Б81 Красота ума / Э. Боно; пер. с англ. П. А. Самсонов.
В 1985 году я разработал метод шести шляп, который помогает лучше мыслить, лучше общаться и развивать красоту ума. Метафорические шляпы шести цветов — белая, красная, черная, желтая, зеленая и синяя — это, по существу, шесть углов зрения на изучаемый предмет. В контексте параллельного мышления все участники обсуждения всегда смотрят в одну сторону, то есть носят шляпы одного цвета. Это непременное условие. Если на разных участниках надеты шляпы разных цветов, процесс параллельного мышления рушится.
Почему именно шляпы?
Шляпу легко надевать и снимать.
Шляпа ассоциируется с головой, то есть с мышлением.
Шляпы используются для указания различных ролей: можно надеть шляпу полицейского, шляпу родителя и т. д.
Обзаводиться реальными головными уборами для этого процесса нет необходимости. Шляпы имеют, безусловно, метафорический смысл, хотя в некоторых компаниях сегодня можно наблюдать плакаты со шляпами мышления и маленькие символические шляпы на столах сотрудников.
БЕЛАЯ ШЛЯПА
Ассоциируется с бумагой и компьютерными распечатками. Ее символическое значение — информация.
Когда вы носите белую шляпу, вы сосредоточены на информационной стороне вопроса.
В процессе параллельного мышления нет места таким ситуациям, когда один человек что-то говорит, а другой не соглашается. Когда используется белая шляпа, все сосредоточены на информации.
Что мы знаем?
Что нам нужно знать?
Чего не хватает?
Какие вопросы следует задать?
Где и как можно получить необходимую информацию?
Информация — понятие многогранное. Это могут быть и факты, поддающиеся проверке, и слухи, которым можно верить или не верить.
Если информация поступает противоречивая, две противоречащие друг другу версии выкладываются бок о бок. Например:
«Последний самолет на Нью-Йорк вылетает в 21.30» и «Последний самолет на Нью-Йорк вылетает в 22.30». Оба варианта учитываются. Когда возникнет необходимость определиться, какой же из двух вариантов правильный, тогда этот вопрос и будет выясняться. А пока оба принимаются.
Каждый человек, вовлеченный в процесс, прилагает все усилия к полномасштабному изучению предмета обсуждения и докладывает, какая информация у него есть, а какая ему еще нужна. Здесь нет речи о том, что каждый ищет только ту информацию, которая бы подтверждала его точку зрения.
Это все равно что попросить всех смотреть на север и докладывать, что они видят. И каждый старается как можно точнее и полнее описать то, что он видит.
КРАСНАЯ ШЛЯПА
Этот цвет ассоциируется с огнем и теплом. Красная шляпа символизирует эмоции, чувства, интуицию.
Это очень важная шляпа. Принято считать, что эмоции и чувства к мышлению отношения не имеют. Еще как имеют — только они маскируются под логику. Так что если пытаться держать эмоции в стороне, они все равно незаметно проникают и влияют на мысли.
Красная шляпа как раз дает возможность эмоциям и чувствам проявить себя открыто. Она их узаконивает и отводит им их место в процессе мышления.
Не нравится мне эта идея.
Я чувствую, из этого ничего не выйдет.
Интуиция подсказывает, что повышение цен разгонит клиентов.
Нутром чую, это очень опасно.
Мне кажется, это пустая трата времени.
Очень важно то, что, когда на вас красная шляпа, вам не нужно искать оправдания вашим ощущениям. Они существуют — и вы их выражаете. Дело в том, что во многих случаях эти чувства необъяснимы или их причины не вполне ясны, и люди, не умея оправдать своя ощущения, воздерживаются от их выражения. Не надо объяснять свои чувства — даже если их причины вам известны.
Интуитивные догадки могут основываться на жизненном или профессиональном опыте. Например:
Интуиция подсказывает мне, что этот человек подходит для такой работы.
Интуиция подсказывает мне, что расходы на этот проект будут стремительно расти.
Интуиция подсказывает мне, что за этим решением кроются подковерные игры.
Интуиция подсказывает мне, что в следующем квартале начнется экономический подъем.
