Иные сведения и (или) материалы

Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются адаптированные формы проведения с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей: для лиц с нарушением зрения задания предлагаются с укрупненным шрифтом, для лиц с нарушением слуха – оценочные средства предоставляются в письменной форме с возможностью замены устного ответа на письменный, для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двигательные формы оценочных средств заменяются на письменные/устные с исключением двигательной активности. При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для выполнения задания. При выполнении заданий для всех групп лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие индивидуального помощника-сопровождающего для оказания технической помощи в оформлении результатов проверки сформированности компетенций.

Перечень типовых заданий для текущего контроля

Тест

а) типовые задания:

1. Низшая нервная деятельность – это

а) деятельность «низших» отделов головного и спинного мозга, состоящая главным образом в интеграции работы разных частей организма между собой

б) деятельность подкорковых структур, отвечающая за реализацию инстинктивного поведения

в) деятельность спинного мозга, направленная на осуществление простейших рефлексов (например, коленного)

г) психическая деятельность, связанная с простейшими формами обучения

д) нервная деятельность, свойственная низшим организмам (например, кишечнополостным)

2. Поступательное торможение обусловлено тем, что

а) на пути следования возбуждения встречается тормозной нейрон

б) аксоны мотонейронов формируют коллатерали (ответвления), оканчивающиеся на клетках Реншоу, аксоны которых, в свою очередь, оканчиваются на теле или дендритах тех же мотонейронов, образуя тормозные синапсы

в) вставочные клетки формируют тормозные синапсы на соседних нейронах, блокируя боковые пути распространения возбуждения

г) тормозятся центры мышц-антагонистов

д) кора тормозит подкорковые структуры, в иерархической последовательности

е) верного ответа нет

3. При сшибке возбудительного и тормозного процессов путем вызова одного из них до того, как закончится другой (положительные и отрицательные условные раздражители подаются сразу один за другим без перерыва)

а) перенапрягается процесс возбуждения

б) перенапрягается процесс торможения

в) перенапрягается подвижность нервных процессов

г) существенных изменений в работе ЦНС не наблюдается

д) нет верного ответа

4. «Речевой взрыв»

а) характерен для человека и человекообразных обезьян

б) происходит в возрасте около года

в) наблюдается только у детей

г) происходит в 7-8 лет, когда ребенок поступает в школу

д) синоним "комплекса оживления"

е) наблюдается, когда ребенок овладел грамматической структурой предложений

5. Модель сознания как информационного синтеза предложил

а) А.М. Иваницкий

б) А.Р. Лурия

в) П.К. Анохин

г) П.В. Симонов

д) З. Фрейд

6. Нарушение смыслового содержания своей речи при сохранении моторной организации речевого акта связано с поражением:

а) зоны Брока

б) зоны Вернике

в) первичной ассоциативной коры

г) префронтальной коры

д) таламуса

е) ретикулярной формации

ж) дугообразного пучка

з) миндалины

и) сингулярной коры

7. Какое подкрепление использовать эффективнее при формировании поведения?

а) положительное

б) отрицательное

в) положительное или отрицательное, смотря какое именно поведение формируется

г) положительное или отрицательное, по-разному для человека и животных (мы не можем давать из этических соображений отрицательнео подкрепление человеку)

8. Вставьте слово. При .............. порог рефлекса снижается, время рефлекса укорачивается, рецептивное поле расширяется и рефлекс иррадиирует, то есть распространяется.

9. Впишите одно слово. Стягивание возбуждения и возбуждения в какой-либо очага/ нервный центр называется .........

10. Впишите одно слово. Одновременная смена процесс возбуждения и торможения в «пространственной развертке» называется ....

11. Впишите два слова. Усиление внимания к стимулам, соответсвующим потребностям организма, называют ……..

