Государственная система обеспечения единство измерении (ГСИ)
Глава 6. Правовые основы обеспечения единства измерений
Необходимость правового регулирования метрологической деятельности
Метрология относится к такой сфере деятельности, основные положения которой должны быть закреплены именно законом, принимаемым в соответствии с законодательством страны. Это связано с тем, что все юридические нормы, направленные на охрану прав и законных интересов потребителей, должны регулироваться законодательными актами, принимаемыми высшим законодательным органом страны. Законодательство в области метрологии должно содействовать экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) осуществляется в соответствии с:
- Конституцией РФ (ст. 71р);
- Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;
- Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
- ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».
6.2.Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»
Цели Закона:
- защита от недостоверных результатов измерений;
- содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе использования эталонов и результатов измерений гарантированной точности;
- создание благоприятных условий для международных и межфирменных связей;
- адаптации российской системы измерений к мировой практике.
В отличие от зарубежных стран, где федеральные органы устанавливают только основы законодательства об ОЕИ, в РФ эти отношения регулируются лишь федеральными законодательными актами.
Основные понятия, применяемые для целей Закона
В ст. 1 приведены основные понятия, которые законода-тельно закреплены и принимаются для целей Закона. К ним относятся понятия единства и средства измерений, эталон, метрологическая служба, поверка и калибровка средств измерений, аккредитация на право поверки и др. Необходимо отметить, что эти определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
Государственное управление ОЕИ
Статья 4 Закона определяет орган, который осуществляет государственное управление деятельностью по ОЕИ – ранее это был Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), который после выхода Закона РФ «О техническом регулировании» и реорганизации Правительства РФ с 2004 г называется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В этой же статье определена компетенция данного органа.
Единицы величин, средства измерений и выполнение измерений
Статьи 6-8 Закона посвящены единицам величин и средствам и методикам выполнения измерений. В них указывается, что в РФ допускаются к применению единицы величин СИ. Но указано, что правительством РФ могут быть допущены к применению также и внесистемные единицы величин.
В статье 9 указано, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений (МВИ)
Метрологические службы
Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы и иные государственные службы ОЕИ (ст.10). Государственная метрологическая служба выполняет работы по ОЕИ в масштабах страны и включает:
государственные научные метрологические центры (ВНИИМ, ВНИИФТРИ, СНИИМ, УНИИМ и др.);
территориальные органы ГМС.
К иным государственным службам ОЕИ относятся:
Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
Государственная служба стандартных образцов состава и свойств вещества и материалов (ГССО);
Государственная служба стандартных справочных данных и физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
Государственная метрологическая служба подчиняется по вертикали только Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, в рамках которого она существует обособленно и независимо.
Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц (ст.11) создаются в необходимых случаях для выполнения работ по ОЕИ.
При выполнении работ в некоторых сферах деятельности в соответствии со ст.13 Закона (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции, оборона и др.) создания метрологических служб является обязательным.
Государственная система обеспечения единство измерении (ГСИ)
Состав и деятельность ГСИ регламентируется ГОСТ Р 8.000 2000 «государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)». Ниже рассмотрены основные положения и структура указанного стандарта.
Основные определения
В разделе 2 ГОСТ приведены основные термины и сокращения, которые применяются в данном стандарте.
Общие положения
В разделе 3 указывается, что эта деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об обеспечении единства измерений» и нормативными документами ГСИ. Установлены следующие уровни ГСИ: государственный, федеральных органов исполнительной власти, юридического лица. ГСИ состоит из следующих подсистем: правовая, техническая, организационная.
Цель ГСИ – создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных и экономических условий для решения задач по ОЕИ.
Основные задачи ГСИ:
- научные исследования по воспроизведению и передачи размеров единиц;
- установление систем единиц, основных понятий и терминов метрологии;
- создание и совершенствование эталонов и систем передачи размеров единиц;
- осуществление ГМНиК;
- аккредитация метрологических служб.
Состав ГСИ:
ГСИ включает в себя следующие подсистемы:
Правовая подсистема– комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов по ОЕИ
Техническая подсистема:
- совокупность эталонов единиц величин;
- совокупность стандартных образцов свойств вещества;
- совокупность исследовательских, эталонных, измерительных, поверочных лабораторий.
Организационная подсистема:
- государственная метрологическая служба;
- иные госслужбы ОЕИ;
- метрологические службы федеральных органов.
Работы по обеспечению единства измерений осуществляет на основе федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также с учетом требований федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об энергосбережении» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также федерального закона «О техническом регулировании» .
Нормативная база государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), это комплекс нормативных документов, включающих в себя национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р) и другие нормативные документы, определяющие порядок передачи размера единиц величин на всю территорию России и порядок проведения испытаний, поверки и калибровки средств измерений.
Деятельность по обеспечению единства измерений осуществляет в соответствии с Государственным реестром средств измерений, допущенных к применению на территории Российской Федерации, в том числе с использованием периодически актуализируемой автоматизированной базы данных Государственный реестр СИ.
Единство измерений — состояние измерительного процесса, при котором результаты всех измерений выражаются в одних и тех же узаконенных единицах измерения и оценка их точности обеспечивается с гарантированной доверительной вероятностью. К сожалению, до настоящего времени сохранилось мнение, что в сравнительно простых методах измерений погрешность результатов измерений почти полностью определяется погрешностями средств измерений. Поэтому для достижения единства измерений достаточно обеспечить единообразие средств измерений, т.е. такое состояние средств измерений, когда они проградуированы в узаконенных единицах измерений, а их метрологические свойства соответствуют нормам.
Основными принципами обеспечения единства измерений являются:
· применение только узаконенных единиц физических величин (ФВ);
· воспроизведение ФВ с помощью государственных эталонов;
· применение узаконенных средств измерений, которые прошли государственные испытания и которым переданы размеры единиц ФВ от государственных эталонов;
· обязательный периодический контроль через установленные промежутки времени характеристик применяемых средств измерений;
· гарантия обеспечения необходимой точности измерений при использовании поверенных средств измерений и аттестованных методик выполнения измерений;
· использование результатов измерений только при условии оценки их погрешности с заданной вероятностью;
· систематический контроль за соблюдением метрологических правил и норм, государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений.
Единство измерений достигается точным воспроизведением, хранением установленных единиц ФВ и передачей их размеров всем рабочим средствам измерений (РСИ) с помощью эталонов и образцовых средств измерений. Высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений являются эталоны. Технической основой ГСИ является государственная эталонная база России. Эталонная база России состоит из 1176 государственных первичных и специальных эталонов.
В настоящее время установлен многоступенчатый порядок передачи размеров единицы физической величины от государственного эталона всем РСИ данной физической величины с помощью вторичных эталонов и образцовых средств измерений (ОСИ) различных разрядов от наивысшего первого к низшим и от ОСИ к РСИ. Передача размера осуществляется различными методами поверки, по существу известными методами измерений. Передача размера через каждую ступень сопровождается потерей точности, однако многоступенчатость позволяет сохранять эталоны и передавать размер единицы всем РСИ. Образцовые средства измерений, как известно, используются для периодической передачи размеров единиц в процессе поверки СИ и эксплуатируются только в подразделениях метрологической службы. Определение разряда ОСИ производится в ходе их метрологической аттестации органом Государственной метрологической службой. В том же порядке особо точные СИ, изготовленные как рабочие, могут быть аттестованы на определенный срок как образцовые, а ОСИ, не прошедшие очередной метрологической аттестации, — как рабочие.