Упражнения синтетического характера

Упражнения аналитического характера

Пунктуационный разбор . Одним из самых важных видов упражнений при обучении пунктуации является пунктуационный разбор, т. е. объяснение уже поставленных знаков пунктуации в текстах упражнений. При пунктуационном разборе формулируются правила, на основе которых в изучаемом тексте были расставлены знаки препинания.

Чтение преподавателем примеров с последующим объяснением учащимся, какие следует поставить в них знаки препинания и почему . Это упражнение уже сложнее предыдущего. Оно может воспроизводиться в двух вариантах: учащиеся видят изучаемый текст (в этом случае они могут сами читать вслух по вызову преподавателя) и учащиеся не видят текста, воспринимая его только на слух.

Разновидность пунктуационного разбора, который оформляется письменно с применением перфокарт . В этом случае учитель читает все предложение с начала до конца. Учащиеся слушают и обдумывают содержание и строй предложения. После этого преподаватель еще раз читает предложение, а учащиеся одновременно на листочках, подложенных под перфокарты, не записывая примера, а лишь записав его номер, в отверстиях перфокарты последовательно ставят те знаки препинания, которые необходимо поставить в этом предложении, если бы оно было записано.

В качестве примера приведем запись следующих предложений: Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В. Белинский) и Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: "Стой, довольно, больше идти некуда!"

1),

2), " ,! "

Потом следует выяснить, какие знаки препинания и почему следует поставить в вышеприведенных предложениях. При проверке задания (если оно не носило контрольного характера) к анализу привлекается вся группа учащихся. Этот вид упражнения превалирует над другими потому, что оно лучше способствует развитию навыков расстановки знаков препинания в процессе письма.

Такое упражнение обеспечивает также быструю обратную связь, что позволяет преподавателю сразу же выделить ошибки многих учащихся, их затруднения и тут же усовершенствовать в связи с этим учебный процесс. Более того, как показывает опыт, это способствует усилению интереса к самому учебному процессу и, значит, активизации мыслительной деятельности учащихся, что в свою очередь очень эффективно содействует развитию необходимых пунктуационных навыков.

Письмо по памяти . Некоторые тексты, насыщенные знаками препинания на целый ряд правил, после детального пунктуационного разбора заучиваются, а затем через несколько дней записываются по памяти. Чтобы предотвратить списывание, надо предложить сидящим рядом учащимся разные тексты.

Аналитико-синтетические упражнения

Упражнения синтетического характера

Расстановка знаков препинания при переписывании текстов, написанных без знаков препинания . Этот прием требует от учащегося серьезной самостоятельной работы: изучая текст, напечатанный или написанный без знаков препинания, он вдумывается в грамматическую структуру, в смысл каждого предложения в отдельности и текста в целом, потому что преподаватель своим чтением не подсказывает ему готового решения. Особенно важно, что учащийся имеет дело не с отдельными фразами, а с цельным текстом. Поняв текст, расставив, где следует, знаки препинания, учащийся потом, при проверке, сможет сам судить о том, правильно ли он понял смысл, правильно ли расставил знаки препинания, все ли оттенки смысла и все ли его грамматические нюансы он учел.

Подбор учащимися примеров-предложений на конкретное правило в указанном преподавателем тексте литературного произведения . Если преподаватель пользуется таким видом работы, он должен помнить, что не в любом тексте можно найти пример на конкретное пунктуационное правило. Кроме того, учащимся надо указать определенные страницы текста, на которых им необходимо сосредоточить свое внимание.

Составление и запись учащимися в своих тетрадях предложений с предложенными преподавателем словами . Это могут быть, к примеру, обращения (Марина; дорогая моя; ненаглядный) или вводные слова (вероятно, возможно, однако) и т. п. Такие упражнения способствуют прежде всего самостоятельному применению пунктуационного правила и, кроме того, развитию устной речи.

Самостоятельное составление учащимися примеров на конкретные правила . Этот вид упражнения может применяться и при объяснении нового правила, и при закреплении ранее изученных правил, и при опросе учащихся, так как он позволяет проверить, как учащиеся поняли правило и как умеют применить его на практике. В то же время это упражнение способствует развитию речи и пунктуационных навыков.

Работа со схемами . При изучении и закреплении правил пунктуации не помешают упражнения в составлении схем предложений с расстановкой в них знаков препинания и, наоборот, составление по данной схеме предложений. Схема позволяет наглядно продемонстрировать структуру данного предложения, с которой связано применение данного пунктуационного правила. Поэтому работа со схемами помогает более прочному запоминанию пунктуационных правил и впоследствии самостоятельному применению их во время письма.

