Серия для подготовки к использованию намерения. 1 страница
Карлос Кастанеда.
Тенсегрити: Магические пассы магов древней Мексики.
Оглавление
Введение. 5
Магические пассы. 10
Тенсегрити. 15
Шесть серий тенсегрити. 19
Серия для подготовки к использованию намерения. 22
Первая группа: перемешивание энергии для намерения. 24
1. Перемалывание энергии ступнями. 24
2. Перемалывание энергии тремя скользящими движениями ступней. 25
3. Перемалывание энергии скольжением ступней вбок. 25
4. Перемешивание энергии ударами пяток о пол. 25
5. Перемешивание энергии троекратным ударом пяток о пол. 26
6. Собирание энергии подошвами и перемещение ее вверх по внутренней стороне ног. 26
7. Пробуждение энергии при помощи коленей. 26
8. Подъем пробужденной энергии в корпус при помощи коленей. 26
9. Удары, ногами по энергии, находящейся перед телом и позади него. 27
10. Подъем энергии от ступней. 27
11. Опрокидывание стены энергии. 27
12. Переступание через энергетический барьер. 28
13. Удар ногой по боковым воротам. 28
14. Разбивание комка энергии. 28
15. Соскабливание энергетической грязи. 28
Вторая группа: пробуждение энергии для намерения. 29
16. Пробуждение энергии движениями рук и ног. 29
17. Наматывание энергии на надпочечники. 29
18. Пробуждение энергии для надпочечников. 30
19. Слияние энергии левой и правой стороны. 30
20. Пронзание тела лучом энергии. 31
21. Вращение энергии над двумя центрами жизненности. 31
22. Полукруг энергии. 32
23. Пробуждение энергии вокруг шеи. 33
24. Растирание энергии толчками лопаток. 33
25. Пробуждение и рассечение энергии над головой. 34
Третья группа: собирание энергии для намерения. 34
26. Протягивание руки к энергии, пробужденной ниже колен. 34
27. Перемещение энергии передней стороны к надпочечникам. 35
28. Зачерпывание энергии слева и справа. 35
29. Разбивание круга энергии. 36
30. Собирание энергии в передней части тела, в области, расположенной над головой. 37
31. Пробуждение энергии и захват ее из областей, расположенных ниже колен и над головой. 38
32. Смешивание энергии левого и правого тела. 38
33. Захват энергии для двух центров жизненности из области, расположенной над головой. 39
34. Протягивание руки за энергией, находящейся в области над головой. 39
Четвертая группа: вдыхание энергии намерения. 40
35. Вытягивание энергии из области коленных чашечек вдоль передней стороны бедер. 40
36. Вытягивание энергии из областей, расположенных сбоку от ног. 40
37. Вытягивание энергии из областей, расположенных перед ногами. 41
Серия для матки. 42
Первая группа: магические пассы, принадлежащие Тайше Абеляр. 44
1. Извлечение энергии указательным и средним пальцами из области перед телом. 45
2. Пробуждение энергии для матки прыжком и захват этой энергии рукой. 46
3. Перенос энергии к яичникам при помощи шлепков. 47
Вторая группа: магический пасс, имеющий непосредственное отношение к Флоринде Доннер-Грау. 47
4. Лапы сфинкса. 48
Третья группа: магические пассы, имеющие отношение исключительно к Кэрол Тиггс. 48
5. Сосредоточение энергии в области матки. 49
6. Пробуждение и направление энергии непосредственно в матку. 49
7. Выдавливание вредоносной энергии из яичников. 50
Четвертая группа: магические пассы, принадлежащие Синему Разведчику (Блю Скаут). 50
8. Вытягивание энергии из области перед корпусом при помощи "усиков насекомого". 51
9. Вытягивание энергии из областей, расположенных под углом, и сбоку от корпуса. 51
10. Вытягивание энергии из боковых областей стригущими движениями "усиков насекомого". 52
11. Добывание энергии поочередным сверлением кистями рук области между ступнями. 52
12. Добывание энергии одновременным сверлением кистями рук области между ступнями. 53
Серия пяти интересов, или вествудская серия. 53
Первая группа: центр принятия решений. 54
Магические пассы для центра принятия решений. 56
1. Перенос энергии к центру принятия решений колебательными движениями кистей рук и предплечий (ладони обращены вниз). 56
