Правила и ошибки, относящиеся к аргументам
При построении доказательства опровержения следует помнить о том, что:
- аргументы должны быть истинными суждениями;
- аргументы не должны противоречить друг другу;
- аргументы должны быть достаточными для обоснования тезиса (или антитезиса);
аргументы должны быть такими высказываниями, истинность которых доказывается независимо от тезиса (антитезиса).
Если эти правила не соблюдены, то возможны следующие ошибки в доказательстве или опровержении.
«Основное заблуждение», или «ложность основания».
Эта ошибка возникает в том случае, когда аргументы не являются истинными суждениями, но их принимают или пытаются выдать за истинные. Пример «доказательства», что Земля является центром Вселенной, с помощью наблюдаемых «фактов» вращения Солнца и всего небесного вокруг Земли (геоцентрическая система Птоломея). «Круг в доказательстве», или «порочный круг» - ошибка связанная с тем, что при доказательстве или опровержении используются аргументы, истинность которых должна быть доказана с помощью тезиса. Ошибка, называемая «предвосхищение основания», заключается в том, что в числе аргументов, приводящихся в доказательстве или в опровержении, имеется такой, истинность которого вызывает сомнения, а значит, этот аргументам нуждается в обосновании.
Правила и ошибки, относящиеся к демонстраций
Так как демонстрация имеет форму того или иного умозаключения, то все правила построения умозаключений должны соблюдаться и по отношению к доказательству или опровержению, к форме их построения. Ошибки – «мнимое следование» происходит тогда, когда тезис и доказательство совершенно не связаны друг с другом. Доказательство и доказываемый тезис (опровержение и опровергаемый тезис) существуют отдельно друг от друга.
Ошибка «от сказанного с условием к сказанному, безусловно» характеризуется тем, что аргумент, истинный при некоторых условиях (при определенном времени, для определенных отношений, областей и т.п.) пытаются использовать, независимо от указанных условий, т.е. расширяют его сферу действия. Одно и тоже лекарство можно применять только в определенных условиях, но не всегда. Кроме этих ошибок при нарушении правил логики при доказательстве и опровержении будут встречаются типичные ошибки такие как: «учетверение терминов», «после этого, значит, по причине этого», «поспешное обобщение» и др.
Проблемные вопросы для самостоятельного изучения
1.Логические виды аргументации: доказательство, опровержение, объяснение, подтверждение, интерпретация, оправдание.
2.Понятие научной аргументации. Правила аргументации.
3. Спор и дискуссия как разновидности аргументации.
4.Уловки споров и способы их нейтрализации
Темы рефератов
Доказательство и опровержение.
Роль аргументации в принятии научных положений.
Аргументация как логико-коммуникативный процесс
Структура и виды аргументации
Виды споров.
Эмпирическая аргументация, теоретическая аргументация.
Контекстуальная аргументация.
Объяснение и понимание в аргументации.
Рекомендуемая (основная) литература:
1. Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978.
2. Аристотель. Топика // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.
3. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.
4. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.
5. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. //Античная поэтика. М., 1991.
6. Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Аргументация. Коммуникация. Ошибки. СПб, 1991.
7. Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Речевые акты в аргументативных дискуссиях. СПб, 1994
8. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
9. Лотман Ю.М. Риторика. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 167 – 183.
10. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. Переиздавалась многократно. См., например, “Вопросы философии”, 1990, №3.
11. Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.
Рекомендуемая (дополнительная) литература:
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
2. Аргументация, интерпретация, риторика // http://www.argumentation.ru
3. Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
4. Войнрих Х. Лингвистика лжи. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
5. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М., 2000.
6. Грифцова И.Н. Неформальная логика как практическая логика // Трансцендентальная антропология и логика. Калининград, 2000.
7. Гумбольдт В. фон О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. /Его же Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
8. Кони А.Ф. Советы лекторам // Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
9. Мигунов А.И. Диалектическая природа речевого акта // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. Сер.6, вып.2 (№14).