Этот вид упражнений хорошо применять как при проверке, так и при закреплении знаний учащихся по пунктуации.

Составление предложений по картинке . Благотворное влияние этого вида упражнений состоит в том, что полученные на занятии знания учащиеся закрепляют путем самостоятельного составления по картинке и записи в тетради отдельных предложений на изучаемое правило.

Составление и запись небольших связных текстов . Данный вид упражнения позволяет применить только что полученные знания во время того же занятия. В то же время он способствует развитию письменной речи. В то же время увлекаться им не следует, так как он должен занимать подобающее ему место в ряду прочих упражнений.

Все это дает возможность проверять и закреплять знания и навыки по уже пройденным разделам пунктуации, и, кроме того, большинство из них способствуют и развитию устной речи учащихся.

Диктанты (предупредительный, объяснительный, "объяснительное письмо", обучающе-контрольный, "Проверяю себя" и контрольный). На занятиях по развитию пунктуационных навыков эти виды диктантов являются очень эффективными.

Если до этого учащиеся расставляли знаки препинания на основе своего личного понимания предложенного текста, то при диктанте процесс обучения усложняется тем, что учащиеся только через интонацию могут уловить, как понимает текст преподаватель, и с помощью знаков препинания выражают это понимание.

Лучше всего начать с предупредительного диктанта как наиболее легкого и лишь затем переходить к объяснительному. Объяснительный диктант, являясь диктантом обучающего характера, в определенной мере носит проверочный характер.

Кроме предупредительных и объяснительных диктантов, рекомендуется проводить и особый вид обучающего диктанта с попутным пунктуационным разбором ("комментированное письмо"). Этот вид обучающего диктанта по-другому называют "объяснительным письмом". При его проведении комментарий расстановки знаков препинания дается учащимся в процессе записи диктуемого текста.

Данный вид упражнения ценен тем, что он способствует, во-первых, развитию навыков расстановки знаков препинания в процессе письма, что очень важно для обучения пунктуации, во-вторых – активизации работы учащихся.

Однако при безусловной полезности "объяснительного письма" злоупотреблять им не следует: если применять его слишком часто, то это упражнение начинает надоедать учащимся, интерес к нему падает.

В итоге многие учащиеся начинают писать механически, воспринимая из комментариев преподавателя только то, как следует писать, не улавливая, почему так надо писать.

При обучении орфографии и пунктуации применяется и такой вид диктанта, как "Проверяю себя", методику проведения которого разработал А. Кобызев.

"Методика проведения диктанта "Проверяю себя" состоит в том, – комментирует автор методики, – что учитель диктует, а ученики пишут, но в процессе письма учащиеся подчеркивают все сомнительные для них места, чтобы потом спросить, правильно ли они написали то или другое слово или правильно ли у них расставлены знаки препинания.

Такие подчеркивания нужны для того, чтобы не забыть задать вопрос учителю после того, как будет написан весь диктант".

После этого каждый учащийся вносит соответствующие исправления в свою работу и сдает ее преподавателю.

Таким образом, каждый из рассмотренных видов диктанта имеет свои преимущества на определенном этапе обучения. Значит, чем шире и продуманнее будет применение всех указанных диктантов, тем больший эффект будет давать каждый из них.

Стилистические упражнения, связанные с пунктуацией . Эти упражнения одновременно используются и как средство развития речи, и как способ закрепления пунктуационных навыков. При этом подразумевается замена данной синтаксической конструкции другой, к примеру: вставка обобщающих слов в предложение с однородными членами и, наоборот, их устранение; замена сложноподчиненных предложений с придаточными причины бессоюзными предложениями с причинно-следственными отношениями; – "свертывание и развертывание" предложений, например: свертывание сложноподчиненного предложения в простое с однородными членами и т. п. Эти упражнения хороши тем, что каждый случай замены одной синтаксической конструкции на другую ведет к изменению пунктуации.

Изложение, осложненное специальным синтаксическим и пунктуационным заданием . Для изложения преподаватель подбирает такой текст, который насыщен изученными грамматическими конструкциями и связанными с ними знаками препинания. После чтения преподавателем и коллективного устного разбора в классе этих конструкций с объяснением знаков препинания учащимся предлагается письменно своими словами изложить содержание этого текста и подчеркнуть те грамматические конструкции, с которыми связана постановка определенных знаков препинания. Такой вид работы полезен в первую очередь тем, что он позволяет повторить некоторый изученный материал по синтаксису и пунктуации. Кроме того, есть возможность потренировать учащихся в применении пунктуационных правил в процессе записи сравнительно большого связного текста и при этом максимально приблизиться к естественным условиям письма.