2. Перенос энергии к центру принятия решений колебательными движениями кистей рук и предплечий (ладони обращены вверх). 56
3. Перенос энергии к центру принятия решений круговым движением кистей рук и предплечий. 56
4. Перенос энергии к центру принятия решений круговым движением кистей рук и предплечий (ладони обращены вверх). 57
5. Перенос энергии от средней части тела к центру принятия решений. 57
6. Перенос энергии из области лопаток к центру принятия решений. 57
7. Перемешивание энергии вокруг центра принятия решений при помощи сгибания запястий. 57
8. Перенос энергии от двух центров жизненности на передней части тела к центру принятия решений. 58
9. Перенос энергии от коленей к центру принятия решений. 58
10. Прохождение энергии через центр принятия решений от передней полусферы к задней и обратно. 59
11. Передача энергии от передней полусферы к задней и обратно боковым ударом руки. 59
12. Передача энергии от передней полусферы к задней и обратно тремя ударами руки. 60
Вторая группа: работа с инвентарным списком (рекапитуляция). 61
Магические пассы для работы с инвентарным списком. 64
13. Выковывание корпуса энергетического тела. 64
14. Похлопывание по энергетическому телу. 65
15. Расширение энергетического тела в стороны. 65
16. Создание сердцевины энергетического тела. 65
17. Выковывание пяток и икр энергетического тела. 66
18. Выковывание коленей энергетического тела. 66
19. Выковывание бедер энергетического тела. 67
20. Пробуждение личной истории путем придания ей гибкости. 67
21. Пробуждение личной истории постукиванием пятки по полу. 67
22. Пробуждение личной истории удерживанием. пятки прижатой к полу. 68
23. Крылья припоминания. 68
24. Окно припоминания. 69
25. Пять глубоких вдохов. 69
26. Вытягивание энергии от ступней. 69
Третья группа: сновидение. 70
Магические пассы для сновидения. 73
27. Ослабление фиксации точки сборки. 73
28. Как заставить точку сборки упасть. 73
29. Извлечение энергии из области надпочечников и перемещение ее вперед, чтобы заставить точку сборки сместиться вниз. 74
30. Разворачивание энергии типа А и типа В. 74
31. Выталкивание энергетического тела вперед. 75
32. Метание точки сборки, как ножа, движением кисти руки над плечом. 75
33. Метание точки сборки, как ножа, движением руки из-за спины на уровне талии. 76
34. Метание точки сборки, как диска, движением руки от плеча. 76
35. Бросание точки сборки, как мяча, движением руки над головой. 76
Четвертая группа: внутреннее безмолвие. 77
Магические пассы, помогающие достижению внутреннего безмолвия. 78
36. Два небольших полукруга ногами. 78
37. Списывание большого полукруга поочередно каждой ногой. 79
38. Пугало, стоящее на ветру с опущенными руками. 79
39. Пугало, стоящее на ветру с поднятыми руками. 79
40. Толкание энергии назад вытянутой рукой. 80
41. Повороты кистей рук. 80
42. Перемещение энергии волнообразными движениями рук. 81
43. Т-энергия кистей рук. 81
44. Нажатие на энергию большими пальцами рук. 82
45. Вычерчивание руками острого угла, вершина которого находится между ног. 82
46. Вычерчивание руками острого угла, вершина которого находится перед лицом. 83
47. Очерчивание руками энергетического круга между ногами и перед телом. 83
48. Три пальца на полу. 83
49. Суставы пальцев рук лежат на пальцах ног. 84
50. Поднимание энергии от пола с помощью дыхания. 84
Разделение левого и правого тела: серия для разогрева. 84
Первая группа: пробуждение энергии в левом и правом теле. 87
1. Собирание энергии от левого и правого тела в шар с последующим, разбиванием, его тыльной стороной кисти руки. 87
2. Собирание энергии левого и правого тела в круг, который затем пробивается кончиками пальцев. 88
3. Подъем левой и правой энергии вверх. 88
4. Давление вверх и вниз. 88
5. Поворот внутрь. 89
6. Поворот наружу. 89
7. Высокие удары кулаками. 89
8. Низкие удары кулаками. 90
9. Описание круга согнутыми в суставах пальцами. 90
10. Разравнивание энергии перед корпусом. 90
11. Нанесение удара по энергии восходящим движением кулака. 91
12. Нанесение мощных ударов перед левым и правым телом. 91