12. Согласно методике выявления типов высшей нервной деятельности у животных по скорости выработки условного рефлекса, по И.П. Павлову:

а) чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем больше сила тормозного процесса

б) чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем меньше сила возбудительного процесса

в) чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем больше сила возбудительного процесса

г) чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем меньше сила возбудительного процесса

д) чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем больше переключаемость тормозного и возбудительного процессов

е) чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем меньше переключаемость тормозного и возбудительного процессов

13.Принцип доминанты сформулировал:

а) И.П. Павлов

б) И.М. Сеченов

в) В.М. Бехтерев

г) А.А. Ухтомский

д) Д. Толкин

14.Интерорецептивный рефлекс возникает:

а) при непосредственном контакте раздражителя с рецепторами

б) при дистанционном воздействии раздражителя на рецепторы

в) при раздражении рецепторов скелетных мышц, суставов, сухожилий

г) раздражение рецепторов внешней поверхноcти тела

д) при раздражении рецепторов внутренних органов и сосудов

15. Для слабой нервной системы характерен (характерно):

а) низкий абсолютный порог восприятия зрительных и слуховых раздражителей, высокая чувствительность

б) высокий абсолютный порог восприятия зрительных и слуховых раздражителей, низкая чувствительность

в) отсутствие отличий в порогах восприятия слуховых и зрительных раздражителей по сравнению с сильной нервной системой

16. Подвижность нервной системы НЕ характеризуется:

а) сменяемостью процессов возбуждения и торможения

б) скоростью начала и прекращения процессов возбуждения и торможения (когда этого требуют условия жизни)

в) скоростью движения нервных процессов (их иррадиация и концентрация)

г) скоростью появления нервного процесса в ответ на раздражение

д) скоростью реакции на допороговый раздражитель при постепенном его усилении

е) выработкой и изменением динамического стереотипа (скорость и прочность образования динамических стереотипов, а если необходимо, то и ломка их)

18.Й. Прохазка сформулировал

а) переход от механического декартовского к биологическому пониманию рефлекса

б) понятие центрального торможения

в) понятие условного рефлекса

г) понятие безусловного рефлекса

д) идею рефлекторной дуги

е) соединение понятие рефлекса с понятием ассоциации

19.Отставленный рефлекс характеризуется тем, что

а) безусловный раздражитель появляется через небольшое (порядка 30 сек) времени действия условного сигнала

б) сразу после появления условного сигнала появляется безусловный раздражитель

в) безусловный раздражитель появляется через существенное (1- 3 мин) время действия условного сигнала

г) безусловный раздражитель появляется после условного раздражителя, от 15-20 с до 1-5 мин

д) безусловный раздражитель появляется во время действия условного раздражителя

20. На стадии генерализации при формировании условного релекса

а) возникает выраженная концентрация возбуждения (главным образом, в проекционных зонах коры условного и безусловного раздражителей) и отсутствием условных поведенческих реакций

б) возникает процесс «диффузного» распространения (иррадиации) возбуждения. Условные реакции возникают на сигнальный и другие раздражители (явление афферентной генерализации), а также в интервалах между предъявлениями условного -ритма, десинхронизация, θ-ритм и вызванные потенциалы) широко распространены по коре и подкорковым структурам.

в) межсигнальные реакции угасают и условный ответ возникает только на сигнальный раздражитель. Изменения биотоков более ограничены и приурочены в основном к действию условного стимула. Этот процесс обеспечивает дифференцировку, тонкое различение стимулов, специализацию условно-рефлекторного навыка. В процессе специализации сфера распространения биопотенциалов значительно сужена и возрастает условно-рефлекторный ответ.

21. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения приводит к

а) к быстрому образованию условных рефлексов и медленному их угасанию, в частности, медленному угасанию ориентировочного рефлекса

б) к медленному образованию условных рефлексов и быстрому их угасанию

в) к "застреванию" на одних и тех же реакциях

г) к быстрой сменяемости реакций

22.НЕ БЫВАЕТ торможения:

а) запаздывающего

б) дифференциального

в) условного

г) запредельного

д) опережающего

23.Методика по скорости выработки дифференцировки для выявления типов высшей нервной деятельности у животных (школа И.П. Павлова) основана на том, что

а) чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем больше сила тормозных процессов

б) чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем меньше сила тормозных процессов

в) чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем больше сила процессов возбуждения

г) чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем меньше сила процессов возбуждения

д) чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем лабильнее (быстрее переключаются) возбудительные и тормозные процессы

е) чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем ригиднее (медленнее переключаются) возбудительные и тормозные процессы

