Сравнение как прием определения понятий.
ТЕМА 8. Неявные определения понятий
План
1. Сравнение как прием определения понятий.
2. Характеристика как вид неявного определения.
3. Описание как операция, сходная с определением.
Упражнения
1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л. Н. Толстой).
2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.
3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.
4. Определите вид сложного умозаключения: ((р®q)∧ùq)®ùp и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.
Сравнение как прием определения понятий.
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий - приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.
Сравнение - это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его характерных признаков и черт с другим, однородным предметом. Такое сопоставление приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга путем выявления не только сходства, но и различия их признаков. При использовании сравнения для определения понятия оно будет определено тем более полно, чем с большим количеством однородных предметов будет сравнен объем данного понятия. Сравнение приводит к формированию мнимого образа предмета, обладающего характерными признаками.
Сравнение — установление сходства сопоставляемых предметов. "Река - это поистине вечно длящийся карнавал, и всякий месяц она может похвалиться новыми красками" (Р. Эмерсон). '’Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб" (Т. Тэсс). К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В. А. Сухомлинский использовал сравнение мозга ребенка с цветком розы: "Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма" [3, с. 54].
Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Есть такие сравнения, которые можно часто услышать в речи: сладкий как мёд, мягкий как пух, порхать как бабочка, пыхтеть как самовар. В основе большинства загадок лежит сравнение. Все мы помним строчки С. Есенина о белой берёзе, сказки К. Чуковского.
Сравнение дает возможность определить новые стороны объектов, их связи, такие черты предметов и явлений, которые не воспринимаются при изучении их в отдельности. В процессе сравнения люди проникают в сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда свойства, постигают особенности явлений.
При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования:
- для сравнения следует отбирать объекты, имеющие определенную связь между собой.
- необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты.
- перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.
Профессор Б.В. Томашевский выделял в сравнении три элемента: 1) то, что сравнивается, «предмет», 2) то, с чем что-то сравнивается, «образ» и 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, «признак».
Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, как бы.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Влага брызнула игриво жемчугом вокруг (И. Никитин). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий. Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает. Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения.
Особым видом сравнения является отрицательное сравнение. Противопоставление одного предмета другому выступает здесь одновременно и как их образное сопоставление. Такое сравнение - распространённый приём в народной поэзии, откуда он перешёл и в художественную литературу.
В сравнении имеет место обращение к прежнему опыту ощущении, который формируется на основе общих представлений. Так стол напоминает табурет. Оба деревянные, имеют похожую форму, но применение их разное. Процесс сравнения, как и любой другой прием логики, связан с эмоциями. Чтобы сравнить разные по семантическому значению понятия, нужно найти сходства в сложном чувственном отношении к ним. Это можно сделать, вспомнив, например, какую-то ситуацию, в которой эмоциональная реакция обеспечила ассоциативную связь между данными объектами восприятия. Так же происходят и поэтические сравнения людей со звездами или с цветами. Обонятельные ощущения, к примеру, чаще всего обозначают понятиями вкуса: кислый или горький запах, пр.
Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению.
Сравнение — логический прием, который органически входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и на основе этого различаем или отождествляем эти явления. Правила сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы, причем сравнение должно осуществляться по наиболее существенным признакам
Прием сравнения пронизывает и практическую деятельность юриста, которому постоянно приходится сравнивать одни нормы с другими при толковании и выборе норм. В процессе расследования сравниваются различного рода следы с предметами или людьми, которые предположительно их оставили. Целесообразно сравнивать каждое расследуемое дело с другими, уже расследованными и рассмотренными. Такое сравнение позволяет вовлечь в расследование или разрешение юридических дел предшествующий опыт.
В науке сравнение позволяет выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: "Тело медузы студенистое, похожее на зонтик", "Почки - небольшие парные органы, имеющие форму бобов"; "Цветок гороха напоминает сидящего мотылька"; "Завязи пестиков шиповника скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал" [2, с. 77]. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.