13. Описание двух кругов энергии и разбивание их в области пупка. 91
14. Очерчивание двух кругов энергии движением указательных и средних пальцев. 92
15. Пробуждение энергии вокруг висков. 92
16. Выбрасывание маленького круга энергии из области перед корпусом. 93
Вторая группа: смешивание энергии левого и правого тела. 93
17. Собирание необходимой энергии и рассеивание ненужной. 93
18. Накопление энергии в левом и правом теле. 94
19. Собирание энергии одной рукой и нанесение по ней удара другой рукой. 94
20. Собирание энергии руками и ногами. 95
21. Перемещение энергии от левого и правого плеча. 95
22. Собирание энергии одного тела и рассеивание ее в другом. 96
23. Нанесение ударов по энергии перед лицом. 96
24. Удар кистью руки с пальцами, согнутыми во втором суставе. 97
25. Захват энергии в области плеч и разбивание ее в центрах жизненности. 97
26. Расталкивание локтями энергии в стороны. 98
27. Очерчивание перед корпусом двух обращенных внутрь кругов энергии и разламывание их руками. 98
28. Нанесение обоими кулаками ударов по энергии, находящейся перед корпусом, а также справа и слева от него. 99
29. Нанесение удара кулаками по энергии перед корпусом, а также справа и слева от него. 99
30. Разламывание запястьями энергии над головой, а также слева и справа от корпуса. 100
Третья группа: перемещение энергии левого и правого тела при помощи дыхания. 100
31. Дыхание верхней частью легких. 100
32. Предложение дыхания. 101
33. Перемещение энергии от макушки к центрам жизненности при помощи дыхания. 102
34. Раскалывание энергии дыханием. 102
35. Дыхание обезьяны. 103
36. Верхнее дыхание. 103
37. Боковое дыхание. 104
38. Дыхание бабочки. 104
39. Выдох через локти. 105
Четвертая группа: предпочтения левого и правого тела. 105
Пять магических пассов для левого тела. 105
Первый магический пасс. 105
Второй магический пасс. 107
Третий магический пасс. 108
Четвертый магический пасс. 110
Пятый магический пасс. 111
Три магических пасса для правого тела. 115
Первый магический пасс. 115
Второй магический пасе. 116
Третий магический пасс. 117
Серия мужественности. 119
Первая группа: магические пассы, в которых кисти рук перемещаются синхронно, но не соприкасаются. 121
1. Кулаки выше плеч. 121
2. Действия кистями рук с зажатыми в них режущими предметами. 122
3. Полировка высокого стола ладонями рук. 122
4. Выбивание энергии обеими кистями рук. 122
5. Выбивание энергии. 123
6. Вытягивание энергетического шнура. 123
7. Толкание вниз энергетического шеста. 124
8. Поочередное разрубание энергии кистями рук. 124
9. Энергетический рубанок. 125
10. Нанесение удара по энергии энергетическим шипом. 125
Вторая группа: магические пассы для фокусирования энергии сухожилий. 126
11. Сцепление кистей рук. 126
12. Сцепление левого и правого тела. 126
13. Резкий поворот двух тел. 127
14. Толкание сцепленной энергии локтем. и предплечьем. 128
15. Короткий удар сцепленными кистями рук. 128
16. Толкание энергии сцепленными кистями рук. 129
17. Толкание энергии в области коленей. 129
18. Перемещение вниз энергетического шипа. 130
19. Кисти рук в роли топора. 130
20. Нанесение ударов по энергетическому выступу. 130
Третья группа: магические пассы для усиления выносливости. 130
21. Разрезание энергии круговым движением. 130
22. Рассечение энергии ударом меча. 131
23. Рассечение энергии по диагонали. 132
24. Перенос энергии, от плеча к колену. 132
25. Рассечение энергии, находящейся в области коленей. 133
26. Вонзание энергетического стержня в пол. 133
27. Большой удар. 133
28. Кувалда. 134
29. Рассечение энергии круговым движением. 134
30. Удар с возвратом. 135
Магические пассы, выполняемые с использованием специальных приспособлений. 135
Первая категория. 137
Вторая категория. 140
Всем практикующим систему Тенсегрити — кто, сосредоточив но ней свою силу, позволил мне прикоснуться к таким способам обращения с энергией, которые никогда не были доступны ни для дона Хуана Матуса, ни для шаманов его магической линии.
