Самостоятельная работа № 13-14
«Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ.
Работа со словарём».
Морфемика— раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Слово - это основная единица речи.
Морфемный разбор слова - это выделение частей, из которых оно состоит.
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня).
Основа— это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание— это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания:
Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
Неизменяемые слова окончаний не имеют.
Корень— это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Суффикс— это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
Порядок разбора слова по составу.
· Определить слово как часть речи.
· У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.
· Указать основу слова.
· Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
· Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Словообразовательный анализ
Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Задачи словообразовательного анализа несколько иные: установить, от чего образовалось данное слово (найти производящую основу) и с помощью чего (выделить словообразующий аффикс), и в итоге этих исследований определить способ словообразования.
Приставочный способ словообразования– образование слов присоединением к производящему слову приставок.
Суффиксальный способ словообразования– образование слов присоединением суффиксов к производящей основе.
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса.
Бессуффиксный способ словообразования– образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов.
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными.
Переход в другую часть речи– способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи.
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования– образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса
Порядок словообразовательного разбора
1. Дать лексическое значение слова.
2. Сравнить состав данного слова с однокоренными; определить ту часть слова, с помощью которого оно образовано.
3. Определить, от чего образована основа.