Сочинение, осложненное специальным синтаксическим и пунктуационным заданием . Такой вид работы благоприятствует выработке навыков сознательного употребления знаков препинания. Составление связного текста на любую тему может быть специально усложнено каким-нибудь конкретным синтаксическим и пунктуационным заданием. К примеру: подчеркнуть обращения (или вопросительные и восклицательные предложения и т. д.) и суметь объяснить постановку знаков препинания при них, а также выразительно, с интонацией прочитать все сочинение. Очень полезно в связи с повторением и закреплением отдельных разделов пунктуации написать и подготовительное обучающее сочинение по картине.

Выразительное чтение в процессе изучения синтаксиса и пунктуации . К сожалению, зачастую при обучении звуковой стороне языка фонологическим средствам языка уделяется мало внимания. В результате учащиеся в большинстве своем говорят и читают очень невыразительно.

Поэтому для правильной постановки преподавания русского языка и развития навыков выразительного чтения необходимо использовать не только специальные уроки по развитию речи, но и те занятия, на которых изучаются разнообразные грамматические определения и правила.

В процессе изучения курса синтаксиса и пунктуации особенно желательны упражнения в устном и письменном интонационно-смысловом анализе предложения.

Для того чтобы учащиеся смогли лучше понять конкретные пунктуационные правила, связанные с той или иной синтаксической конструкцией, они должны суметь услышать в чужой устной речи и правильно передать в собственной интонацию этой конструкции. Именно для этого необходимы специальные упражнения, способствующие развитию речевого слуха.

Интонационно-смысловой анализ должен проводиться при изучении и закреплении каждой синтаксической и пунктуационной темы: он помогает наиболее полному усвоению синтаксиса и пунктуации, развитию выразительного чтения и одновременно повышению интереса учащихся к изучению русского языка в целом.

В качестве одного из средств формирования умений анализа и синтеза у младших школьников на уроках русского языка можно рассматривать аналитико-синтетические упражнения с фразеологизмами. Аналитико-синтетические упражнения с фразеологизмами – это упражнения, составленные на специальным образом скомпонованном фразеологическом материале. Они направлены на закрепление и повторение изученных тем по русскому языку и параллельное взаимосвязанное развитие аналитико-синтетических умений младших школьников. Подбор фразеологического материала в данных упражнениях осуществляется с учетом доступности понимания значения фразеологизмов детьми младшего школьного возраста в 1–4 классах; соответствия лексических, фонетических, синтаксических особенностей фразеологизмов грамматическому материалу, который изучается в конкретных те- мах по русскому языку; коммуникативной значимо- сти фразеологических единиц; образовательно- воспитательной направленности фразеологизмов. Подобранный фразеологический материал компонуется таким образом, чтобы для выполнения упражнения учащимся необходимо было осуществить операцию анализа или синтеза, либо ту и другую вместе. В структуре аналитико-синтетических упражнений с фразеологизмами можно выделить три взаимосвязанные части: 1) основное задание; 2) исходный языковой учебный материал; 3) дополнительные задания. Основное задание располагается перед исходным языковым учебным материалом упражнения. Оно связано, как правило, с изучаемой на уроке темой русского языка и направлено на ее закрепление или повторение. Основное задание может быть сформулировано учителем или учащимися. Во время самостоятельного формулирования основного задания учащиеся опираются на тему урока и определенные ориентиры. Такими ориентирами являются: условные обозначения, таблицы, шифры, пропущенные буквы и слоги; бук- вы, заключенные в скобках [1, с. 216]. К условным обозначениям можно отнести графическое изображение предлогов, звуко-буквенного, морфемного состава слова, схематическое изображение предложения и пр. Школьники на основе анализа условных обозначений, их сопоставления с исходным материалом и соотнесением с темой урока формулируют основное задание к упражнению. Пример упражнения по теме «Правописание предлогов» с использованием в качестве ориентира условных обозначений. Прочитай. Познакомься со справкой. Сформулируй задание. В этом тебе помогут тема урока и условные обозначения. Быть ∆ седьмом небе Делать ∆ мухи слона Сесть ∆ калошу Идти ∆ гору Справка: я, ю, э…. (Вариант сформулированного учеником задания: «В данном упражнении вместо треугольников нужно вставить предлоги и записать фразеологизмы, расположив их в обратном алфавитном порядке»).

Наши рекомендации