24.Согласно методике выявления типов высшей нервной деятельности у животных по скорости выработки условного рефлекса, по И.П. Павлову:

а) чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем больше сила возбудительных процессов

б) чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем меньше сила возбудительных процессов

в) чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем больше сила тормозных процессов

г) чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем меньше сила тормозных процессов

д) чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем выше переключаемость возбудительных и тормозных процессов

е) чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем ниже переключаемость возбудительных и тормозных процессов

25. Динамический стереотип:

а) устойчиво закрепившаяся система условных нервных связей, обеспечивающая определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды

б) образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (внешнем стереотипе)

в) был впервые описан А.А. Ухтомским

г) нарушение высшей нервной деятельности, появляющееся в повторении одних и тех же действий в изменяющейся внешней среде

д) представляет собой элемент функциональной системы по П.К. Анохину

легко разрушается при неподкреплении

е) формируется только во время сензитивного (критического) периода развития

ж) жестко детерменированная система инстинктивных действий, возникающих как завершение поведенческого акта

26. Прохазка Йиржи Георг –

а) советский физиолог, последователь Павлова

б) немецкий исследователь, живший в 19-том веке

в) австрийский ученый, основные работы сделаны в 17-м веке

г) чешский физиолог, работавший в 18-м-начале 19-го века

д) последователь Декарта, работал в 16-м веке

е) не имеет никакого отношения к физиологии ВНД

ж) ученик Сеченова, не согласный с некоторыми аспектами теории Павлова

28. Физиология ВНД –

а) наука, изучающая простые нервные процессы

б) наука, изучающая сложные нервные процессы

в) наука, исследующая последствия локальных поражений головного мозга

г) наука о физиологических основах целостных форм психических процессов поведения человека и животных, таких, как воля, мотивация

д) устаревшая наука

29. К условиям формирования условных рефлексов НЕ относят

а) совпадение по времени условного и безусловного раздражителей

б) работоспособное состояние нервной системы

в) стимул, который будет условным, изначально не должен быть безразличен для организма

г) условный стимул не должен быть чрезвычайно сильным

30. Клетки Рэншоу - это

а) разновидность клеток глии

б) клетки коры, отвечающие за наиболее сложные психические процессы, такие, как речь и мышление

в) клетки крови, которые могут при благоприятных условиях проходить гемато-энцефалический барьер и в процессе дифференцировки превращаться в новые нейроны

г) разновидность тормозных нейронов

д) специализированные клетки мозжечка

е) так называемые "водители ритма" в таламусе

31. У человека нейроны

а) делятся примерно до годовалого возраста

б) делятся до возраста зрелости (18-25 лет)

в)делятся только во время внутриутробного развития, затем новые нейроны не образуются

г)делятся только во время внутриутробного периода развития, новые нейроны у взрослого человека могут появляться из клеток-предшественников

д)делятся при наличии повреждения мозга, но не в норме

е)образуются из глии до старческого возраста

ж)имеют сложный цикл деления, очень отличный от наблюдаемого у других клеток, могут воспроизводиться делением на протяжении всей жизни человека

32. Перенапряжение тормозного процесса может происходить при

а) при действии чрезмерно сильного безусловного раздражителя

б) при дифференцировке слишком близких, похожих раздражителей

в) при быстрой смене положительных и отрицательных раздражителей

г) при ломке прочно выработанного стереотипа последовательности условных раздражителей

д) экстренной обратной переделке сигнального значения условных раздражителей

33. Перенапряжение подвижности нервных центров моет происходить при

а) действии чрезмерно сильных безусловных разражителей

б) затягивании подкрепления

в) быстрой смене положительных и отрицательных раздражителей

г) дифференцировке близких, похожих раздражителей

34. И.С. Бериташвили ввел представление о:

а) рефлексе

б) неврозе как следствии нарушения протекания процессов возбуждения и торможения

в) психонервных образах

г) инсайте

д) ассоциативном обучении

е) когнитивных картах

35. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за:

а) работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса

б) разработку теории условных рефлексов

в) открытие принципов торможения и возбуждения как основополагающих для работы ЦНС

г) вообще ее не получал

36. Среди принципов рефлекторной теории И.П. Павлова присутствует следующий:

