Оценка логических качеств текста
Логический анализ текста основан на двух операциях: делении его на части и исследовании связей между этими частями, а также между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью. Проверить правильность логических связей между частями текста помогают такие приемы, как свертывание суждений до возможно более простых, выраженных одним предложением, восстановление опущенных смысловых звеньев, соотнесение смысловых звеньев на протяжении всего текста. Союзы, союзные слова, знаки препинания, стоящие на границе смысловых звеньев, помогают выявить логическую связь между частями материала.
Обязательный этап работы редактора над текстом — контроль за соблюдением основных законов логического мышления. Следуя им, мы достигаем определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности мышления.
Первый закон логического мышления — закон тождества. Согласно ему каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Соблюдение этого закона обеспечивает правильность и определенность мышления. Нарушение его проявляется в уходе от темы журналистского выступления, влечет за собой подмену и смешение понятий, неточность терминологии, неверную формулировку вопросов и ответов в интервью, расплывчатость, неконкретность рассуждений, неорганизованность, сбивчивость изложения.
Второй закон логического мышления — закон противоречия. Суть его заключается в следующем: не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении.
Этот закон предостерегает от высказывания в одно и то же время, в одном и том же смысле и об одном и том же предмете противоположных мыслей, и, таким образом, его соблюдение способствует непротиворечивости мышления.
Утверждение истинности взаимоисключающих понятий — часто встречающаяся логическая ошибка. Авторы и редакторы иногда не замечают противоречий: 1) дистантных (значительно отдаленных одно от другого), 2) неявных (обнаруживаемых в результате дополнительных мыслительных операций), 3) неполных (возникающих при логической неточности).
Третий закон логического мышления — закон исключенного третьего. Согласно ему из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.
Закон распространяется только на противоречащие пары высказываний, требует устранения неопределенности в них, выявления того, какое из высказываний ложно и какое истинно, и тем самым обеспечивает последовательность изложения.
В журналистских материалах чаще всего нарушение закона исключенного третьего проявляется в том, что сопоставляемые понятия и высказывания в действительности не являются противоречащими.
Четвертый закон логического мышления — закон достаточного основания. Согласно ему всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.
Закон требует, чтобы наши мысли были внутренне связаны друг с другом, вытекали одна из другой, обосновывали одна другую. Именно обоснованности суждений, а также умения сделать из них необходимые выводы часто недостает газетным публикациям.
Анализ текста с логической стороны требует от редактора четкости и обостренного внимания. Нередки случаи, когда в авторском тексте нарушены требования нескольких законов логики.
РАБОТА РЕДАКТОРА
НАД КОМПОЗИЦИЕЙ РУКОПИСИ
Анализ и совершенствование композиции журналистского произведения — существенный и обычно первый этап его редактирования. Последовательность частей публикации должна "быть мотивированной, части — соразмерными, приемы построения — определяться содержанием и жанром материала. Специфика литературной формы материалов массовой информации делает общие требования к композиции более жесткими. Четкое выделение центральной проблемы, умение отказаться от несущественных подробностей, гармоническое сочетание частей текста и точное их расположение повышают информативность журналистских публикаций, исключают искусственные логические связи, упрощают работу над переходами.
Существуют два типа композиционных приемов — логические и образные. Понимание их сути, умение подойти к ним творчески — важные составляющие профессиональной литературной работы журналиста и редактора. Приемы, которыми пользуется автор информационных материалов, подчеркнуто нейтральны — факты должны говорить сами за себя. Проявление авторской позиции всегда влечет усложнение композиции, при этом линейная последовательность изложения — реальная или -логическая — трансформируется. В произведениях аналитических и художественно-публицистических жанров мы наблюдаем сложное переплетение логических и образных приемов композиции.
Достоинства и недостатки построения текста помогает выявить работа над планом публикаций. В своей практике редактор встречается с планами трех видов: авторским планом будущего произведения; планом произведения, уже написанного, и планом редакторских изменений, включающим рекомендации по переработке рукописи. Совместная с автором работа над планом заказанного ему материала помогает редактору понять особенности мышления автора, его творческой манеры, определить направление рекомендаций. Составляя план представленной автором рукописи, редактор делит текст на части, озаглавливает их, выявляя ход авторской мысли, оценивает форму изложения. Готовя план переработки, редактор четко мотивирует каждое предложенное им изменение. Формулировка его рекомендаций должна быть точной, обоснованной и корректной.
Заголовок, начальные фразы и концовка публикации требуют особого внимания редактора. Литературная форма заголовка определяется его двойственным характером: являясь элементом структуры целостного журналистского произведения, заголовок в то же время может быть прочитан и вне связи с ним. Основное требование к заголовку — соответствие содержанию публикации. Его контактная функция, рассчитанная на привлечение внимания читателя, не должна входить в противоречие с функцией информационной. Крикливые, хлесткие заголовки не решают этой задачи. Понимание конструктивных возможностей заголовка помогает редактору выстроить материал. Предваряя в заголовке чтение публикации указанием на ее конструкцию, мы облегчаем читателю восприятие текста.
Заголовок, начальные фразы и концовка публикации создают "рамку" журналистского произведения, которая должна быть прочной. Это общее требование к форме литературных произведений малых жанров имеет особый смысл для журналиста. Нарочитая красивость, надуманность первых фраз свидетельствуют о непродуманности позиции. Концовка информационных материалов предопределена логическими схемами, определяющими их построение. Обязанность редактора — проследить также за однозначностью выводов и ясностью формулировок конечных фраз.
Концовки публицистических произведений зачастую рассчитаны на сотворчество с читателем. Их литературная форма диктуется предшествующим изложением, особенностями жанра и творческой манерой автора.