Что происходило в то время в том месте?
Как научиться понимать классическую музыку?
Почему контекст важен не меньше,
чем само произведение.
ДЭВИД ЛЕЙ
оперный певец
«Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов. Так, когда состоялась премьера Симфонии №3 Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим. Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда — нужно поставить себя на место слушателя того времени.
Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Симфонии №3 (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Симфонии №3 — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход. А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку. Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди того времени, то она вас поразит.
К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали музыку той эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку. Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит. Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила».
ЭНДРЮ УОТТС
композитор
«ПЕРЕД ТЕМ КАК СЛУШАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ИЗУЧИТЕ ЕГО КОНТЕКСТ И ЗАДАЙТЕ СЕБЕ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
КАКУЮ ЦЕЛЬ ПОСТАВИЛ ПЕРЕД СОБОЙ КОМПОЗИТОР?
КОГДА И ГДЕ ОН НАПИСАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ТО ВРЕМЯ В ТОМ МЕСТЕ?
Это полностью изменит ваш подход к прослушиванию. У многих произведений есть несколько уровней глубины. Не зная предыстории, вы поймёте только поверхностные, самые очевидные вещи. Возможно, вы получите удовольствие от них, но совсем другое дело — увидеть целостную картину. Композиторы уделяли много внимания тому, чтобы наполнить свои произведения глубиной, нюансами и дополнительными смыслами. Так они связывали свои работы с другими музыкальными, художественными и литературными произведениями того времени. Сегодня узнать эти тонкости просто: можно начать с сайта Classical Archives или «Википедии». Симфонические оркестры и компании, выпускающие классическую музыку, обычно предлагают программки, написанные композиторами, музыкальными критиками и другими экспертами, которые рассказывают обо всём, что нужно знать перед прослушиванием. Также BBC снял несколько качественных документальных фильмов о жизни и работе известных композиторов.