Введение.
Дон Хуан Матус, искусный маг и Нагуаль — так называют мага, если он возглавляет группу других магов, — ввел меня в мир знания шаманов, живших в древней Мексике. Дон Хуан Матус — индеец, уроженец города Юма, штат Аризона. Его отцом был индеец племени яки из штата Сонора (северо-западная Мексика), а матерью, по-видимому, индианка-юма из Аризоны. До десяти лет дон Хуан жил в Аризоне. Затем отец отвез его в Сонору, где их и застигла локальная война, которую вели против мексиканцев индейцы племени яки. Отец был убит, и дона Хуана взяли к себе родственники, жившие в южной Мексике.
Когда ему исполнилось двадцать лет, он встретился с искусным магом, Хулианом Осорио. Тот ввел дона Хуана в свою магическую линию, которая, по его словам, существовала на протяжении уже двадцати пяти поколений. Хулиан Осорио не был индейцем — его родителями были эмигранты из Европы. Дон Хуан сообщил мне, что, перед тем как стать Нагуалем, дон Хулиан Осорио был артистом. Судя по рассказам дона Хуана, это был внушительный, влиятельный и невероятно энергичный человек — увлекательный рассказчик, большой юморист и мастер пантомимы, которого все просто обожали. Во время гастроли по провинциям артист Хулиан Осорио попал под влияние Нагуаля Элиаса Уллоа, который и передал ему знания своей магической линии.
В соответствии с традициями своей линии шаманов, дон Хуан Матус обучил своих четырех учеников — Тайшу Абеляр, Флоринду Доннер-Грау, Кэрол Тиггс и меня — некоторым движениям, особым жестам, которые он называл магическими пассами. В процессе обучения дон Хуан следовал методике, отработанной многими поколениями, за одним единственным исключением: он не стал тратить время на многочисленные, чрезвычайно сложные ритуалы, которыми традиционно сопровождалось обучение и выполнение этих магических пассов. Свое решение отступить от традиции он обосновал тем, что в наши дни ритуалы уже утратили стимулирующее значение, поскольку новые поколения практикующих больше интересуются эффективностью и функциональностью самих пассов. В то же время дон Хуан рекомендовал мне ни при каких обстоятельствах не рассказывать об этих магических пассах ни моим ученикам, ни кому-либо другому. Причины запрета он объяснил следующим образом: магические пассы подбираются для каждого человека индивидуально, и их воздействие настолько сокрушительно, что лучше всего просто практиковать их, ни с кем не обсуждая.
Дон Хуан Матус обучил меня всему, что знали маги его линии. Он полностью передал мне свои знания, рассказав, показав и разъяснив все, до мельчайших подробностей. Таким образом, все сведения о магических пассах, изложенные в этой книге, также были получены в свое время непосредственно от дона Хуана.
Вместе с тем, магические пассы не являются изобретением какого-то конкретного человека. Они были открыты шаманами, жившими в древней Мексике, в процессе изучения ими состояния повышенного осознания. Это произошло совершенно случайно. Все началось с того, что шаманы задались очень простым вопросом: какова природа великолепного ощущения избытка жизненных сил, испытываемого ими в состоянии повышенного осознания, когда они принимают определенные позы или особым образом двигают конечностями? Это ощущение было настолько сильным, что шаманы стали настойчиво пытаться воспроизвести его, принимая такие же позы и выполняя такие же пассы в состоянии нормального осознания.