Интуитивные суждения сложны по своей структуре. Человек может и не догадываться, какое множество факторов учтено в суждении, которое подсказывает ему интуиция.
Интуитивные догадки часто оказываются верны — но не всегда.
Когда великому Эйнштейну рассказали о принципе неопределенности Гейзенберга, тот ответил, что интуиция подсказывает ему: в природе такого не бывает и «Бог не играет в кости». Похоже, на этот раз интуиция подвела Эйнштейна. Ведь в конечном счете интуиция базируется на собственном опыте человека и его личном мышлении.
Тем не менее интуиция — важный и полезный компонент процесса мышления. Бывают ситуации, когда решения приходится принимать лишь на основе интуиции, потому что иного выхода нет: «Интуиция подсказывает мне, что это предложение неприемлемо для обеих сторон и конфликт не погасит». Или: «Интуиция подсказывает мне, что эта мода долго не продержится».
Когда нет возможности проверить что-либо, интуиция может играть важную роль. В других ситуация интуиция остается одним из тех факторов, которые следует принимать во внимание.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА
В обычных условиях она используется чаще всех. Черная шляпа олицетворяет критическое мышление. Критически мыслящий человек берет на себя роль судьи и решает, что правильно, а что нет. Черная шляпа — основа спора, образ мышления западной цивилизации в целом.
Черная шляпа является, вероятно, самой полезной из всех остальных. Она оберегает нас от опрометчивых, противозаконных или опасных действий.
Я ассоциирую черную шляпу со словом «осторожность». Можно поставить ей в соответствие словосочетание «анализ рисков». Надевая черную шляпу, вы задаетесь вопросом «Соответствует ли это?».
Соответствует ли это нашим ценностям?
Соответствует ли это нашим ресурсам?
Соответствует ли это нашим стратегиям и целям?
Соответствует ли это нашим возможностям?
Если черная шляпа указывает на опасности, ошибки и проблемы, это вовсе не означает, что она «плохая» шляпа. Ведь вы не назовете врача, который указывает на болезни, плохим человеком. И вперед смотрящий на судне, замечающий рифы впереди — прекрасный человек.
Черная шляпа может исполнять множество функций:
Указывать на ошибки в логических рассуждениях (из этого вовсе не следует...).
Выявлять неверную информацию.
Указывать на наши недостатки и слабости.
Объяснять, почему идея не годится.
Указывать на оборотную сторону медали.
Выискивать потенциальные проблемы.
В целом черная шляпа покрывает собой все аспекты «осторожности».
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА
Черная шляпа занимает огромное место в нашей культуре мышления, а также в сфере образования. Поскольку цель образования — объяснить детям, «как устроен мир», они должны уметь распознавать собственные и чужие ошибки.
Желтая шляпа на фоне черной выглядит бедной родственницей, о которой все забывают. Надев желтую шляпу, мы не критикуем вещи, а напротив, высматриваем в них что-нибудь полезное и ценное. И этот позитивный аспект мышления всегда остается где-то на заднем плане.
Нужно развивать в себе «чувство ценности». Без него любые творческие усилия — пустая трата времени. Я присутствовал на многих творческих встречах, где Участники высказывали множество хороших идей, но даже авторы не понимали толком всю ценность своих идей.
Чувство ценности означает умение находить в разных вещах и идеях достоинства и полезные качества. Искать недостатки мы все готовы, но вот искать достоинства охотников мало. В нашем мышлении есть явный перекос в сторону негативизма.
Когда вы в желтой шляпе, вам многое может открыться с неожиданной стороны. Люди вдруг начинают видеть ценности, которых прежде не замечали.
Желтая шляпа приглашает всех на поиски спрятанных сокровищ.
Предположим, кто-то упрямо противится вашему предложению. Надев черную шляпу, оппонент указывает на все опасности и недостатки вашей идеи. Но вот подходит очередь желтой шляпы. Если человек не увидит никаких достоинств там, где их видят остальные, он рискует выставить себя глупцом. Если все видят достоинства, почему он не видит их? Данная методика сильно отличается от традиционных споров, где стороны не прилагают ни малейших усилий к тому, чтобы найти достоинства в идеях, которые им не нравятся.
