РазделIII. Структура текста и факторы текстообразования. Вполне очевидно, что формой репрезентации разных аспектов текста (его семантики и прагматики) и соответствующих им кодов является языковой уровень
Вполне очевидно, что формой репрезентации разных аспектов текста (его семантики и прагматики) и соответствующих им кодов является языковой уровень (языковой код). Для поиска «ключей» к эстетическому коду текста знания языкового кода и его дешифровки, однако, недостаточно, так как эстетический смысл текста имеет обобщающий многоуровневый характер. Приобщиться к содержательно-концептуальной и подтекстовой информации текста можно, лишь найдя «ключи» к его разным кодам: предметному, коммуникативному, сюжетно-компо-зиционному, эмотивному, образному (схема 13):
Схема 13
Г
Эстетический код
Смысловой код
Образно-культурологический
код 1
Сюжетно-композиционный
код I
Коммуникативный код
I
Предметный код
>■ Уровень содержательно-концептуальной и подтекстовой информации
Уровень
фактуальной
информации
Языковой код
Структуры кодов текста
Языковой код предстает как многоуровневая система языковых сигналов различной информации. В системе художественного текста как форме коммуникации языковые сигналы приобретают статус регулятивных средств, призванных «управлять» познавательной деятельностью читателя. Особая нагрузка лежит на лексических регулятивных средствах и лексических регулятивах (микро- и макроструктурах разного типа). Это связано с тем, что именно слово является основной формой выражения и создания образа на основе стимулированных вербаль-но ассоциаций (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, Д.Н. Шмелев и др.). Проведенные эксперименты свидетельствуют о том, что особая
Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование
роль слов в формировании смысла текста вполне осознается реципиентами (ср.: [Болотнова, 2001; 2002]).
Таким образом, тайны и загадки текста как системно-структурного образования, отраженные в системе различных кодов, имеют свои «ключи», которые доступны лишь читателю, обладающему достаточной филологической компетенцией и высоким уровнем общей культуры. Остановимся более подробно на системе кодов художественного текста как наиболее сложного вида текстов.
Эстетический смысл текста раскрывается, если найдены «ключи» хотя бы к одному из кодов текста, при этом глубина освоения эстетической информации будет разной в зависимости от того, к каким кодам найдены эти ключи: одному читателю доступен лишь уровень содержа-тельно-фактуальной информации в случае приобщения только к предметному коду текста, другому — уровень содержательно-концептуальной информации, если ему становится понятной взаимосвязь композиционных особенностей произведения, эмоциональной динамики и системы образов. Все коды текста как формы коммуникации репрезентируются языковыми средствами (языковым кодом). Общность языковой картины мира автора и читателя создает необходимую основу для их диалога и взаимопонимания на основе текста.
Вполне справедливым представляется заключение о том, что путь к эстетическому смыслу текста может быть разным, с опорой на различные коды текста: 1) от осмысления системы образов на основе анализа их лексического воплощения; 2) от понимания композиционных особенностей произведения как динамики речевых стилей и смены эпизодов; 3) от осознания специфики эмоциональной тональности текста и его фрагментов на основе соотнесенности с системой образов и развитием сюжета и т.д.
При этом на уровне разных кодов текста правомерно говорить о доминанте: один из кодов может осознаваться как наиболее важный в отражении общего эстетического смысла. Характерные для него сигналы эстетической информации могут особенно часто актуализироваться, а «ключи» к этому коду могут осознаваться как «ключи» к эстетическому коду текста в целом.
Текст как системно-структурное образование, как закрытая система знаков в статике и открытая система в динамике, в процессе вторичной коммуникативной деятельности, имеет, таким образом, свою систему «ключей» к разным кодам текста.
1) «Ключ» к предметному коду связан с оценкой выбора автором конкретных реалий художественного мира и связанных с ними макро-тем и тем. Приобщение к коммуникативному коду текста осуществляется через интерпретацию сигналов коммуникативной информа-
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
ции, как обращенной к читателю (внешний аспект), так и отражающей коммуникативное поведение персонажей, их коммуникативные роли (внутренний аспект). Через обобщение этого можно выйти на осознание эстетической позиции автора и формирование идейного смысла текста.
2) «Ключ» к сюжетно-композиционному коду можно найти, оценивая
последовательность представления автором реалий художественно
го мира, ракурса и масштаба изображения, анализируя динамику
речевых стилей повествователя и героев с последующим обобщени
ем.
3) Эмотивный код можно раскрыть, оценивая прагматику использо
ванных автором языковых средств в их проекции на другие уровни
текста (прежде всего образный), анализируя эмоциональную тональ
ность как средство создания целостности произведения.
4) «Ключ» к образно-культурологическому коду текста связан с осо
знанием связности отдельных образов и культурологических реа
лий в общей системе, включая их выбор автором, и различные сред
ства их формирования.
5) «Ключ» к наиболее важному, интегративному эстетическому коду
текста формируется в процессе осознания целостности произведе
ния и связности имеющихся в нем разных кодов, отражающих ав
торскую интенцию и мировосприятие.