Судя по всему, в конечном итоге им удалось добиться успеха, и они стали первооткрывателями очень сложных последовательностей движений — их еще называют сериями движений, — которые, при постоянной практике, позволяли в значительной мере повысить эффективность функционирования тела и сознания. Результаты выполнения этих движений оказались поистине ошеломляющими, и сами движения стали называть магическими пассами. На протяжении многих поколений этим пассам обучали только учеников шамана. Обучение строилось на индивидуальной основе и сопровождалось сложными, тщательно продуманными ритуалами и тайными церемониями.
Дон Хуан Матус радикально отошел от традиционного способа преподавания магических пассов, что позволило ему заново переосмыслить назначение этой практики. По мнению дона Хуана, ее цель заключается не столько в повышении уровня физической и умственной сбалансированности, как считалось ранее, сколько в практической возможности перераспределять энергию. Дон Хуан утверждал, что отход от прежней традиции стал возможен благодаря влиянию двух Нагуалей, которые были его предшественниками по магической линии.
Маги линии дона Хуана считали, что каждому из нас от рождения присуще определенное количество энергии, которое абсолютно не зависит от влияния внешних сил: его нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Они полагали, что этого количества энергии вполне достаточно для достижения цели, к которой, по их мнению, должен стремиться каждый человек на Земле, — для выхода за пределы обычного восприятия. Дон Хуан Матус был глубоко убежден, что наша неспособность совершить этот подвиг является следствием воздействия нашей культуры и социальной среды. Именно они распределяют данную нам от природы энергию и направляют ее всю, до последней частички, на воспроизведение установленных образцов поведения, создавая тем самым барьер, который не позволяет нам преодолеть границы обычного восприятия. Как-то раз я спросил у дона Хуана:
— Но зачем же мне или кому-нибудь другому стремиться преодолеть границы обычного восприятия?
— Преодоление этих границ — задача, которую неизбежно придется решать всему человечеству, — ответил дон Хуан. — Преодолеть их означает войти в невообразимые миры, чья практическая ценность столь же велика, как и ценность мира, известного нам в повседневной жизни. Независимо от нашего согласия или несогласия с этим утверждением, мы одержимо стремимся выйти за границы обычного восприятия и терпим при этом сокрушительное поражение. Отсюда изобилие наркотиков, стимуляторов, религиозных ритуалов и церемоний, к которым вынуждены прибегать наши современники.
— А какова, по-твоему, причина столь сокрушительного поражения? — спросил я.
— Неспособность реализовать свое подсознательное желание, — объяснил дон Хуан, — является следствием того, что мы пытаемся приступить к решению стоящих перед нами задач слишком поспешно, а те средства, которые мы при этом используем, слишком примитивны. Это все равно, что пытаться свалить стену, стуча по ней собственной головой. Люди никогда не подходят к этой проблеме с точки зрения энергии. Для магов же успех определяется доступностью — или недоступностью — того количества энергии, которое необходимо для решения данной конкретной задачи.
Поскольку маги древней Мексики знали, что увеличить количество энергии, которой мы наделены от природы, невозможно, то единственным доступным для них способом было перераспределение уже имеющейся энергии.
Процесс перераспределения начинался с магических пассов и того благотворного воздействия, которое они оказывали на физическое тело.
Во время обучения дон Хуан всячески подчеркивал, что шаманы его линии всегда придавали — и продолжают придавать — огромное значение хорошей физической форме и сильному интеллекту. Подтверждением истинности его заявлений служил он сам и пятнадцать магов его группы. Все они отличались великолепной физической подготовкой и блестящим интеллектом.