Когда наступает очередь желтой шляпы, искать достоинства — «долг» каждого.
В традиционных спорах выделяется тот, кто агрессивно подвергает нападкам чужую точку зрения и стойко защищает свою. В условиях параллельного мышления выделиться можно, лучше других работая во всех шляпах. В черной шляпе вы находите больше потенциальных угроз и фактических ошибок, чем кто-либо другой, а в желтой находите достоинства, которых никто другой не видит.
В этих обстоятельствах вы заинтересованы в том, чтобы направлять всю свою мозговую энергию на честный и основательный анализ ситуации. Здесь главное не в том, чтобы отстоять свою позицию и выиграть спор. Так что пропасть между этими двумя подходами огромна.
Вы станете покупать дорогую машину, чтобы заправлять ее затем некачественным бензином?
Вы станете платить лучшим умам огромную зарплату, чтобы они пользовались лишь частью своих умственных способностей? Поскольку параллельное мышление побуждает каждого исследовать предмет максимально полно и объективно, этот метод находит все более широкое применение в бизнесе.
Представьте себе совещание, где за столом собрались самые умные и опытные сотрудники компании. Некто предлагает стратегию. Что делают остальные? Большей частью стараются найти недостатки в предложенной идее. Это позволяет им потешить свое самолюбие и одновременно внести свой вклад в обсуждение. Какое же это расточительство умственной энергии, если ее использовать исключительно в режиме критики!
Зачем платить этим людям огромную зарплату, если они пользуются лишь малой частью своего мышления?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА
Зеленый цвет ассоциируется с растительностью, ростом, энергией. Он олицетворяет творческую энергию.
Зеленая шляпа — творческая, созидательная, продуктивная.
В черной и желтой шляпах вы выносите суждения.
В белой ищете информацию.
В красной выражаете то, что чувствуете и что подсказывает вам интуиция.
В зеленой шляпе вы интересуетесь новыми идеями, альтернативами, предположениями и разработками.
Что предпринять? Какие еще есть варианты?
Почему так произошло? Какие есть возможные объяснения? Председательствующий может сказать:
«Нам нужны новые идеи». Или: «Давайте выдвигать очевидные альтернативы и оригинальные». Или: «Наденьте-ка зеленые шляпы и давайте подумаем».
Зеленая шляпа — приглашение к творческому мышлению.
Творчество здесь обретает официальный статус — в отличие от простой ситуации, когда один человек предлагает что-то необычное, а остальные набрасываются на его идею с критикой. Когда вы в зеленой шляпе, для творческого мышления выделяется время и место — и от каждого ждут творческих идей. Каждый должен напрячься и внести свой творческий вклад. Если же оригинальных идей нет, сидите и помалкивайте.
В практическом плане интересно то, что люди, которые никогда не замечали в себе творческих способностей, внезапно обнаруживают прилив творческой энергии. Те, кто никогда прежде не посмел бы высказать необычные идеи на серьезном совещании, теперь, когда от них именно этого и ждут, становятся смелее.
Полезные идеи рождаются по-разному Это могут быть идеи, которые человек долгое время таил в себе, не смея высказаться. Это могут быть идеи, рожденные естественным образом. Это могут быть идеи, рожденные сознательными усилиями с помощью таких инструментов мышления, как провокация или случайная точка входа, например.
Поиск альтернатив следует начинать с очевидных альтернатив. Затем ищут менее очевидные варианты И совсем новые. Простые и почти очевидные идеи могут оказаться не менее полезны, чем экзотические.
Оригинальные идеи могут варьироваться от весьма логичных и вероятных до просто возможных и я Параллельное мышление и шесть шляп
полуфантастических (последние могут быть весьма полезны как средство провокации новых идей).
Приучив себя мыслить творчески при помощи зеленой шляпы, вы сами удивитесь тому, насколько продуктивным может стать ваше мышление.
СИНЯЯ ШЛЯПА
Этот цвет ассоциируется с небом и горизонтом. Синяя шляпа играет роль дирижера шляпного оркестра. Она упорядочивает работу других шляп и организует процесс мышления. Эта шляпа управляет всем процессом.
