Ошибки по отношению к демонстрации.
1. «Мнимое следование»;
2. «От сказанного с условием, к сказанному безусловно»;
3. Нарушение правил умозаключений, лежащих в основе аргументации.
Суть ошибки«не следует» или «мнимое следование»состоит в том, чтодоказываемый тезис не следует из представленных аргументов.
Примером, иллюстрирующим эту ошибку, является следующий фрагмент из произведения Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».
«В заключении, переданном судебному следователю, между прочим, стояло: «Нижеподписавшиеся судебные врачи сошлись в определении полной психической отупелости и врожденного кретинизма представшего перед вышеуказанной комиссией Швейка Йозефа, кретинизм которого явствует из таких слов, как «Да здравствует император Франц-Иосиф Первый», каковых вполне достаточно, чтобы определить психическое состояние Йозефа Швейка как явного идиота».
Ошибка «от сказанного с условием, к сказанному безусловно»состоит в том,что аргумент, который является истинным лишь при некоторых условиях (определенном времени, определенных отношениях, в определенной области и т.п.), используют как истинный независимо от указанных условий, при любых обстоятельствах, неоправданно расширяя сферу его действия.
Кроме рассмотренных ошибок в структуре аргументации могут быть допущены и нарушения правил того или иного конкретного умозаключения, лежащего в ее основании, которые приводят к ошибкам типа «после того, значит, по причине этого», «поспешное обобщение» и др.
К ошибкам в структуре аргументации нередко относят и ошибки, связанные с использованием вместо аргументов «к делу» аргументов « к человеку»: аргумент к силе, аргумент к жалости, аргумент к невежеству, аргумент к здравому смыслу и т.п.
|
Ошибки в аргументации могут быть умышленными или неумышленными.
Паралогизмаминазывают неумышленные ошибки в рассуждениях.
Слово «паралогизм» переводится с греческого языка как «неправильное, ложное рассуждение». Ошибки такого рода могут возникать в силу недостаточно высокой логической культуры: из-за того, что тот или иной человек не знает правил оперирования с понятиями, правил того или иного умозаключения и т.п.
Софизмамив современной логике и теории аргументации называют умышленные ошибки, т.е. ошибки, допущенные преднамеренно, с целью ввести в заблуждение оппонента, собеседника или слушателя.
Примером софизма может служить следующее рассуждение, сформулированное еще в Древней Греции:
«Сидящий встал. Но тот, кто встал – стоит. Значит, сидящий стоит».
Софизмы в аргументации выполняют в подавляющем случае деструктивную роль и справедливо оцениваются негативно. Вместе с тем софизмы играют и положительную роль в познании. Они нередко используются с целью прояснения структуры используемого доказательства, акцентирования внимания на какой-либо проблеме мышления или совершенствования абстрактного мышления в процессе обучения.
|
Парадоксомв логике называют мысль, содержащую логическое противоречие,
т. е. мысль, в которой противоположные друг другу суждения являются одновременно истинными или одинаково обоснованными (или кажущимися таковыми).
Наиболее известными парадоксами, обнаруженными еще в Древней Греции, являются парадокс «Лжец», «Куча», «Лысый», апории Зенона о черепахе и Ахиллесе, о летящей стреле и др.
Так, например, парадокс «Ахиллес и черепаха» можно описать таким образом.
Ахиллес и черепаха начинают одновременное движение из двух разных пунктов (А1 и А2) в одном и том же направлении. Причем, черепаха начинает свой путь, находясь впереди Ахиллеса. Утверждается, что Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху. Доказательство этого тезиса строится так: к тому времени, когда Ахиллес достигнет точки А2, откуда свой путь начала черепаха, она успеет пройти некоторое расстояние и окажется в точке А3. К тому времени, когда Ахиллес достигнет точки А3, черепаха окажется в точке А4, вновь находясь впереди, и т.д. Получается, что за конечное время своего движения Ахиллес должен побывать во всех пунктах бесконечной последовательности, которую представляют точки А1, А2, А3, А4, … Что является невозможным.
К числу парадоксов можно отнести и целый ряд суждений, в которых сталкиваются мысли противоречащие друг другу: «Я знаю, что ничего не знаю», «Я убежден, что никаких убеждений не существует», «Абсолютно то, что все относительно» и т. п.
Парадоксы имеют различное происхождение, но в большинстве случаев они связаны с особенностями того или иного языка. В логике, например, они свидетельствуют, прежде всего, об ограниченности используемых в той или иной системе средств и методов, о необходимости ее совершенствования, может быть, даже в самой ее основе – аксиоматике.
Сила парадоксов состоит в том, что они ставят перед человеческой мыслью задачу найти способ разрешения возникающих трудностей, тем самым стимулируют поиск и разработку необходимых для этого средств. После того, как эти средства найдены, они включаются в общую систему логических правил.
В естественных науках, например, парадоксы являются одним из важнейших стимулов развития, свидетельствуя о возникновении в познании глубокой и сложной проблемы, нередко требующей для своего разрешения выхода за пределы достигнутого знания.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ.ГИПОТЕЗА.
|
Гипотеза –это предположение о существовании некоторого объекта, или предположение, являющееся предварительным, достаточно условным объяснением некоторой совокупности явлений, событий, их взаимоотношений и связей.
Примерами гипотез могут служить предположения о природе Тунгусского метеорита, о существовании кварков, о природе раковых опухолей и т.п.
Гипотеза выступает в процессе познания как регулятивный принцип, направляющий и корректирующий проводящиеся исследования. Основной функцией гипотезы является формирование нового знания. Чтобы гипотеза могла выполнить эту свою функцию необходимо следовать некоторым условиям.