Оценка логических качеств текста

Логический анализ текста основан на двух операциях: делении его на части и исследовании связей между этими частями, а также между смысло­выми единицами текста и затекстовой действительностью. Проверить пра­вильность логических связей между частями текста помогают такие приемы, как свертывание суждений до возможно более простых, выраженных одним предложением, восстановление опущенных смысловых звеньев, соотнесение смысловых звеньев на протяжении всего текста. Союзы, союзные слова, знаки препинания, стоящие на границе смысловых звеньев, помогают вы­явить логическую связь между частями материала.

Обязательный этап работы редактора над текстом — контроль за соблюдением основных законов логического мышления. Следуя им, мы достигаем определенности, непротиворечивости, последовательности и обо­снованности мышления.

Первый закон логического мышления — закон тождества. Согласно ему каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содер­жание. Соблюдение этого закона обеспечивает правильность и определен­ность мышления. Нарушение его проявляется в уходе от темы журналист­ского выступления, влечет за собой подмену и смешение понятий, неточ­ность терминологии, неверную формулировку вопросов и ответов в интер­вью, расплывчатость, неконкретность рассуждений, неорганизованность, сбивчивость изложения.

Второй закон логического мышления — закон противоречия. Суть его заключается в следующем: не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Этот закон предостерегает от высказывания в одно и то же время, в одном и том же смысле и об одном и том же предмете противоположных мыслей, и, таким образом, его соблюдение способствует непротиворечивос­ти мышления.

Утверждение истинности взаимоисключающих понятий — часто встре­чающаяся логическая ошибка. Авторы и редакторы иногда не замечают противоречий: 1) дистантных (значительно отдаленных одно от другого), 2) неявных (обнаруживаемых в результате дополнительных мыслительных операций), 3) неполных (возникающих при логической неточности).

Третий закон логического мышления — закон исключенного третьего. Согласно ему из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.

Закон распространяется только на противоречащие пары высказываний, требует устранения неопределенности в них, выявления того, какое из высказываний ложно и какое истинно, и тем самым обеспечивает последова­тельность изложения.

В журналистских материалах чаще всего нарушение закона исключенно­го третьего проявляется в том, что сопоставляемые понятия и высказывания в действительности не являются противоречащими.

Четвертый закон логического мышления — закон достаточного осно­вания. Согласно ему всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Закон требует, чтобы наши мысли были внутренне связаны друг с другом, вытекали одна из другой, обосновывали одна другую. Именно обоснованности суждений, а также умения сделать из них необходимые выводы часто недостает газетным публикациям.

Анализ текста с логической стороны требует от редактора четкости и обостренного внимания. Нередки случаи, когда в авторском тексте нарушены требования нескольких законов логики.

РАБОТА РЕДАКТОРА

НАД КОМПОЗИЦИЕЙ РУКОПИСИ

Анализ и совершенствование композиции журналистского произведения — существенный и обычно первый этап его редактирования. Последователь­ность частей публикации должна "быть мотивированной, части — соразмерны­ми, приемы построения — определяться содержанием и жанром материала. Специфика литературной формы материалов массовой информации делает общие требования к композиции более жесткими. Четкое выделение цент­ральной проблемы, умение отказаться от несущественных подробностей, гармоническое сочетание частей текста и точное их расположение повышают информативность журналистских публикаций, исключают искусственные ло­гические связи, упрощают работу над переходами.

Существуют два типа композиционных приемов — логические и образ­ные. Понимание их сути, умение подойти к ним творчески — важные составляющие профессиональной литературной работы журналиста и редак­тора. Приемы, которыми пользуется автор информационных материалов, подчеркнуто нейтральны — факты должны говорить сами за себя. Проявле­ние авторской позиции всегда влечет усложнение композиции, при этом линейная последовательность изложения — реальная или -логическая — трансформируется. В произведениях аналитических и художественно-публи­цистических жанров мы наблюдаем сложное переплетение логических и образных приемов композиции.

Достоинства и недостатки построения текста помогает выявить работа над планом публикаций. В своей практике редактор встречается с планами трех видов: авторским планом будущего произведения; планом произведе­ния, уже написанного, и планом редакторских изменений, включающим рекомендации по переработке рукописи. Совместная с автором работа над планом заказанного ему материала помогает редактору понять особенности мышления автора, его творческой манеры, определить направление реко­мендаций. Составляя план представленной автором рукописи, редактор делит текст на части, озаглавливает их, выявляя ход авторской мысли, оценивает форму изложения. Готовя план переработки, редактор четко мотивирует каждое предложенное им изменение. Формулировка его реко­мендаций должна быть точной, обоснованной и корректной.

Заголовок, начальные фразы и концовка публикации требуют особого внимания редактора. Литературная форма заголовка определяется его двой­ственным характером: являясь элементом структуры целостного журналист­ского произведения, заголовок в то же время может быть прочитан и вне связи с ним. Основное требование к заголовку — соответствие содержанию публикации. Его контактная функция, рассчитанная на привлечение внимания читателя, не должна входить в противоречие с функцией информационной. Крикливые, хлесткие заголовки не решают этой задачи. Понимание конструк­тивных возможностей заголовка помогает редактору выстроить материал. Предваряя в заголовке чтение публикации указанием на ее конструкцию, мы облегчаем читателю восприятие текста.

Заголовок, начальные фразы и концовка публикации создают "рамку" журналистского произведения, которая должна быть прочной. Это общее требование к форме литературных произведений малых жанров имеет особый смысл для журналиста. Нарочитая красивость, надуманность первых фраз свидетельствуют о непродуманности позиции. Концовка информацион­ных материалов предопределена логическими схемами, определяющими их построение. Обязанность редактора — проследить также за однозначностью выводов и ясностью формулировок конечных фраз.

Концовки публицистических произведений зачастую рассчитаны на со­творчество с читателем. Их литературная форма диктуется предшествующим изложением, особенностями жанра и творческой манерой автора.

Наши рекомендации