Выполнение данного задания позволяет студенту
Методические указания
По самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов по дисциплине «Русский язык» для специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
Новосибирск 2013
Домашнее задание №1
Объединиться в пять групп в соответствии с пятью функциональными стилями речи. Каждой группе необходимо составить текст, имеющий характерные черты и особенности выбранного стиля. Текст должен быть исключительно оригинальным. Группы должны поочередно выступать перед аудиторией со своими работами, предлагая учащимся определить выбранный заранее стиль и аргументировать свою позицию.
Выполнение данного задания позволяет студенту
знать:
- отличительные характеристики разных стилей речи;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения их стиля.
Домашнее задание №2
Написать сочинение-описание на тему: «Какие звуки на ощупь?». Выполнение данного задания позволяет студенту
активировать ассоциативное мышление, выработать умение использовать речь для описания абстрактных явлений действительности, видеть и характеризовать связи между каналами восприятия человека, уметь найти общее при видимых различиях. На выбор предлагаются подтемы, использовать которые не обязательно:
- шелест листьев;
- гром;
- шум волн;
- хруст снега;
- взмах крыла птицы.
Домашнее задание №3
Найти в произведениях мировой художественной литературы отрывки, соответствующие трем типам текста: повествование, описание и рассуждение. Письменно аргументировать соответствие, ссылаясь на характерные признаки.
Выполнение данного задания позволяет студенту
знать:
- типы речи;
уметь:
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Домашнее задание №4
Выписать значения слова вид, используя толковые словари. Определить прямое и переносные значения. Объяснить происхождение переносного значения.
Подобрать к данным словам синонимы, составив синонимические ряды. Объяснить разницу между членами каждого ряда: удивительный, печаль, наклониться.
Найти пословицы и поговорки, содержащие антонимические противопоставления.
Указать значения данных омонимов, составить словосочетания с ними: гранатовый, бокс, среда, помешать, лисичка, рой, стекло, село, гвоздики, атлас, стрелки, вера, лев, ста/орожил.
Выполнение данного задания позволяет студенту
знать:
- изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов;
- контекстуальные синонимы и антонимы;
уметь:
- отличать разные значения одного слова от слов-омонимов;
- определять прямое и переносное значение слова в тексте;
- правильно использовать многозначные слова в устных и письменных высказываниях.
Домашнее задание №5
Выписать из «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова архаизмы и историзмы, дать им определение, пользуясь словарем.
Выполнение данного задания позволяет студенту
знать:
- архаизмы, историзмы, неологизмы;
-особенности русского речевого этикета;
уметь:
- применять в общении активный и пассивный запас слов.
Домашнее задание №6
Выпишите из текста диалектизмы, профессионализмы, просторечные слова. Дайте им определения, воспользовавшись словарем. Подберите к диалектизмам общеупотребительные синонимы.
Филипп налил брусницы водой, заткнул клоком скошенной травы и одну припоясал, свешивая на лопатку, сам, а другую подал Кареву.
Косы звякнули, и косари разделились на полувыти.
- Наша вторая полувыть,- подошел к Филиппу вчерашний старик.- Меримся, кому от краю.
Филипп ухватился за окосье, и стали перебираться руками.
- Мой конец,- сказал старик,- мне от краю.
- Ну, а моя околь,- протянул Филипп,- самая удобь. <...>
- Бреди за ним по чужому броду,- указал он Кареву на старика,- меряй да подымай косу.
Карев побрел, и сапоги его как вымазались в деготь: на них прилип слет трав и роса.
- А коли побредешь,- пояснил старик,- так держи прям и по цветкам норови, лучше в свою не зайдешь и чужую не тронешь.
Они пошли вдоль по чужой выти и стали отмерять. Карев прикинул окосьем уже разделенную им со стариком луговину и отмерили себе семь, а старику - три, потом он стал на затирку и, повесив на обух косы фуражку, поднял ее.
По росе виднелся широкой прошвой вырезанный след. (С. А. Есенин.)