Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

Морфологические нормы современного русского литературного языка

План

1. Колебания в роде и склонении имен существительных.

2. Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных.

3. Склонение и употребление имен числительных.

4. Употребление форм русского глагола.

Терминологический аппарат: морфология, морфологические нормы, грамматическое значение, род.

Задания.

1. Выучить термины.

2. Используя материалы учебников, подготовить устные ответы (см. план).

3. Выполнить в тетрадях для практических работ следующие упражнения.

Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Укажите род существительных. Значение незнакомых слов определите по толковому словарю.

Авеню, атташе, бар-бильярдная, боа, бра, визави, депо, Дели, Душанбе, жалюзи, жюри, интервью, какаду, кашне, кенгуру, колибри, кольраби, кофе, леди, МГУ, Миссисипи, мозоль, ООН, пенальти, пони, протеже, резюме, рояль, салями, сирокко, сулугуни, табу, «Таймс», Тбилиси, толь, тюль, ТЭЦ, фламинго, ФСБ, хинди, цеце, шампунь, шимпанзе, ЮНЕСКО, эсперанто.

Образец. Солнечный Сухуми – м.р., несклоняемое сущ., имя собств., неодушевленное, род определяют по родовому слову – город.

Составьте контексты, в которых выявилась бы родовая принадлежность приведенных ниже слов.

Арабески, иваси, коррективы, манжеты, мокко, плацкарты, СПИД, статус-кво, тапки, туфли, шасси, эполеты.

От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.

Автор, бухгалтер, год, директор, договор, доктор, инспектор, корпус, округ, отпуск, паспорт, пропуск, профессор, слесарь, сын, торт, шофер, якорь.

Установите различия между значением и употреблением форм множественного числа данных ниже слов. Составьте с ними предложения.

Мехи – меха, колени – колена, образы – образа, ордены – ордена, поясы – пояса, пропуски – пропуска, соболи – соболя, счеты – счета, токи – тока, тоны – тона, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба, цветы – цвета.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Апельсин, баклажан, брелок, бурят, бюллетень, валет, вафля, гектар, гусар, заморозки, калмык, килограмм, мандарин, носок, погон, полотенце, сапог, томат, туркмен, туфля, чулок, якут, ясли, шило.

6. Исправьте и объясните ошибки в образовании грамматических форм слов. Разделите примеры на группы: а) ошибки в образовании форм именных частей речи; б) ошибки в образовании глагольных форм.

1. Их нужно соединить, а потом посмотреть, как они сочетутся. 2. Я в этом году в Сочах была, там так красиво! 3. По тому, как живет цветочек, можно определить, как к тебе относятся. Если начнет вять … сама понимаешь. 4. Я хожу без носок, босиком. 5. Сколько же платий тебе нужно? 6. Ты мне наклала каши? 7. Только почетные гражданины города у нас ездят бесплатно. 8. Я обожаю романтическую музыку, поэтому мои любимые песни – это песни Элтон Джона и Джордж Майкла. 9. В той квартире, где она сейчас живет, раньше цыгане жили. И она после этих цыганей нашла у себя под половицей их карты. 10. Сколько доль наследства ты получил?

Исправьте ошибки, связанные с нарушением морфологических норм. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

Я сейчас картошки почистю. 2. Ну, вот, дом теперь убратый. 3. Сдавайте польта в гардероб. 4. Лук, обдатый кипятком… 5. Я, конечно, извиняюсь, но вы здесь не стояли, когда я пришла, так что за мной будете. 6. Ну, возьми тюль и постирай в машинке. Она такая грязная. 7. В последнее время я стал читать книги более внимательнее. 8. В вашем учебнике нет семиста восьмидесяти пятой страницы. 9. Боюсь, что я ощущу неловкость. 10. А почему нам документы не ворочают?

Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Прибыл поезд с 280 экскурсант….

2. Длина окружности равна 300 сантиметр….

3. Для строительства спортплощадки потребовалось помощь еще 4 ребят.

4. Наш театр вмещает до 550 зрителей.

5. Библиотека университета ежемесячно пополняется (300 – 400) книг.. .

6. Длина окружности равна (422) сантиметр.. .

7. Из (21) участник.. олимпиады особенно выделялись (три – трое).

8. Президент В.В. Путин в обращении к Федеральному собранию предложил программу действий до (2025) год.. .

Наши рекомендации