10. Остин Джон. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
11. Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.
12. Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Из книги “Новая риторика: трактат об аргументации” // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.
13. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
14. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде // Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
15. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XVII. – М., 1986.
16. Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XVII. – М., 1986.
17. Теория метафоры. М., 1990.
18. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М., 1990.
19. Хайдеггер М. Учение Платона об истине. //Время и бытие. М., 1993
20. Цицерон М.-Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
21. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. Минск, 1992.
22. Fundamentals of Argumentation Theory. A Handbook of Historical Backgrounds and Contemporary Developments / Frans H. van Eemeren…[et al.]. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Mahwah, New Jersey, 1996.
Основные понятия: аргументация, опровержение, доказательство, тезис, антитезис, спор, дискуссия, формы доказательства. Виды демонстрации, спор, объяснение, подтверждение, интерпретация, оправдание.
ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Вопросы лекции
1. Общая характеристика законов логики
2. закон тождества
3. закон противоречия
4. закон исключенного третьего
5. закон достаточного основания
Литература
Бартон В.И. Логика. Мн., 2001. с. 7-8.
Берков В.Ф. Логика. Мн., 1994. с. 135-140.
Войшило Е.К., Дектярев М.Г. Логика. М., 1994. с. 25-30.
Формальная логика. Л., 1977. с. 75-86.
Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996. с. 88-102.
Сборник упражнений по логике. Минск, 1990. с. 75-94.
1. Общая характеристика законов логики
Мышление как отражение внешнего мира в сознании человека протекает в определенных логических формах. В каждой мысли различают конкретное содержание и ее структуру, т. е. логическую форму.
Логическое мышление – реальный процесс, совершающийся в мозгу человека при помощи мыслей определенной структуры.
Люди никогда не мыслят отдельными, изолированными мыслями. Любые мысли находятся в объективной закономерной связи между собой. Эти связи выступают как внутри структуры отдельных мыслей, так и между мыслями любой структуры. Одни из них существенны и выражают глубокую зависимость между мыслями, а другие характеризуют более слабую связь между ними. Существенные и необходимые связи между мыслями выражаются в законах и правилах логики.
Законы логики – это суждение, отражающее внутреннюю необходимую существенную связь между элементами мысли или отдельными мыслями.
Наиболее существенные и необходимые связи отражаются в основных законах формальной логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключенного третьего и законе достаточного основания. Эти законы выделяются в качестве основных потому, что выражают наиболее общие свойства правильного мышления, определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Данные законы действуют в любых процессах мышления, лежат в основе различных логических операций, умозаключений, доказательств.
Логические законы относятся к процессу познания, а, познание сеть процесс отражения внешнего мира в человеческом мозгу. 3аконы логики суть отражения объективного в субъективном сознании человекам. Они сложились в результате многовековой практики человеческого познания как отражение самых обычных свойств и отношений предметов и явлений действительности, их качественной определенности, относительной устойчивости, причинных и других связей.
Всякий предмет, несмотря на непрерывно происходящие в нем изменения, остается на протяжении его существования качественно определенным предметом с присущими ему свойствами, позволяющими отличить его от других предметов.
Качественная определенность предметов и их свойств находит свое выражение в законе тождества, противоречия. Закон достаточного основания является логическим выражением связей между вещами и явлениями, существующих в материальном мире. В природе и в обществе каждый предмет и каждое явление подготовлены предшествующими предметами и явлениями.
Формально-логические законы мышления по своему содержанию объективны, не зависят от сознания людей. Они не созданы никем, а являются результатом общественно-производственной практики человека. Люди открыли эти законы и используют их в целях повышения культуры мышления, выявления и устранения логических ошибок.
