Ипы и виды учебных исследований.
приложение.
4.5. Композиция выпускной квалификационной работы теоретического характера:
1) введение, структура и логическая последовательность элементов которого могут выглядеть следующим образом:
· обоснование актуальности выбранной темы;
· определение объекта и предмета работы;
· формулирование целей и задач работы;
· формулировка проблемы или противоречия;
· определение используемых методов исследования.
2) теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы;
3) заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать итоговые результаты исследования, которые можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев;
4) список используемой литературы (не менее 15 источников);
5) приложение.
4.6. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.
Не допускается текстуальное совпадение наименований курсовой и выпускной квалификационной работ.
ипы и виды учебных исследований.
Исследования, которые могут проводить студенты, подразделяются на три группы:
- теоретические
- эмпирические
- смешанные
Основанием такого деления служит типология источников познания.
Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования здесь служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.
К теоретическим относятся исторические и методологические исследования.
Исторические исследования посвящаются изучению неизвестных страниц истории науки и медицины, научной и практической деятельности персоналий. К ним так же причисляют: изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений, сравнительную характеристику каких-либо фактов, данных, научных положений, возникших в различные временные периоды истории медицины и науки.
Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвящённые теоретическому изучению и описанию какого-либо феномена, а так же науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования.
Эмпирические исследования – это работы, связанные с изучением и описанием практики. Их предметом становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. Среди эмпирических выделяют таки виды, как экспериментальные и опытно-практические исследования.
Экспериментальные исследования предполагают рассмотрение изменений психики, здоровья, знаний, поведения или отношения испытуемых под влиянием изменяемых экспериментатором условий.
Опытно-практические исследования проводятся как изучение и описание практического опыта работы (лечебного учреждения, успешного специалиста или самого студента). К такому виду исследований принадлежат и те, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию просветительской работы, дидактического материала, наглядных пособий и средств обучения пациентов.
Смешанные исследования предполагают сочетание обоих из указанных типов и разных их видов. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования, так что возникают теоретико-экспериментальные, историко-методологические, опытно-теоретические и другие работы.
Как показывает практика, этими типами и видами исследований целесообразно овладевать постепенно. Так, реферат, вообще предполагает один вид – например, исторический, методологический или опытно-практический (о описанию опыта работы). Дипломную работу можно сделать объединив два вида – скажем, методологический и опытно-практический или исторический и методологический. Дипломную работу лучше выполнять как комплексную, сочетающую в себе и исторический, и методологический, и экспериментальный, и опытно-практический виды исследований. Лишь в качестве исключения (по разрешению методической комиссии) обучающемуся могут разрешить выполнять дипломное исследования оставаясь в рамках одного вида научной работы.
рганизация исследования.
На выполнение реферата, курсовой и дипломной работы отводится строго определённое время, которого, как правило, не хватает. Поэтому лучше сразу организовать свою деятельность. Исследовательская деятельность подразделяется на множество исследовательских операций количество которых зависит от того, что выполняется – рефрерат, курсовая или дипломная работа. Каждая операция выполняет функцию контрольной точки исследования
Работа над формулировкой темы
Общие требования к темам рефератов курсовых и дипломных работ:
ü Предельная краткость
ü Проблемность
ü Ясность смыслов, т.е. понятность
ü благозвучность
Краткость темы – важнейшее её качество. Из формулировки, т.е. заглавия , темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7. Если тему невозможно сформулировать кратко, часть её лучше представить в подзаголовке и дать его в круглых скобках. В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю. В целом тема должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает лексическую грамотность её формулировки
Проблемность темы означает её направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение или установление зависимостей. Например, тема «Профилактика осложнений сахарного диабета у пожилых людей» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует наличие профилактики сахарного диабета. Темы же «Анализ (определение) роли медицинской сестры в профилактике осложнений сахарного диабета у пожилых людей» или «Формирование комплайнса у больных сахарным диабетом старше 60 лет» проблемные. Т.к. в первом случае заложена некая идея действия, а во втором – обозначены связи и зависимости компонентов темы (предмета и объекта исследования.)
