Раздел 1 Элементы систем автоматического управления
Методические рекомендации и указания
по выполнению контрольной работы для учащихся заочной формы обучения по дисциплине «Основы автоматики и МПТ»
Авторы: Л.П.Борисова
И.И.Буткевич
Рецензент В.И.Боровская
Рекомендации рассмотрены и рекомендованы к утверждению:
- на заседании цикловой комиссии общепрофессионального цикла
Протокол №_____от________2008
Председатель комиссии Н.К.Фоменко
-заседании экспертного методического совета
Протокол № ____ от ___________2008
Содержание
Cтр.
Введение 3
1Содержание дисциплины и методические рекомендации 5
по ее изучению
Введение 5
Раздел 1 Элементы систем автоматического управления 6
1.1 Датчики 6
1.2 Усилительные устройства 7
1.3 Элементы и узлы систем автоматического
управления ЭВМ 8
Раздел 2 Основы теории систем автоматического
управления 10
2.1 Замкнутые системы автоматического управления
непрерывного действия 10
2.2 Дискретные системы автоматического управления 13
Раздел 3 Микропроцессорная техника 14
3.1 Арифметические и логические основы ЭВМ 14
3.2 Устройства, входящие в состав ЭВМ, микроЭВМ 15
3.3 Архитектура микропроцессоров 17
3.4 Организация ввода-вывода в микропроцессорной системе 18
3.5 Вычислительные и микропроцессорные устройства 19
3.6 Основы программирования 20
3.7 Современные компьютеры, тенденции развития
микропроцессорных систем 25
2 Задания для контрольной работы 26
3 Методические рекомендации по выполнению
контрольной работы 35
Литература 45
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время во всех отраслях народного хозяйства – в промышленности, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве и в научных исследованиях широко используются средства автоматики и вычислительной техники.
Автоматика – отрасль науки и техники об управлении различными процессами и контроле их протекания, осуществляемых без непосредственного участия человека. Развитие автоматики способствует техническому прогрессу и определяет его главные черты.
Дисциплина «Основы автоматики и микропроцессорной техники» изучается учащимися заочной формы обучения самостоятельно по рекомендуемой литературе. Теоретическое изучение дисциплины расширяется и углубляется выполнением лабораторных работ и домашней контрольной работы.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных учащимися по дисциплинам «Теоретические основы электротехники», «Основы промышленной электроники», «Основы электропривода», «Электрические измерения», «Прикладная информатика».
В свою очередь дисциплина является базовой для изучения дисциплин «Системы автоматизированного управления электроприводами», «Электрооборудование предприятий и гражданских зданий», «Монтаж и накладка электрооборудования».
Изучаемый материал необходимо конспектировать. После изучения темы следует ответить на вопросы для самоконтроля к данной теме.
В результате изучения дисциплины « Основы автоматики и микропроцессорной техники» учащийся
должен знать на уровне представления:
- классификацию микропроцессорных устройств систем автоматики;
- основные элементы систем автоматического управления непрерывного и дискретного действия;
- современные достижения науки и практики в области микропроцессорных устройств и систем;
- классификацию систем автоматики;
должен знать на уровне понимания:
- принципы работы силовых преобразователей в составе электропривода;
- принцип работы датчиков, применяемых в замкнутых системах управления;
- основные устройства, входящие в состав персонального компьютера, программируемых контроллеров;
- принципы построения, структурные схемы и основные характеристики систем автоматического управления, микропроцессорной техники, персональных микроЭВМ, программируемых контроллеров;
должен уметь:
- читать элементарные схемы систем автоматического управления дискретного и непрерывного действия;
- определять работоспособность цифровых микросхем элементов ЭВМ;
- определять конфигурацию микропроцессорной системы;
- диагностировать и контролировать правильность функционирования устройств автоматики и микропроцессорной техники;
- пользоваться нормативной и справочной литературой.
Для успешного усвоения знаний рекомендовано использовать наглядные пособия, макеты элементов автоматики, раздаточный материал, плакаты по изучаемым темам, лабораторные стенды. Теоретические и лабораторные занятия проводить с использованием активных методов обучения, с решением конкретных производственных задач, деловых игр.
Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена, который позволяет учащимся обобщить и закрепить полученные ранее знания, а преподавателю – оценить глубину этих знаний.
1СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ
Введение
Содержание программы
Задачи и содержание дисциплины.
Цели и задачи автоматики и микропроцессорной техники как основы современного технического прогресса. Перспективы их развития. Классификация систем автоматики и систем автоматического управления. Характеристика литературы по дисциплине.
Методические указания
Весь путь развития техники может быть охарактеризован постепенным освобождением человека от непосредственного участия в технологическом процессе.
