Глава 16. Силовые упражнения и веселые занятия
Силовые упражнения
Сильные мышцы работают лучше слабых. Хорошая мышечная сила поможет вашему ребенку сидеть или стоять прямее, ходить лучше и быть более выносливым. Хорошая физическая форма помогает всем людям, включая детей с ДЦП и подобными заболеваниями опорно‑двигательного аппарата.
Все предыдущие главы в этой книге были посвящены обучению детей новым моторным навыкам. Но в конце концов наступает момент, когда ребенок полностью раскрывает свой потенциал. Он может нормально перемещаться из одного положения в другое. Он может самостоятельно ходить. Он может забираться на бордюр и спускаться с него. Он может подниматься и спускаться по лестнице. «Нужно ли продолжать делать упражнения?» – думаете вы. Да, нужно. Упражнения помогут вашему ребенку не потерять приобретенные навыки, когда он будет становиться старше, а его тело будет меняться.
Для многих детей навыки перемещения или ходьбы так никогда и не становятся легкими и автоматическими – и всегда будут требовать дополнительного внимания и усилий. Обычно развивающийся ребенок может обучиться таким моторным навыкам, как кататься на коньках, ходить на ходулях или кататься на одноколесном велосипеде. Однако если он не сохранит хорошую физическую форму, он может со временем утратить этот навык. То же касается и ребенка с ДЦП – он может утратить навык самостоятельной ходьбы, если его образ жизни, вес тела или размер изменятся, либо если уровень его физической выносливости снизится из‑за болезни или перенесенной операции.
Ежедневные растяжки и группа упражнений – лучший способ для детей оставаться физически выносливыми и поддерживать свою самостоятельность в течение всего детства, подросткового возраста и взрослой жизни.
Далее приведены четыре популярных силовых упражнения. Каждое упражнение укрепляет разные группы мышц. Я выбрала эти упражнения потому, что их с легкостью можно адаптировать к уровню возможностей конкретного ребенка. Их можно использовать, чтобы увеличить или поддерживать на хорошем уровне физическую силу вашего ребенка. Они могут стать частью ежедневной зарядки. Физиотерапевт вашего ребенка скажет вам, сколько раз нужно повторять каждое упражнение, какая у него цель и как его комбинировать с другими упражнениями, которые могут быть полезны вашему ребенку. Используйте их по предписанию вашего физиотерапевта и следуйте всем его особым указаниям.
Ходим на руках
Это упражнение укрепляет мышцы плеч и рук. Сила плеч и рук очень важна для детей с ДЦП. Тем детям, которые используют вспомогательные средства для ходьбы, сильные плечи и руки позволяют ходить с большей легкостью, а детям, которые передвигаются в креслах‑каталках, дают возможность легче перемещаться в них и из них. Для ребенка, ходящего самостоятельно, сильные руки обеспечивают безопасность в случае падения.
1. Поддерживайте бедра, колени или голени вашего ребенка, когда он ходит на руках (рис. 16.1 ). Чем ниже вы держитесь, тем большая нагрузка приходится на руки.
2. Пусть ребенок выполняет это упражнение столько, сколько рекомендует вам его физиотерапевт.
Рис. 16.1
Отрываемся от земли
Это упражнение укрепляет мышцы спины вашего ребенка. У детей с ДЦП, как правило, слабые мышцы спины, и это упражнение будет для них весьма полезно. Это касается как детей, которые используют кресло‑коляску, так и детей, которые ходят самостоятельно.
1. Поддерживайте вашего ребенка, когда он лежит на животе. Его голова и плечи простираются за границы кровати, скамейки и т. д., как показано на рис. 16.2 .
2. Попросите его «оторваться от земли», поднявшись, словно самолет. Крепко придерживайте его ягодицы, когда ребенок распрямляет свой корпус и разводит в стороны руки.
3. Предложите ребенку «лететь» прямо, делать правый и левый крен, махать крыльями и т. д.
4. Пусть играет столько, сколько назначит физиотерапевт.
Чем дольше ребенок «летает», тем больше эффекта от упражнения. Упражнение легче выполнять, если только верхняя часть груди ребенка отрывается от поверхности, и сложнее, если он поднимает весь корпус.
Рис. 16.2
Скользим по стене
Это упражнение на укрепление мышц ног. Больше всего оно укрепляет квадрицепсы, особенно если его делать поочередно то одной, то другой ногой. Хорошая сила квадрицепсов предотвращает или уменьшает сгибание коленей при ходьбе. Пусть ребенок делает это упражнение с таким количеством повторов и так часто, как вам порекомендует физиотерапевт.