Объект исследования – это научное или практическое пространство, в рамках которого ведётся исследование. Научное пространство – теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое же пространство – конкретные образовательные, медицинские или учебные системы, процессы или ситуации
Объект исследования определяет условия, в которых и будет осуществляется работа по достижению намеченной цели. «Роль медицинской сестры в профилактике осложнений сахарного диабета у пожилых людей». Профилактика осложнений сахарного диабета именно у пожилых людей
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. (следует отличать от объекта в эксперименте. В эксперименте объектом исследования являются испытуемые)
Предмет исследования – та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию.
Это «слабое звено», обнаруживаемое уже в противоречии, затем становящееся проблемой и, наконец, включённое в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично последней. Так, если цель «разработать методы и приёмы профилактики осложнений сахарного диабета у пожилых людей», то предмет «методы и приёмы профилактики осложнений сахарного диабета у пожилых людей».
Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследованию (описанию) в рамках темы работы.
Объект - это область, в которой изучается предмет. Таким образом, предмет - это всегда часть объекта реферативной работы.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание слушателя, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Работа над формулировкой темы
Общие требования к темам рефератов курсовых и дипломных работ:
ü Предельная краткость
ü Проблемность
ü Ясность смыслов, т.е. понятность
ü благозвучность
Краткость темы – важнейшее её качество. Из формулировки, т.е. заглавия , темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7. Если тему невозможно сформулировать кратко, часть её лучше представить в подзаголовке и дать его в круглых скобках. В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю. В целом тема должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает лексическую грамотность её формулировки
Проблемность темы означает её направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение или установление зависимостей. Например, тема «Профилактика осложнений сахарного диабета у пожилых людей» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует наличие профилактики сахарного диабета. Темы же «Анализ (определение) роли медицинской сестры в профилактике осложнений сахарного диабета у пожилых людей» или «Формирование комплайнса у больных сахарным диабетом старше 60 лет» проблемные. Т.к. в первом случае заложена некая идея действия, а во втором – обозначены связи и зависимости компонентов темы (предмета и объекта исследования.)
Объект исследования – это научное или практическое пространство, в рамках которого ведётся исследование. Научное пространство – теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое же пространство – конкретные образовательные, медицинские или учебные системы, процессы или ситуации
Объект исследования определяет условия, в которых и будет осуществляется работа по достижению намеченной цели. «Роль медицинской сестры в профилактике осложнений сахарного диабета у пожилых людей». Профилактика осложнений сахарного диабета именно у пожилых людей
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. (следует отличать от объекта в эксперименте. В эксперименте объектом исследования являются испытуемые)
Предмет исследования – та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию.
Это «слабое звено», обнаруживаемое уже в противоречии, затем становящееся проблемой и, наконец, включённое в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично последней. Так, если цель «разработать методы и приёмы профилактики осложнений сахарного диабета у пожилых людей», то предмет «методы и приёмы профилактики осложнений сахарного диабета у пожилых людей».
Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследованию (описанию) в рамках темы работы.
Объект - это область, в которой изучается предмет. Таким образом, предмет - это всегда часть объекта реферативной работы.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание слушателя, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Проектирование стратегии (актуальность, противоречие, проблема, формулировка конечной цели)
Стратегия исследования – это поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования, будь то реферат, курсовая или дипломная работы.
К исследовательским операциям стратегического характера относятся:
ü Определение актуальности темы
ü Выявление противоречия
ü Определение проблемы
ü Формулировка конечной цели исследования
Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании:
ü Соответствия её государственному и региональному заказу, т.е. тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной;
ü Степени её разработанности в науке, прежде всего отечественной
ü Состояния практического воплощения и практической потребности в решении вопросов, определяющих тему
Противоречие исследования выявляется при анализе актуальности темы. Любое явление в образовании и медицине складывается из неравномерно развивающихся компонентов. Студент может увидеть несоответствие между государственным заказом и научной разработанностью темы, практической востребованностью и слабой научной изученностью данной проблемы.
Определение противоречия – это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушения связи между элементами какой-либо медицинской или образовательной системы или процесса, обеспечивающими в своём единстве их развитие.
В таких связях есть слабое звено, препятствующее успешному развитию системы здравоохранения, практики и теории в здравоохранении и образовании.