Однажды я прямо спросил дона Хуана, почему маги придают такое большое значение духовному состоянию человека. Его самого я всегда считал человеком высокой духовности, поэтому его ответ оказался для меня совершенно неожиданным:
— Шаманов мало интересует духовность. Они очень практичны. Хорошо известно, что шаманы обычно производят впечатление людей неуравновешенных, или даже больных. Может быть, именно это и заставляет тебя считать их духовными людьми. Они всегда пытаются объяснить необъяснимое. В ходе бесплодных попыток дать объяснение тому, что нельзя до конца объяснить ни при каких обстоятельствах, они зачастую проявляют излишнюю настойчивость и поэтому теряют связность мысли и начинают говорить глупости.
Дон Хуан продолжал:
— Твое тело должно быть гибким, если ты хочешь достичь хорошей физической формы и психической уравновешенности. А достижение этих двух состояний жизненно важно для шаманов, ведь только так они могут обрести рассудительность и прагматизм — единственные свойства, необходимые для вхождения в другие области восприятия. Чтобы правильно ориентироваться в неизвестном, требуется смелость, а не безрассудство. Для того чтобы уравновесить безрассудство смелостью, маг должен обладать чрезвычайной трезвостью суждений, осторожностью, мастерством и находиться в великолепной физической форме.
— Но для чего нужна великолепная физическая форма, дон Хуан? — спросил я. — Разве для путешествия в неизвестное недостаточно желания или воли?
— Желай сколько угодно, пока не уписаешься — все равно ничего не выйдет! — бросил он довольно резко. — Подумай сам: даже просто оказаться один на один с неизвестным, не говоря уж о том, чтобы войти в него, и то требует стальных нервов, а также тела, которое могло бы послужить вместилищем для таких нервов. Но какой смысл иметь стальные нервы, если не обладаешь живым умом, физической силой и соответствующей мускулатурой?
Как я понял, прекрасное физическое состояние, важность которого дон Хуан постоянно подчеркивал с самого начала нашего сотрудничества, служит первым шагом к перераспределению данной нам природой энергии. По мнению дона Хуана, такое перераспределение является важнейшим моментом в жизни каждого шамана, как, впрочем, и любого другого человека. Оно представляет собой процесс перемещения энергии, которой мы первоначально обладаем, из одного места в другое. Ранее эта энергия была рассеяна жизненно важными для нас энергетическими центрами тела — так называемыми центрами жизненности, которые с ее помощью поддерживают гармонию между живым умом и отличной физической формой.
Шаманы линии дона Хуана уделяли огромное внимание перераспределению имеющейся в их распоряжении энергии. Причем это внимание не было лишь интеллектуальным устремлением, плодом логических операций индукции или дедукции и не имело никакого отношения к умозаключениям. Оно явилось результатом их способности непосредственно воспринимать энергию — в том виде, в каком она существует во Вселенной.
— Маги нашей линии называли способность непосредственно воспринимать энергию видением, — объяснял мне дон Хуан. — Это особое состояние повышенного осознания, в котором человеческое тело обретает способность воспринимать энергию как поток, течение, похожую на дуновение ветерка вибрацию. Способность видеть энергию так, как она течет во Вселенной, является следствием мгновенной остановки свойственной человеческим существам системы интерпретаций.
— Что представляет собой эта система интерпретаций, дон Хуан? — спросил я.
— Магам древней Мексики удалось установить, что каждая часть человеческого тела участвует в превращении потока вибраций в ту или иную форму сигналов, воспринимаемых органами чувств. Вся совокупность воздействий этих сигналов, непрерывно бомбардирующих органы чувств, преобразуется человеческими существами в систему интерпретаций, позволяющую им воспринимать обычный мир.
Маги древней Мексики, обладая железной дисциплиной, сумели заставить эту систему интерпретаций остановиться. Они назвали такую остановку видением и сделали ее краеугольным камнем своего знания. Способность непосредственно видеть энергию стала важным инструментом, который они использовали при создании собственных классификационных схем. Например, благодаря этой способности они стали рассматривать доступную для нашего восприятия Вселенную как нечто вроде луковицы, имеющей тысячи слоев: известный нам по обыденной жизни мир представляет собой, по их мнению, всего лишь один из таких слоев. Более того, они полагали, что все остальные слои не только доступны для человеческого восприятия, но и являются неотъемлемой частью естественного наследия человека.