В начале дискуссии синяя шляпа выполняет две основные функции. Первая из них — определить цель и предмет обсуждения.
Чего мы хотим достичь? О чем мы думаем? Какова наша цель?
Синяя шляпа задает тон обсуждению, вводя тему. Затем могут, конечно, возникать альтернативные темы и даже подтемы. На этапе синей шляпы каждый может высказывать свои предложения и мнения, а по окончании председательствующий принимает решение.
Вторая ее функция — определить порядок использования других шляп на протяжении дискуссии. Это тоже предмет обсуждения.
В какой последовательности мы будем надевать разные шляпы?
В дальнейшем синяя шляпа исполняет контролирующую роль. Например:
Сейчас мы в желтых шляпах, а ваша ремарка соответствует скорее черной шляпе.
Пока мы в красных шляпах, выражайте свои чувства.
Не надо их объяснять.
Время зеленой шляпы. Предлагайте свежие идеи.
Синяя шляпа может менять заранее установленную последовательность шляп. Например, если на этапе красной шляпы обнаруживается, что большинству людей идея не нравится, стоит облачиться в черные шляпы, чтобы участники смогли объяснить свое негативное отношение. Подобные перестановки контролирует синяя шляпа.
Важную роль синяя шляпа играет и в конце совещания. Надев синие шляпы, участники подводят итоги обсуждения, резюмируют сказанное, делают выводы, принимают решение о дальнейших действиях. Чего мы достигли?
Если ничего не достигнуто, следует попытаться выяснить причину этого: «Нам нужно больше информации». Или: «Маловато предложений, как нам выпутаться из этой истории».
Синяя шляпа закладывает фундамент для следующего этапа. Он может принять форму совещания или же практических действий. Если выяснилось, что нужна дополнительная информация, решают, где и как ее получить. Синяя шляпа в начале обсуждения и синяя шляпа в конце — это как обложка книги мышления. К чему мы стремились и чего достигли?
Хотя на стадии синей шляпы дискуссии и предложения приветствуются, окончательное решение принимается председательствующим, куратором или лидером группы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШЛЯП
Шляпы разных цветов символизируют различные типы мышления, требуемые на разных стадиях обсуждения, не ставя одни типы выше или лучше других.
«Мы отлично поработали в черных шляпах, а теперь пора надевать желтую».
«Дайте мне вашу красную шляпу».
«Что у нас здесь, под белой шляпой?»
Разумеется, все это можно сказать и обычным языком, но искусственность метафоры шести шляп привносит дополнительную силу.
«Немного зеленой шляпы, пожалуйста» звучит сильнее, чем просьба мыслить творчески.
На призыв «Что у вас под красной шляпой» участники откликаются охотнее, чем на предложение излить свои чувства — к этому люди не привыкли.
Упоминание шляпы того или иного цвета воспринимается как закодированный сигнал, требующий переключиться на соответствующий тип мышления.
Последовательность использования шляп может быть оговорена с самого начала. Она может варьироваться в зависимости от цели дискуссии: изучение вопроса, решение проблемы, творческое мышление, преодоление конфликта, разработка проекта.
Для каждой из перечисленных целей последовательность шляп будет своя.
В обычных беседах шляпы используются собеседниками индивидуально.
ПОЛЬЗА ШЛЯП
Шляпы представляют собой альтернативу обычному спору.
Они помогают досконально изучить обсуждаемый предмет — ведь каждый участник прикладывает все усилия к исследованию вопросов, а не защищает собственные позиции.
Шляпы позволяют быстро переключаться между разными типами мышления. Шляпа определенного цвета олицетворяет тот или иной тип мышления.
Шляпы выносят самолюбие и агрессию за рамки диалога, требуя не отстаивать ту или иную точку зрения, а общими усилиями изучать поставленные вопросы.
Шляпы помогают людям проявить весь свой умственный потенциал.
С их помощью время обсуждения проблем можно сократить — до одной пятой и даже меньше.
Методу шляп легко обучиться, им просто пользоваться.
Этим методом пользуются как четырехлетние малыши в детских садах, так и руководители крупнейших компаний.
Вам больше нет нужды спорить, думая, что других методов познания истины не существует.