Законы формальной логики едины для всех людей независимо от их классовой и национальной принадлежности. Общечеловеческий характер. Эти законы носят потому, что у всех людей логический строй мышления один и тот же, едина естественная логика мышления. Они носят аксиоматический характер. т.е. истинность их не нуждается в особом доказательстве потому, что она уже доказана миллиардным повторением практикой человечества.
Специфика законов логики состоит в том, что они являются законами не самих вещей, а естественного процесса мышления, отражающего внешний мир.
Одним из условий верности отражения является правильная связь мыслей в процессе рассуждения. Законы формальной логики - это законы правильного построения и связи мыслей. Они выражают схемы правильных рассуждений, сложившиеся в процессе многовековой практики мышления.
По этим схемам из одних мыслей (высказываний) выводятся другие путем рассуждений. Если выразить структуру данных рассуждений в виде логических формул, то получим тождественно-истинные высказывания. Формулы принимающие истины при всех наборов значений входящих в них переменных, называются тождественно-истинными.
Известно, например, что если отрицать дважды некоторое высказывание, то в результате получим первоначальное высказывание.
Так, говоря «Не является истинным, что студент Иванов не сдал экзамена, но логике на «отлично», мы тем самым утверждаем: «Студент Иванов сдал экзамен на «отлично». Отсюда и получим закон логики: «если (не (не-р)), то р» или -р – р.
Словами эти формулы выражаются следующим образом: если неверно, что (неверно, что р), то р.
Законом логики является также и обратное высказывание: если р, то (не (не-р)) или Р—Р.
Таблица При любых значениях переменной А эта формула будет принимать значение истины.
Р | -Р | =Р | Р – Р |
И | Л | И | И |
Л | И | Л | И |
Число тождественно-истинных формул бесконечно. Однако они могут быть выведены из небольшого числа, законов. Важнейшие из них изучаются в формальной логике.
ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
Закон тождества (лат. Lex identitatis; Lex - закон identitatis -тождество) выражает тождественность мысли самой себе.
Согласно этому закону, каждая мысль, встречающаяся в данном рассуждении, при повторении должна сохранять одно и та же определенное содержание. Всякий раз, когда в рассуждении появляется мысль о каком-либо предмете, мы должны мыслить этот же самый предмет и в том же самом его содержании. Это предохраняет мышление человека от расплывчатости туманности, двусмысленности, позволяет достичь определенности. Определенность мысли существенное свойство правильного мышления. Истинная мысль, верно отразившая внешний мир, только тогда может служить делу получения новой истинной мысли о мире чисто логическим путем, когда она сохраняет в этом процессе свое постоянство (тождество) определенного существенного содержания.
Закон тождества формулируется следующим образом: всякая мысль тождественна сама себе. Это значит, что в процессе рассуждения они должна сохранять одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она не повторялась. Из сущности этого закона вытекает важное требование: нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные, нельзя различные принимать за тождественные.
В случаях нарушения требования закона тождества не только тождественные мысли могут приниматься за различные, но и, наоборот, различные мысли отождествляются. Это возникает в связи с особенностями их языкового выражения.
Любой естественный язык позволяет одну и ту же мысль выразить и различной языковой форме, что нередко и ведет к изменению первоначального смысла понятий, к подмене одной мысли другой. Особенно часто это происходит при использовании синонимов и омонимов, неправильное употребление которых ведет к нарушения логического строя мысли, ее определенности. Так, под словом «следствие» в логике понимается часть условных суждений, вытекающую из основания» а также суждение получившееся в результате умозаключения из одного или нескольких суждений. Этим же словом в юридической практике обозначаете расследование обстоятельств, связанных, с преступлением. Употребление таких слов в одном смысле означает отождествление различных понятий, и наоборот, употребление одного из них в различных значениях означает ошибочное различение тождественных понятий. В обоих этих случаях будет нарушено требование закона тождества
Закон тождества записывается следующими формулами:
р есть р (или р = р),
где р обозначает любую мысль.
