Индексированные переменные
Типы данных в Pascal
Числовые | Символьные | Логические | Указательные | ||||||
целые | действит | символ | строка | Boolean (1 байт) 0- false 1- true | Pointer (4 байта) адрес в компьютере | ||||
Со знаком | Без знака | Real (6 байт) | Char (1 байт) | String (256 байт) | |||||
короткий ShortInt (1 байт) -128-+127 | обычныйInteger (2 байта) -32768.. +32767 | длинный LongInt (4 байта) -231..231-1 | 1) Byte (1 байт) 0..255 | 2) Word (2 байта) 0..65535 | |||||
Способы представления данных в компьютере.
Триггер(переключатель) бит 0
1 байт
1 байт 1 байт
2 байта (машинное слово)
Эмулятор – программа, позволяющая отображать наличие физического устройства.
Представление чисел со знаком.
Знак
«+» - «0»
«-» - «1»
Знак всегда хранится в старшем разряде.
- ShortInt
- LongInt
4 байта
Общая структура программы в Pascal
Uses Const Type Var Label Function Procedure Begin <тело рограммы> End. | -подключение исполняемых модулей - константы - типы - переменные - метки - функция - процедура - начало - конец | Декларативная часть исполнительная часть |
Const<имя константы1> = <значение1>;
<имя константы2> = <значение2>;
……………..
Пример
Const n=5;
Pi=’3.141592’;
Ch=’a’;
MyStr=’I love you!’;
Ok=true;
Идентификатор – имя константы, типа, переменной, процедуры, функции, модуля,… содержащее буквы латинского алфавита, знак нижнего подчеркивания, цифры, не может начинаться с цифры. Длина – 128 символов в Pascal. Различаются по первым 63ем.
Правильно | Неправильно |
A | Я (русская) |
Omega | Ω(греческая) |
_123 | 123_(начинается с цифры) |
Должны называться так, чтобы можно было понять о чем идет речь.
Var <имя переменной1>: <тип переменной1>;
<имя переменной2>: <тип переменной2>;
<имя переменной3>: <тип переменной3>;
……………………………………………..
Пример Var a:byte;
Ch:char;
MyST:Srting;
B,c,d:real;
{несколько переменных одного типа можно через запятую}
Type <имя типа><имя стандартного типа, либо типа, описанного выше>;
……………………………….
Пример
Vector=array[1..5] of real;
Matrix=array[1..10] of Vector;
Real=Byte; {можно, но не нужно}
Выражения.
Выражение формируется из идентификатора, арифметических или логических знаков, скобок и функций.
not | * / Div Mod and | + - or | > < >= <= <> Xor |
Not – логическое отрицание
* – умножение
/ – деление
Div – целочисленное деление
Mod – остаток от деления
And – логическое и, умножение (конъюнкция)
+ – сложение
- – вычитание
Or – логическое или, сложение (дизъюнкция)
> – больше
< – меньше
>= – больше, либо равно
<= – меньше, либо равно
<> – не рано
Xor – исключающее или, сложение по модулю 2
And | Or | Xor | Not | |||||||
a | b | a and b | a | b | a or b | a | b | a xor b | a | Not a |
Функции
Sin x => sin(x) Cos x => cos(x) x2 => sqr(x) => sqrt(x) ex => exp(x) |x| => abs(x) Ln x => ln(x) Trunc(x) Round(x) Int(x) Frac(x) Random(x) Arctan x => arctan(x) Frac (x) | Синус Косинус Возведение в степень 2 Корень Экспонента Модуль Натуральный логорифм Отсечение дробной части Округление по математическим законам Целая часть числа Дробная часть числа Псевдослучайное число Арктангенс(Real) Дробная часть числа |
Индексированные переменные
ai – a[i]
aij – a[i,j] или a[i][j]
– c[i[k]]
Операторы
1) Присваиваниеa:=5;
a:=b;
a:=sin(sqrt(x)+5);
2)Пустой(или составной) – begin
end;
3)Логический оператор – if <логическое выражение> then <действие>
[else <действие>];
Задача {max(a,b), min(a,b)}
Var a,b: real;
Min,max: real;
Begin
Write(‘Введите 2 числа’);
Readln(a,b);
If a=b then write (‘Числа равны’) else
If a>b then begin
Max:=a;
Min:=b;
Write(‘max – ’,max,‘min – ’,min);
End else
Max:=b;
Min:=a;
Write(‘max – ’,max,‘min – ’,min);
End;
End.
Правила:
Перед else не ставится