1. Ребенок стоит спиной к стене, ступни на ширине плеч, пальцы смотрят вперед или слегка наружу (рис. 16.3, a ).
2. Попросите его согнуть колени и медленно соскользнуть как можно ниже по стене, не отрывая пяток от пола (рис. 16.3, б ).
3. Затем пусть медленно поднимется обратно, пока его бедра и колени не станут совершенно прямыми.
4. Повторяйте так часто, как вам порекомендует физиотерапевт. Если вы попросите ребенка оторвать одну ногу от пола и выполнять скольжение вверх и вниз на одной ноге, это усложнит задачу и усилит эффект от упражнения.
Рис. 16.3
Отрываем пятки
Это упражнение на растяжку и укрепление мышц голени. Эти мышцы важны для удержания равновесия в положении стоя. При ходьбе они обеспечивают хорошее отталкивание от поверхности. Пусть ребенок делает упражнения столько раз в неделю, сколько посоветует физиотерапевт.
1. Ребенок стоит на первой ступени лестницы, держась обеими руками за перила.
2. Помогите ему встать на носки – так, чтобы пятки не касались поверхности (рис. 16.4, a ).
3. Попросите его подняться как можно выше на носках (рис. 16.4, б ), а затем медленно опуститься обратно на ступеньку.
Рис. 16.4
4. Повторяйте столько раз, сколько посоветует физиотерапевт.
5. Если ребенок будет как следует держаться за перила, упражнение будет даваться ему легче. Если будет только слегка касаться, упражнение будет более сложным, но и более эффективным.
6. Можно еще более усложнить задачу, если выполнять упражнение стоя на одной ноге.
Веселые занятия
Детям с ДЦП физическая активность дома и на улице приносит такую же, если не бóльшую, пользу, чем остальным детям. Но из‑за физических ограничений они больше времени проводят дома в положении сидя. Это заботит их родителей, которые хотели бы, чтобы их дети вели активный, здоровый образ жизни. Ниже приведены занятия, которые, по словам родителей детей с ДЦП, приносят их детям удовольствие. Сначала перечислены занятия для детей помладше, затем – для детей постарше.
Катаемся на игрушках
Одна мама рассказывает: «Я кладу руки поверх рук сына на рукоятки игрушечного велосипеда – и мы гоняем по всему дому. Это очень весело. Он сидит на игрушке и учится держаться самостоятельно» (рис. 16.5, а ).
Ребенок на фотографии 16.5, б демонстрирует, что может сидеть и держаться самостоятельно. Немного погодя он попытается сам отталкиваться.
Рис. 16.5
Оттолкнуться ногами и поехать вперед – непростая задача для детей с ДЦП. Сначала отработайте с ребенком умение залезать и слезать с игрушки – с вашей помощью, если потребуется. Как только ребенок сможет делать то и другое уверенно, предложите ему самостоятельно нажимать на педали. Если ребенок не может сам слезть, ему все равно может нравиться сидеть на игрушке и двигаться с вашей помощью. Но не оставляйте его в таком случае на игрушке одного.
Верхом на лошадке
Мальчик на рис. 16.6 любит свою лошадку‑качалку. Он сидит на ней на кухне и смотрит, как мама готовит ужин.
Если у вас есть маленькая лошадь‑качалка, научите ребенка как следует за нее держаться обеими руками. Аккуратно раскачивайте ее и при необходимости поддерживайте. После того как ребенок научится уверенно сидеть на игрушке и хорошо держаться, он может качаться самостоятельно.
Рис. 16.6
Качели
Девочка на рис. 16.7 очень любит качаться на качелях. Папа установил для нее качели в игровой комнате. Теперь она может с удовольствием раскачиваться в дождливый день. Раскачивание для мамы – это время отдыха и общения с дочкой.
Рис. 16.7
Толкаем игрушку
Игрушки, которые можно толкать и катать, очень нравятся детям с плохим равновесием. Разновидностей таких игрушек великое множество. Родители говорят, что дети любят выносить их с собой на улицу и играть с другими детьми.
Держась обеими руками за ручку, девочка на рис. 16.8, а получает удовольствие, толкая игрушку по веранде. Мальчик на рис. 16.8, б изображает, что стрижет газон.
Рис. 16.8