Законы логики и законы других специальных наук
Законы логики связаны с законами других специальных наук. Между ними есть как сходство, так и различие. Сходство проявляется в том, что эти законы имеют объективный характер, а также в том, что используется человеком в его практической деятельности. Различие заключается в том, что законы логики имеют очень широкую область применения, так как отражают такие простейшие стороны и отношения между предметами, которые имеют место повсюду. Однако необходимо отметить, что хотя область применения законов логики широкая, тем не менее она не безграничная. Из этого следует, что применяя правила и законы логики, необходимо учитывать и условия в которых эти правила и законы используются. Формальное их применение ведёт к искажению изучаемого предмета.
Логика формальная и логика диалектическая
Говоря о формальной логике необходимо отметить, что её правила, методы и законы применяются к мыслям о предметах как качественно определённых, т.е. мы при рассуждении о предметах отвлекаемся от времени, от развития предметов. Задача формальной логики – обеспечить стройность и последовательность мышления. Она берёт сложившиеся мысли и описывает их со стороны структуры. Тем самым формальная логика обеспечивает не весь процесс достижения истины, а лишь определённую сторону этого процесса – его формальную правильность. Объективную же истинность результатов познания даёт нам диалектическая логика.
Но это не значит, что эти две логики противостоят друг другу. Они связаны так, как, например, связаны арифметика и высшая математика. Как и арифметика, которая применима не только в простейших вычислительных операциях, но и в сложных математических исчислениях, формальная логика работает и в простых, в и сложных познавательных процессах.
Необходимость изучения логики очевидна. Знание её законов и правил позволяет опровергать ошибочные положения, избегать непоследовательности и противоречивости в рассуждениях. Знание логики помогает вскрывать ошибки и контролировать собственную мысль в процессе получения выводного знания, в процессе логического доказательства. Она помогает скорее и глубже понять содержание изучаемого материала, последовательно изложить мысли. «Польза логики для субъекта,- писал Гегель в своей работе «Наука логики», - определяется тем, насколько она развивает ум, направляя его на достижение других целей. Развитие субъекта посредством занятия логикой заключается в том, что он приобретает привычку к мышлению, так как эта наука есть мышление о мышлении, а также в том, что логика наполняет голову мыслями, и именно мыслями как мыслями»[1]
Лекция 2.ПОНЯТИЕ
Сущность понятия
Слово понятие происходит от глагола понимать. Понятие – это основная единица структуры человеческого мышления. Всякое понятие (понимание) есть мысль о признаках предмета. Признаком предмета называются любые черты, стороны, состояния, которые характеризуют предмет. Признаки могут быть единичными и общими, существенными и несущественными. Понятие формируется именно на базе существенных признаков, т.е. признаков, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность.
Таким образом, понятие – это образ предмета, выраженный через систему его существенных признаков.
Образуем понятие мы путём установления сходства (различия) между предметами (сравнение), расчленением сходных предметов на элементы (анализ), выделением существенных признаков и отвлечением от несущественных (абстрагирование), соединением существенных признаков (синтез) и распространением их на все однородные предметы (обобщение).
Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, которые называются именами. Имя, состоящее из букв, – это материальная оболочка понятия, т.е. его звучание, а понятие – это идеальное содержание слова, т.е. его значение. Звучание слова только обозначает предмет мысли, но не отражает его, так как между ними нет сходства. Значение же слова отображает предмет, так как основой значения является понятие о предмете.
Каждое понятие имеет содержание и объём.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Объёмпонятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.
Связь содержания и объёма понятия выражается в законе их обратного соотношения, т.е. чем шире содержание понятия, тем уже его объём и наоборот. Данный закон распространяется не на все понятия, а лишь на те, из которых одно входит в объём другого.
Виды понятий
Человеческое мышление создало необычайное богатство понятий. Как богатство и многообразие явлений действительности делало и продолжает делать необходимым для науки (биологии, геологии, астрономии) классификацию явлений, так стало необходимым классифицировать формы мышления. Формальная логика классифицирует понятия по их подобию, соответствию и различию. Принципами этих классификаций в общем является объём, но возможно и содержание.
Выделяют следующие виды понятий:
1. Единичные, общие и нулевые.
Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным(«Киев», «Невский проспект»).
Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим («государство, стол»).
Понятие, в котором не мыслится ни один элемент, называется нулевым(«снегурочка», «русалка»).
Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддаётся учёту («планета Солнечной системы»), а нерегистрирующими – те, в которых множество мыслимых в них элементов учёту не поддаётся («молекула», «рыба»).
В особую группу выделяют собирательные понятия, в которых мыслятся совокупности элементов, составляющих единое целое («коллектив»).
Эти понятия, так же как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива), однако, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единый предмет. Собирательные понятия могут быть общими («коллектив») и единичными («коллектив нашего института»).
2. Абстрактные и конкретные.
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным («стол», «ручка»), а понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами – абстрактным («храбрость», «беспечность»).
Конкретные и абстрактные понятия могут быть как общими, так и единичными (например, понятие «преступление» - общее, конкретное; понятие «Харьков» - единичное, конкретное; понятие «преступность» - общее, абстрактное; понятие «смелость лейтенанта Дроздова» - единичное, абстрактное).
3. Положительные и отрицательные.
Понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету, называются положительными («атеист», «логичный»).
Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определённых признаков, называются отрицательными («алогичный», «нелегальный»).
4. Безотносительные и соотносительные.
Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам («книга», «двигатель»).
В соотносительных понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого («родители» и «дети», «северный полюс» и «южный полюс»).
Отношения между понятиями
Между предметами одновременно существует и сходство, и различие. Так же обстоит дело и с понятиями об этих предметах. Поэтому одним из важных вопросов логики является вопрос об отношении между понятиями по их содержанию и объёму. В логических отношениях могут находиться лишь сравнимые понятия, т.е. понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом, например, «человек» и «животное», «студент» и «член партии».
Сравнимые понятия бывают совместимыми и несовместимыми. Понятия, объёмы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. Существуют три вида отношений совместимости: равнозначность, пересечение и подчинение.
Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (в кругах Эйлера), где каждый круг обозначает объём понятия, а каждая точка круга – предмет, входящий в его объём.
В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объёмы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различное).
А – М. Шолохов
В – автор романа «Тихий Дон».
|
А – студент
В – спортсмен.
В отношении подчинения находятся понятия, объём одного из которых полностью входит в объём другого, составляя его часть.
А – фигура
В – треугольник.
Несовместимыми называются понятия, объёмы которых не совпадают ни полностью, ни частично.
Существуют три вида отношений несовместимости: соподчинение, противоположность и противоречие.
В отношении соподчинения находятся два или больше перекрещивающихся понятий, подчинённых общему для них понятию.
А – комитет
В – облкомитет
С – горкомитет.
|
А – качество
В – хороший
С – плохой.
Объёмы двух противоположных понятий составляют в сумме лишь часть объёма общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому соподчинены.
В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими признаками. Объёмы двух этих понятий составляют весь объём рода, видами которого они являются и которому соподчинены.
А
А – цвет
В – чёрный
не-В – нечёрный.