Формула р = р читается: «р тождественна р».
Следует иметь в виду, что данные формулы являются лишь символическими обозначениями закона тождества и не выражают полностью его содержания.
В математической логике этот закон выражается в виде следующих тождественно-истинных формул Р – Р где Р означает какое-та высказывание. Читается эта формула так: «если р, то р».
Формула закона тождества р - р при всех значениях, будет иметь только значение истины. Это подтверждается
табл.
Р | Р | Р → Р |
И | И | И |
Л | Л | И |
Где – обозначает эквивалентность, равнозначность. Формула читается; «р эквивалентно р», или «р равнозначно р».
Vx (р (х) → р (х)), где V квантор общности, заменяющий слова «каждый» и «всякий».
Читается эта формула так: «для всякого предмета х верно, что если х имеет р, то х имеет это свойство».
Закон тождества и формулы его выражающие, нельзя истолковывать в том смысле, что всякая мысль и составляющие ее понятия должны навсегда сохранять свое, один раз установленное определенное содержание. Содержание любых мыслей и понятий может и должно меняться, в связи с изменением тех предметов и явлений, которые они отражают.
Мысль о предмет может и должна меняться, если изменяется предмет. который в нем отображается. Она изменяется и тогда, когда мы глубже познали этот же предмет. Закон тождества не запрещает изменения и развития мыслей, понятий. Он запрещает только одно: произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия в процессе рассуждения.
Нарушение закона тождества ведет к логической ошибке подмене понятия, сущность ее состоит, что вместо данного понятия употребляется другое. Эта подмена может осуществляться неосознанно и сознательно, преднамеренно, если, например, отождествить понятия «укрепление» и «крепость», то будет нарушено требование закона тождества, так как не всякое укрепление является крепостью.
Ошибка подмены понятия возникает во многих логических формах и операциях, в разнообразных видах наших рассуждений. Закон тождества, следовательно, выражает одно из важнейших свойств логического мышления – определенность. Он направлен против расплывчатости, неконкретности, двусмысленности в рассуждениях.
Во всех случаях, когда нарушается требование закона тождества, рассуждение становится неправильным.
Итак, согласно закону тождества правильное мышление должно быть определенным в пределах одного и того же рассуждения содержание каждого понятия должно сохранять один и тот же смысл и не подменяться другим содержанием. Нарушение требования закона тождества ведет к двусмысленности и неопределенности, к нелогичности рассуждений
ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
Закон противоречия (лат. Lex contradictionis; Lex – закон, contradic-tionis – противоречие), как и закон тождества, выражает непротиворечивость и последовательность логического мышления. Так, если студент сдал экзамен по логике и получил оценку «отлично», то нельзя одновременно сказать, что этот же студент не сдал экзамена по логике или не получил оценки «отлично». Утверждения, что этот студент сдал экзамен по логике и что он не сдал экзамена по логике будут находиться в противоречии между собой, а, следовательно, не будут верно отражать объективной действительности. Мышление человека, если оно верно отражает предметы и явления объективного мира, является последовательным, непротиворечивым.
Последовательность – существенное свойство правильного мышления. Оно и находит свое выражение в законе противоречия.
Закон противоречия гласит: два находящихся в отношении отрицания суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно.
Так, например, не могут быть одновременно истинными следующие суждения: «Байкал – самое глубокое озеро в мире», «Байкал – самое мелкое озеро в мире». Одно из этих суждений обязательно ложно. Вопрос о том, какое из двух противоположных суждений является ложным, закон противоречия не решает.
Это устанавливается в процессе конкретного исследования и проверки на практике. Из закона противоречия следует лишь то, что из двух суждений, одно из которых отрицает то, что утверждается в – другом, ложно, по крайней мере, одно суждение. Каким будет второе суждение, истинным или ложным, – закон противоречия также не решает. Оно может быть как истинным, так и ложным.
