: «Изучение этой формальной логики, без сомнения, приносит известную пользу; это изучение, как принято говорить, изощряет ум. Мы приучаем концентрировать мысль, приучаемся абстрагировать, между тем как в обычном сознании мы имеем дело с умственными представлениями, перекрещивающимися и перепутывающимися друг с другом». (Там же. С. 115—116.)
[11] Бирюков Д.Л. Физиологическое учение И.П. Павлова — острое оружие в борьбе против религии. Л., 1953. С. 20.
[12] Клини С.К. Математическая логика. Л., 1973. С. 79.
[13] Судебные речи известных русских юристов. М., 1958 С. 22.
[14] Сущность как совокупность всех внутренних, необходимых свойств и связей предмета, взятых в их естественной взаимозависимости, отражается в научных понятиях, которые формируются на основе всестороннего исследования предмета и проникновения в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания. Термин «существенный признак» нередко употребляется для обозначения признаков предмета, которые хотя и не раскрывают его действительной сущности, но являются важными для его характеристики.
[15] Слова и словосочетания, имеющие определенный смысл и обозначающие какой-либо предмет, называются именами. См об этом гл. I, § 4.
[16] Не следует смешивать логическую характеристику понятий как положительных и отрицательных с политической, нравственной, юридической оценкой тех явлений, которые они отражают Так, понятия «агрессия», «преступность», «алкоголизм» являются положительными их содержание составляют признаки, принадлежащие предмету Однако явления, отраженные в этих понятиях, вызывают у нас отрицательную оценку.
[17] Обычно указывают ближайший род, который содержит больше признаков, общих с признаками определяемого понятия (подведение понятия «чек» под понятие «документ» осложнит задачу определения) Поэтому в логической литературе данный вид определения называется иногда определением через ближайший род и видовое отличие.
[18] Один из героев пьесы Мольера «Мнимый больной» построил свое рассуждение о причине усыпляющей силы опиума следующим образом: опиум усыпляет потому, что он имеет усыпляющую силу, а усыпляющую силу опиум имеет потому, что он усыпляет.
[19] От греческого — «то же самое слово».
[20] Кони А.Ф. Избранное. М., 1989. С. 54.
[21] От собственно вопросительных предложений следует отличать предложения вопросительно-риторические (риторический вопрос), содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса. Например. «Кто же этого не знает9», «Разве можно так поступать?». Эти предложения выражают суждения «Это знают все», «Так поступать нельзя». Они могут быть как истинными, так и ложными.
[22] Так как для русского языка характерен подвижный порядок слов, члены предложения и термины суждения могут занимать различные позиции. Например: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом» (Лермонтов). Субъектом этого суждения является понятие «одинокий парус», предикатом — понятие «белеет в голубом тумане моря». Связка грамматически не выражена. Поэтому при логическом анализе подобных суждений прежде всего из художественных произведений, особенно поэтических, важно правильно определить субъект, предикат и связку.
[23] Слова «все», «ни один», «некоторые» и другие, характеризующие суждение со стороны его количества, называются кванторными словами (от латинского quantum — «сколько») Введение в суждение кванторных слов называется квантификацией.
[24] - Единичные суждения (утвердительные и отрицательные) по этой классификации в особую группу не выделяются По своей характеристике они приравниваются к соответствующим общим: общеутвердительным и общеотрицательным
[25] Термин «Эпистемическая» происходит от греческого слова «эпистема», означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания.
[26] Термин «деонтическая» заимствован из греческого языка и означает «обязанность»
[27] Термин «алетический» греческого происхождения, означает «истинный»
[28] Софизм — логическая уловка, софист — человек, прибегающий к логической уловке
[29] В логическом квадрате слово «некоторые» употребляется в значении «по крайней мере, некоторые».
[30] Существует другая так называемая атрибутивная формулировка: признак признака некоторой вещи есть признак самой этой вещи, то что противоречит признаку вещи, противоречит вещи.
[31] О распределенноcти терминов в суждениях см. гл. IV § 2. Распределенность термина обозначается знаком «+», нераспределенность — знаком «-».
[32] От латинского lemma — «предположение».
[33] От латинского alternare —«чередоваться»; каждая из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей.
[34] Энтимема в переводе с греческого буквально означает «в уме»
[35] От греческого «куча» (куча посылок).
[36] Термин «доказательство» в процессуальном праве употребляется в двух смыслах: (1) для обозначения фактических обстоятельств, выступающих носителями информации о существенных сторонах уголовного или гражданского дела (например, угроза обвиняемого в адрес потерпевшего; оставленные на месте совершения преступления следы и т.д.); (2) для обозначения источников информации о фактических обстоятельствах, имеющих отношение к делу (например, показания свидетелей, письменные документы и т.д.).