а) любая рефлекторная реакция причинно обусловлена

б) рефлекс есть следствие эволюции коры головного мозга

в) процессы анализа являются главенствующими для осуществления рефлекса

г) чем больше структурных элементов участвует в формировании рефлекса, тем легче нарушить процесс его реализации и тем несовершеннее рефлекс

37. В ходе онтогенеза лобные области коры начинают вовлекаться в процесс восприятия предмета (оценка его значимости, классификация) к возрасту

а) полугода

б) года

в) трех лет

г) пяти лет

д) семи лет

е) десяти лет

ж) к подростковому возрасту

з) к восемнадцати-двадцати годам

38. Способность опознавать предмет с помощью левого полушария, вычленяя один его ключевой признак созревает в период

а) от 7-8 до 10-11 лет

б) в старшем дошкольном возрасте

в) от 11-12 до 13-14 лет

г) от 13-14 до 17-18 лет

39. Активация транскрипции так называемых ранних генов отмечается

а) сразу после попадания животных в ситуацию обучения

б) после запуска работы так называемых эффекторных генов

в) при консолидации следов памяти, в частности, во время сна

г) во время автоматизации нового навыка

40. Научение и развитие на молекулярно-генетическом уровне являются

а) единым континуумом процессов

б) четко отделенными друг от друга процессами, которые могут идти параллельно

в) процессами, которые сменяют друг друга во времени

41. Впишите название. Программируемая клеточная смерть, регулируемый процесс самоликвидации на клеточном уровне, в результате которого клетка фрагментируется на отдельные тельца называется ……..

42. Система цвето-различения созревает следующим образом:

а) к 3-4 мес. жизни -желто-синий, к 4-5-ти – красно-зеленый

б) к 3-4 мес. жизни – красно-зеленый, к 4-5-ти – желто-синий

в) к 1-2 мес. жизни -желто-синий, к 3-4 – красно-зеленый

г) к 1-2 мес. жизни - красно-зеленый, к 3-4 – желто-синий

д) одновременно все цвета - к 3 мес.

е) одновременно все цвета - к 6 мес.

43. В 7-8 лет при начале школьного обучения одна из возможных трудностей связана с:

а) недифференцированным восприятием визуальных смысловых стимулов при хорошем распознавании с помощью ощупывания

б) ухудшением показателей ЭЭГ: замедлением альфа-ритма, появлением генерализованных комплексов высокочастотных колебаний, увеличения представленности медленных волн и высокочастотной активности

в) недостаточной способностью опознавать предмет с помощью левого полушария, вычленяя один его ключевой признак

г) с невозможностью узнать предмет, не ощупав его

44. Рост коры в онтогенезе происходит за счет:

а) расширения межнейронального пространства

б) деления нейронов

в) увеличения волокнистого компонента

г) развития клеток глии

д) увеличения сосудистых сплетений

б) критерии оценивания компетенций (результатов):

- количество правильных ответов

в) описание шкалы оценивания - балльная шкала:

0-20 баллов – тест считается не пройденным;

21-44 балла – тест считается выполненным

Вопросы к дискуссии

1. Организм как живая функциональная система (П.К. Анохин). «Результат» как полезно-приспособительный и системообразующий фактор.

2. Генотип и его влияние на высшую нервную деятельность.

3. Эмоциональный стресс. Развитие неврозов.

4. Значение суточных (циркадных) и сезонных ритмов поведения.

5. Концепции пространственной ориентации, физиологические механизмы

6. Межполушарная асимметрия функций мозга.

7. Функции сознания и неосозноваемое.

8. Структура сна человека, сновидения. Гипноз и внушение

Составитель : Литвинова Н.А., д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности

Макет рабочей программы дисциплины разработан в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, одобрен научно-методическим советом (протокол № 8 от 09.04.2014 г.) и утвержден приказом ректора от 23.04.2014 № 224/10.

Макет обновлён с поправками в части подписей на титульной странице, п.3 добавлена строка для указания часов, проводимых в активной и интерактивной формах обучения, добавлен п. 12.1 Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (протокол НМС № 6 от 15.04.2015 г.), утвержден приказом ректора.

Наши рекомендации