Автоматика – процесс, при котором функции управления и контроля осуществляются методами и средствами автоматики.
Системы автоматики в зависимости от выполняемых функций,
делятся на:
-автоматические системы контроля;
- автоматические системы регулирования;
- автоматические системы управления;
Автоматические системы управления подразделяются на:
-разомкнутые;
- замкнутые (автоматические системы регулирования).
Таким образом, автоматическое регулирование является частным случаем более общего понятия_автоматического управления.
В системах автоматики расстояние между объектом управления или контроля и пунктом управления или контроля невелико. Если же это расстояние такое большое, что для его преодоления необходимо применять специальные технические средства (линии связи, приемники, передатчики), то системы автоматики преобразуются в системы телемеханики.
Первые автоматические устройства получили применение еще в XVI веке, в период промышленной революции. Интенсивное развитие автоматики вызвало необходимость выделения ее в самостоятельную область науки и техники, что и было осуществлено в 1930 году на второй международной энергетической конференции.
Новое качественное развитие автоматика получила после создания электронных вычислительных машин, позволяющих быстро автоматизировать новые области деятельности человека – процесс вычисления, научные исследования, проектирование, планирование. С совершенствованием ЭВМ стало возможным автоматизировать целиком предприятия, а в настоящее время создаются автоматизированные системы управления целыми отраслями хозяйства.
В зависимости от сложности задач управления в системах автоматики используют микропроцессоры, программируемые контроллеры и микроЭВМ.
Микропроцессор (МП) – это программируемое устройство обработки информации и управления, выполненное на одной или нескольких больших интегральных микросхемах, состоящее из операционной и управляющей частей и осуществляющее ввод и вывод информации, принятие решений, арифметические и логические операции.
Информация может быть дискретной (прерывистой) и аналоговой (непрерывной). Отсюда системы автоматизированного управления могут быть цифровыми и аналоговыми.
Контрольные вопросы
1 Дайте определения следующим понятиям: автоматика;
автоматизация; частная, комплексная и полная автоматизация; управление; телемеханика.
2 Какие ученые внесли свою лепту в развитие автоматизации и вычислительной техники?
3 Когда автоматику выделили в самостоятельную область науки и техники? Чем это было вызвано?
4 Когда появилась первая вычислительная машина? Дайте
определение микропроцессора.
5 Как классифицируются системы автоматики в зависимости от выполняемых функций? Изобразите структурные схемы систем автоматики.
Раздел 1 Элементы систем автоматического управления
Тема 1.1 Датчики
Содержание программы
Классификация датчиков. Параметрические датчики (датчики активного сопротивления, индуктивные, емкостные). Генераторные (фотоэлектрические, термоэлектрические, пьезоэлектрические). Назначение, принцип действия, технические характеристики, схемы включения, область применения.
Лабораторная работа №1
Исследование датчиков различного типа
Методические указания
Датчиком называют устройство, воспринимающее изменение параметра контролируемой величины и преобразующее это изменение в выходной сигнал, удобный для дальнейшей обработки и дистанционной передачи.
Для подготовки к выполнению лабораторной работы необходимо обратить особое внимание на основные характеристики датчиков:
- статическая характеристика y=f(x) – зависимость выходной
величины (у) от входной величины (х) в установившемся режиме;
- чувствительность S=AY/AX отношение приращенной выходной ДУ к входной ДХ величине;
- порог чувствительности - минимальное изменение входной величины, вызывающее изменение выходной;
- статический коэффициент передачи Кст = у/х- отношение выходной к входной.
Следует отметить, что датчики, используемые в современных автоматических системах, разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам:
- по виду входной величины (датчики скорости, перемещений, температуры, давления и т.д.);
- по характеру изменения во времени выходного сигнала (непрерывного и дискретного действия);
- по роду выходного сигнала (электрические и неэлектрические).
Широкое распространение получили электрические датчики, которые в зависимости от принципа производимого им преобразования делятся на два типа: параметрические (модуляторы);генераторные.
При изучении конкретных датчиков параметрического и генераторного типа (в соответствии с программой) следует особое внимание уделить физике происходящих процессов, техническим характеристикам и области применения; следует рассмотреть наиболее широко используемые измерительные схемы (мостовые, дифференциальные и компенсационные).
Контрольные вопросы
1 Дайте определение датчика.
2 По каким принципам классифицируются датчики?
3 Как классифицируются электрические датчики? Приведите примеры датчиков разного типа с объяснением их принципа действия.
4 Перечислите основные характеристики датчиков и дайте необходимые пояснения.
5 Перечислите наиболее широко используемые измерительные схемы (изобразите эти схемы).