Другим чрезвычайно ценным достижением древних магов — достижением, ставшим возможным опять же благодаря их способности непосредственно видеть энергию, — было открытие энергетического строения человека. Они видели, что человек является комбинацией энергетических полей, соединенных в светящийся энергетический шар или кокон некоей вибрирующей силой. Для магов линии дона Хуана Матуса истинный облик человека представлял собой удлиненное (яйцевидное) или округлое (сферическое) энергетическое образование, которое они называли светящимся яйцом или светящейся сферой. Древние маги считали эту светящуюся сферу нашим истинным "Я" — истинным в том смысле, что она абсолютно неизменна, если рассматривать ее с точки зрения энергии. В процессе непосредственного восприятия человека как энергетического образования становятся видны все его ресурсы — все, чем он является с точки зрения энергии.
Древние маги открыли, что на задней поверхности светящейся сферы человека находится точка, обладающая свечением повышенной яркости. Путем непосредственного наблюдения им удалось установить, что эта точка имеет ключевое значение для процесса превращения энергии в воспринимаемые органами чувств данные и для дальнейшей их интерпретации. Маги назвали ее точкой сборки — поскольку именно в ней собирается восприятие окружающего мира. Они утверждали, что эта точка расположена за спиной человека, на расстоянии вытянутой руки от лопаток. Им также удалось выяснить, что у всех представителей человеческой расы точка сборки расположена на одном и том же месте и поэтому для них характерно одинаковое видение мира.
Кроме того, древние маги сделали еще одно потрясающее открытие, имевшее огромное значение как для них, так и для всех последующих поколений магов. Они обнаружили, что единообразие присущего людям месторасположения точки сборки является следствием процесса социализации и формирования общепринятого образа жизни. Из этого они сделали вывод, что обычное положение точки сборки на самом деле произвольное и его кажущаяся окончательность и неизменность — всего лишь иллюзия. Именно эта иллюзия и порождает непоколебимую убежденность человеческих существ в том, что мир, с которым они имеют дело в повседневной жизни, это единственно реальный и всеобъемлюще завершенный мир.
— Поверь, — сказал мне однажды дон Хуан, — ощущение всеобъемлющей завершенности повседневного мира — не более, чем иллюзия, которая только кажется единственно возможной истиной, поскольку ее никогда не подвергали сомнению. Способность непосредственно видеть энергию — в том виде, в каком она существует во Вселенной, — и есть тот инструмент, использование которого позволяет усомниться в этой истине. С его помощью маги нашей линии пришли к заключению, что для человеческого восприятия доступно потрясающее множество миров. Они описывали эти миры как самодостаточные реальности, где человек может жить и умереть — точно так же, как и в привычном нам повседневном мире.
За тринадцать лет моего ученичества дон Хуан обучил меня основным приемам, которые требуются для совершения подвига видения. Я подробно описал их в своих предыдущих книгах, но ни в одной из них не касался важного ключевого момента — магических пассов. Дон Хуан обучил меня множеству пассов, но вместе с этим богатым и разнообразным знанием он оставил мне вполне определенную убежденность, что я — последнее звено в их магической цепочке, последний из Нагуалей его линии. Если исходить из этого, то передо мной автоматически вставала задача найти новые пути распространения знаний, принадлежащих магической линии дона Хуана, поскольку вопрос о преемственности поколений в рамках самой линии становился уже не актуален.
В связи с этим я должен пояснить один очень важный момент: дон Хуан Матус никогда не стремился обучать кого-либо своему знанию; единственное, что его интересовало, — продолжение магической линии, к которой он принадлежал. Трое других его учеников, как и я, были не более чем средством, призванным обеспечить продолжение этой линии — средством, избранным, по его словам. Духом, ибо сам дон Хуан в процессе выбора никоим образом не участвовал. Поэтому он предпринимал титанические усилия, стремясь передать мне все, что ему было известно о магии, или шаманизме, а также об эволюции знания в его магической линии.