6) «Ключ» к языковому коду можно найти, выделяя языковую доми
нанту текста, осознаваемую как наиболее значимую для автора и ак
туализированную в тексте на уровне типов выдвижения и повторя
емости (частотности) соответствующих языковых средств.
В соотнесенности с выделенными кодами текста особую интерпретацию получает понятие диалог с текстом. Оно означает не только диалог с автором и с самим собой (адресатом), но и диалог с системой языка (через разгадывание языкового кода), включая имеющуюся традицию языкового употребления (узус); диалог с общепринятыми представлениями о реалиях окружающего мира и сознания в рамках исторического и социального контекста эпохи (через разгадывание предметного кода); диалог с имеющейся в обществе традицией речевого взаимодействия вообще (разгадывание коммуникативного кода) и общения в эстетической сфере коммуникации с учетом широкого литературного контекста (диалог с другими текстами), в частности (через разгадывание эстетического кода).
Диалог с текстом в этом понимании включает, таким образом, прямую или косвенную соотнесенность со всеми элементами модели речевой коммуникации Р. О. Якобсона.
383 Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование
Так, внетекстовая и внутритекстовая связь элементов автор — текст — канал связи — адресат соотносится с коммуникативным кодом текста. Сопряженность элементов коммуникативной модели язык (код) — текст коррелирует с языковым кодом текста. Связь элементов текст — действительность соотносится с предметным кодом текста. Что же касается эстетического кода, то он фокусирует в себе все остальные коды и проецируется на всю модель речевой коммуникации (см. подробнее о своеобразии всех ее элементов в эстетической сфере общения: [Болотнова, 1992]).
Представляется, что процесс обучения интерпретационной деятельности должен строиться с учетом всех кодов текста и их соотнесенности между собой. Языковой код при этом рассматривается как ключ к предметному, коммуникативному и эстетическому кодам текста.
В качестве примера рассмотрим стихотворение А. А. Ахматовой из цикла «В Царском Селе». Стратегия текстового развертывания в нем определяется поэтапной художественно-образной конкретизацией главного персонажа — юного Пушкина-лицеиста:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.
Объект описания «закодирован» и проясняется не сразу, на основе отдельных деталей, последовательно формирующих ключевой образ и авторское отношение к нему. Сигналы эстетической информации, пронизывающие художественную структуру текста, создают в итоге представление о его эстетическом смысле, идее и основном пафосе — выражении восторженного преклонения перед гением поэта.
Предметно-логический уровень текста включает реалии художественного мира, связанные с эпизодами из жизни юного Пушкина, сопровождаемые авторским комментарием. Рамочная композиция, предполагающая последовательную смену временных планов (прошлого и настоящего Царского Села) при доминировании темы прошлого, позволяет отразить динамику эмоциональной тональности текста: от нейтральной констатации деталей, связанных с поэтом, к выражению чувства благоговения потомков: И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов.
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
Ключевой образ поэта органично раскрывается на фоне образов царскосельской природы (бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов) и характерной для лицеиста культурологической атрибутики, дающей ключ к образу (Здесь лежала его треуголка/ Ирастрепанный том Парни). Прием косвенной референции и конкретизация места действия, эксплицированного в названии цикла («В Царском Селе»), дают ключи к образному коду произведения. Прагматика текста формируется не только на основе образно-культурологического и композиционного кодов, но и благодаря языковому коду. Звукопись («Еле слышный шелест шагов») создает яркий звуковой эффект, приобщая читателя к происходящему. Грамматические средства (глагольные формы настоящего и прошедшего времени) участвуют в сопоставлении двух временных планов: прошлого (бродил, грустил, лежала) и настоящего Царского Села (лелеем, устилают). Использование высокой лексики (отрок, лелеем) и характерологических средств (смуглый, треуголка, том Парни) активизируют ассоциации читателей, приобщая к высокой тональности текста. В ее создании важно использование инверсии и актуализации обстоятельства места (Здесь лежала его треуголка..., т.е. в Царском Селе).
Таким образом, в рассмотренном стихотворении сигналы эстетической информации представлены в его художественной структуре на разных уровнях. Эстетический код имеет интегративный характер и репрезентируется, как и все остальные коды, в особом отборе и организации языковых средств. Ключом к эстетическому коду является осознание общего принципа структурирования текста.
В системе художественного текста как форме коммуникации языковые сигналы приобретают статус регулятивных средств, которые должны «управлять» познавательной деятельностью читателя. Особая нагрузка лежит на лексических регулятивных средствах и лексических регулятивах (микро- и макроструктурах разного типа) [Болотнова, Ба-бенко и др. 2001, с. 77-83 и др.].
Так, механизм формирования эстетического смысла будет разным в текстах с констрастивной лексической структурой и структурой усилительно-конвергентного типа. Ключом к эстетическому коду текстов является принцип их словесно-художественного структурирования и связанный с ним тип выдвижения языковых средств. Это можно продемонстрировать на примере двух стихотворений А.А. Ахматовой.
384