Например, из двух суждений; «Все студенты изучают историю Белоруссии», «Некоторые студенты не изучают истории Белоруссии» второе суждение истинно, первое – ложно. А если взять два таких противоположных суждения, как «Волейболист Васильев высокого роста», «Волейболист Васильев низкого роста», то ложным могут быть оба суждения, а истинным будет третье суждение «Волейболист Васильев среднего роста». Значит, из истинности одного из противоположных суждений необходимо следует ложность второго, так как они не могут быть одновременно истинными. Но из ложности одного из противоположных суждений не всегда следует истинность второго.
Например, два противных (контрарных) суждения не могут быть одновременно истинными, но они могут быть одновременно ложными.
Закон противоречия применим и к противным, и к противоречащим (контрадикторным) суждениям.
Когда мы рассматриваем противоречащие суждения, то из установления ложности одного из них с необходимостью следует истинность другого. Но из ложности одного из противных суждений согласно закону противоречия не следует с необходимостью истинность второго, которое может также оказаться ложным. Правильное понимание и применение закона противоречия к любым видам суждений возможно лишь в том случае, когда говориться об одном и том же предмете, в одно и то же время и в том же самом отношении. В самом деле, если в суждениях речь идет о разных предметах либо о разных признаках одного и того же предмета, то между такими суждениями не будет противоречия и к ним данный закон не применим. Так, например, нет противоречия между следующими суждениями: «Колхоз «Партизан» передовой в районе» и «Колхоз «Партизан» последним в районе закончил сев», так как в них утверждается разные признаки относительно одного и того же предмета, которые не исключают друг друга. Не будет также противоречия между суждениями «Студент Иванов является отличником», «Студент Иванов не является отличником», если речь идет о разных студентах, имеющих одну фамилию.
Закон противоречия неприменим и в тех случаях, если суждениях говориться об одном и том же предмете, но предмет взят в разное время. Так суждения «Это музыкальное произведение написано знаменитым композитором» и «Это музыкальное произведение плохое» оба могут быть истинны, если в первом из них говориться о зрелом возрасте, когда композитор стал действительно знаменитым, а во втором - о периоде молодости, когда он не был еще знаменитым.
Наконец, закон противоречия не действует и в тех случаях, когда предмет нашей мысли рассматривается в разном отношении. Так, об инженере Иванове мы говорим, что он хорошо знает английский язык, так как его знания удовлетворяют требованиям программы вуза. Однако этих знаний недостаточно для работы в качестве переводчика. В этом случае мы можем сказать: «Иванов плохо знает английский язык». В данных суждениях знание Ивановым английского языка рассматривается в разных отношениях, а поэтому они не противоречат друг другу.
Закон противоречия выражается формулой
р не есть не -р,
которая означает, что не могут быть одновременно истинными суждение р и его отрицание не-р.
Например, «Данная игра интересная» (р) и «Данная игра не интересная» (не-р).
В математической логике закон противоречия выражается следующим образом:
_____
Р ^-Р
где р любое суждение, -Р суждение, отрицающее суждение Р, а большая черта над всей формулой означает, что суждение р и его отрицание - р, соединенные знаком конъюнкции, несовместимы, не могут быть одновременно истинными. Формула читается так: «Неверно, что могут быть одновременно истинными суждение р и его отрицание».
Соблюдение требований закона противоречия является необходимым условием познания противоречий, существующих в объективной действительности. Только непротиворечивое мышление может верно отобразить диалектические противоречия. Если же в ходе мышления возникают противоречия типа «р есть и не есть р», в одно и то же время, в одном и том же. смысле и отношении, то они присущи только мышлению, а не объективным предметам.
Они должны быть преодолены, разрешены в ходе познания. Итак, знание закона противоречия и соблюдение его требований имеет важное значение в жизни и деятельности любого человека. Логическая противоречивость, непоследовательность в мыслях ведет к непоследовательности практических делах.