Фундаментальные основы клинической оценки слизистой полости рта
С.В. Латышева
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ДИАГНОСТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ
СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ
ПОЛОСТИ РТА
Учебно-методическое пособие
Минск 2004
УДК 616.31-002-07(075.8)
ББК 56.6 я 73
Л 27
Автор доц. С.В. Латышева
Рецензенты: зав. каф. челюстно-лицевой хирургии Белорусской медицинской академии последипломного образования, д-р мед. наук, проф. А.С. Артюшкевич; доц.
1-й каф. терапевтической стоматологии, канд. мед. наук Л.Л. Александрова
Утверждено Научно-методическим советом университета
в качестве учебно-методического пособия 14.01.2004 г., протокол № 4
Латышева С.В.
Л 27 Фундаментальные основы диагностики заболеваний слизистой оболочки полости рта: Учеб.-метод. пособие / С.В. Латышева. – Мн.: БГМУ, 2004. – 62 с.
ISBN 985-462-300-9.
В издании рассматриваются основные аспекты заболевания слизистой оболочки полости рта. Описаны диагностические приемы обследования для оценки поражения слизистой полости рта. Представленный материал иллюстрирован 17 схемами, 3 таблицами; имеются логико-дидактические структуры по клинической дифференциации заболеваний слизистой, а также клиническая задача.
Предназначено для студентов стоматологических факультетов медицинских университетов, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов и для врачей-стоматологов.
УДК 616.31-002-07(075.8)
ББК 56.6 я 73
ISBN 985-462-300-9ã Оформление. Белорусский государственный
медицинский университет, 2004
ВВЕДЕНИЕ
Лучше предупредить, чем лечить.
Заболевания слизистой оболочки полости рта — одна из наиболее сложных и важных проблем в стоматологии. Трудности диагностики патологических состояний слизистой полости рта (СОПР) обусловлены схожестью клинических проявлений поражений под воздействием многофакторных причин как эндогенного, так и экзогенного характера.
Опубликованные за последние годы факты, свидетельствуют, что, в большинстве случаев, онкологическим заболеваниям полости рта (81,6 %) предшествуют несвоевременно диагностируемые, длительно протекающие патологические процессы на различных участках слизистой. С этих позиций практически важно уметь обследовать стоматологического пациента, оценить у него состояние всех тканей полости рта, своевременно выявить ранние симптомы поражения слизистой (если таковые имеются), включая факторы риска полости рта, что и определяет врачебную тактику диагностики СОПР. Врач-стоматолог обязан владеть знаниями и современными практическими навыками по обследованию и прогнозированию уровня стоматологического здоровья. Он должен уметь клинически осмыслить и идентифицировать симптомы поражения слизистой, учитывая показатели оценочных индексов ротовой полости (КПУ, OHI-S, КПИ и др.) в каждой конкретной ситуации. В этой связи очевидна необходимость привить мануальные навыки по фундаментальным основам диагностики СОПР. С этой целью была предпринята попытка систематизировать диагностические критерии оценки патологии СОПР для идентификации клинических симптомов (красные, белые и сочетанные поражения) при различных нозологических формах заболеваний слизистой оболочки полости рта согласно классификации ВОЗ. Также освещены некоторые разделы фундаментальных дисциплин — анатомо-топографические особенности слизистой оболочки полости рта, их структура и физиологические процессы (ороговение), обуславливающие цвет слизистой в норме и при патологии под влиянием различных причинных факторов. При этом, несомненно, определяющее значение имеет уровень исходных знаний по анатомии, гистологии, микробиологии и основным стоматологическим разделам, их интеграция с другими клиническими специальностями.
Поэтому первостепенное значение имеет грамотное комплексное обследование стоматологического пациента, умение интерпретировать данные опроса и осмотра как в норме, так и при патологии.
Данное учебно-методическое пособие не охватывает всех вопросов этой проблемы, но делает акцент на клинические критерии оценки слизистой при комплексном обследовании пациентов по рекомендациям ВОЗ. В представленной работе использованы современные литературные данные и описаны диагностические приемы для определения симптомов поражения при различных патологических состояниях слизистой оболочки полости рта.
Надеемся, что изложенный материал поможет преодолеть трудности в диагностике заболеваний слизистой в практической деятельности, а также внедрить в практическое здравоохранение профилактику заболеваний слизистой оболочки полости рта и исключить факторы риска.
1. ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ ПО ДИАГНОСТИКЕ
ЗАБОЛЕВАНИЙ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА
Темы занятий:Состояние слизистой полости рта в норме
и при патологии. Диагностика поражений слизистой полости рта (белые, красные
и сочетанные) при различных заболеваниях
8 семестр — занятия № 10, 12, 14–19.
Общее время занятий— 1800 минут.
Мотивационная характеристика темы. Как показывает опыт клинической работы, врачи-стоматологи, обследуя пациентов, оценивают состояние слизистой полости рта часто символически и иллюзорно, без тщательного визуального осмотра, ограничиваясь только областью преддверия полости рта. Врач-стоматолог должен уметь клинически оценить состояние стоматологического статуса по параметрам обследования и идентифицировать симптомы поражения в каждой конкретной ситуации. С этих позиций первостепенное значение имеет грамотное комплексное обследование стоматологического пациента, умение систематизировать данные опроса и осмотра как в норме, так и при патологии. В соответствии с программой обучения на стоматологическом факультете БГМУ студенту необходимо привить мануальные навыки по методам обследования пациента и диагностике патологий слизистой полости рта.
Цель занятия:
- методическая: изучить клинические аспекты заболевания и их причинно-следственную связь с позиций как оценки нормальной биологической системы полости рта, так и всего организма в целом, учитывая индивидуальные и социальные условия жизни;
- воспитательная: сформировать у студентов клиническое мышление по фундаментальным основам диагностики слизистой оболочки полости рта (СОПР);
- дидактическая:научить студента основным диагностическим приемам обследования при оценке стоматологического здоровья и патологии СОПР(логико-дидактические структуры и схемы ориентировочных основ действий по темам занятий).
Задачи занятия:
- студенты должны иметь достаточный уровень знаний, чтобы освоить диагностические приемы для оценки патологических состояний СОПР (схема 1).
Требования к исходному уровню занятий. Необходимознатьстроение и функции многослойного плоского эпителия слизистой оболочки, отличительные особенности ороговевающего и неороговевающего эпителия по топографическим зонам ротовой полости, что и дает возможность оценить цвет слизистой в норме.Уметьпроводить комплексное обследование полости рта с учетом гигиенического состояния индивидуума, физиологических процессов, выяснения предрасполагающих факторов риска как экзогенного, так и эндогенного характера и др.
Схема 1
Фундаментальные основы клинической оценки слизистой полости рта
Контрольные вопросы из смежных дисциплин