Любое противоречие, следовательно, возникает при наличии «сильного» и «слабого» звена. Формулируется оно с помощью предлога «между». Например, в теме «Методы и приёмы профилактики осложнений сахарного диабета у пожилых людей» его можно сформулировать таким образом: это «противоречие между большой ролью профилактики осложнений для сохранения здоровья населения и поддержания качества жизни больных сахарным диабетом и отсутствием разработанных специально для пожилых людей методов способов профилактики осложнений».
Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» - одну из сторон противоречия. В приведённом примере это отсутствие «разработанных специально для пожилых людей методов способов профилактики осложнений сахарного диабета». Проблема соответственно звучит: каковы же эти способы профилактики? Формулируется она как вопрос, определяющий направление поиска: «каковы методы и приёмы профилактики осложнений сахарного диабета у пожилых людей?»
В формулировке любой проблемы требуются вопросительны слова «какой?», «какая?», «какова?», «сколько?», «что?», «почему?»
Цель исследования – это продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме. В нашем примере цель такова: «разработать комплекс приёмов и методов профилактики осложнений сахарного диабета у пожилых людей». Ею становится ликвидация слабого звена.
Цель как предвидение результата исследования формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм – «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», определить» и др.
Постановкой цели завершается процедура выработки стратегии исследования.
Проектирование тактики исследования (объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, методология, этапы исследования)
Только при чётком представлении о предмете исследования возможно разработать гипотезу исследования.
Гипотеза – это предположение о путях достижения цели по преобразованию предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования.
Чаще всего она строится по алгоритму: «А будет усовершенствовано, если используются В, С, Д». Например, в нашем примере возможна гипотеза: «профилактика осложнений сахарного диабета у пожилых людей окажется успешной, если в качестве методов и приёмов использовать занятия в школе для больных сахарным диабетом, обучающие ролики, буклеты и проч…» . Возможна и другая модификация: «Методы и приёмы обучения в школе для больных сахарным диабетом будут способствовать профилактике осложнений сахарного диабета у пожилых людей, если информация будет подаваться в доступном виде, с использованием всех каналов восприятия, с опорой на опыт пациентов»
Задачи исследования, будучи фрагментами цели – подцелями, ставятся только после разработки гипотезы. Задачи это ступеньки поиска, потому они и выделяются в соответствии с его логикой.
Так, существует задача изучить теорию, но именно ту, которая нужна для проверки конкретной гипотезы («изучить состояние исследований по проблеме профилактики осложнений сахарного диабета у пожилых людей).
Как самостоятельную можно выделить задачу изучения и обобщения практического опыта работы («изучить опыт работы школы сахарного диабета 1 городского центра сахарного диабета»).
Задачами могут стать разработка новой методики (занятий) , обеспечивающих успешность профилактики
Создание новых методических рекомендаций по совершенствованию профилактической работы
Задачи следует формулировать с помощью глаголов, а так же имён существительных: «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка»
При определении задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель и быть шире её. Цель достигается через решение задач, а потому каждая из таковых должна в своем решении продвигать исследование к намеченной цели, в сумме же своей задачи должны ей соответствовать
Методология исследования-это та научная база, на которой оно строится. В качестве таковой могут использоваться учения, научные подходы, принципы, теоретическая база.
Методы исследования определяются поставленными задачами. Для решения каждой из них требуются особые методы. Если речь идёт о теории вопроса, нужны теоретические методы, например, критический, системный анализ и другие виды анализа, обобщение, моделирование и т.д. Если же дело касается практики, то необходимы эмпирические методы: наблюдения, изучения продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды опросов
Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Ими могут быть:
ü Изучение теоретического материала
ü Изучение практики
ü Проведение эксперимента
ü Написание самой работы
Описание этапов обязательно сопровождается указанием календарного времени их выполнения. Они согласуются с контрольными точками исследовательской деятельности.
Разработка тактики исследования касается его процедурной стороны. Формируя эту часть научного аппарата, мы моделируем всё исследование, направляя его на достижение уже поставленной цели. Определив объект, предмет, гипотезу, задачи, методы и этапы исследования, можно приступить к нему самому, выполняя его поэтапно и с помощью определённых методов.