Обработка результатов и выводы. Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, определите, к какому хронобиологическому типу вы относитесь: «Голубь»
Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, определите, к какому хронобиологическому типу вы относитесь: «Голубь», «Сова» или «Жаворонок».
Схема оценки хронобиологического типа человека
по опроснику - тесту
«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) 69 баллов
Слабо выраженный утренний тип 59-68 баллов
«Голубь» (индифферентный тип) 42-58 баллов
Слабо выраженный вечерний тип 30-41 балл
«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) 31 балл
Сформулируйте рекомендации по организации режима дня для человека с вашим хронобиотипом. Не забывайте основное правило: выполнять наиболее трудную и ответственную работу в часы суток, оптимальные для вашего биоритма.
Определение фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов
Пользуясь расчетным методом, определите, в какой фазе физического, эмоционального, интеллектуального циклов вы находитесь.
А) Определение фазы физического цикла. Возраст, выраженный в днях, разделите на 23. Получится число целых циклов, а остаток укажет, в какой фазе цикла вы находитесь.
Б) Определение фазы эмоционального цикла. Возраст, выраженный в днях, разделите на 28; остаток указывает, в какой фазе цикла вы находитесь.
В) Определение фазы интеллектуального цикла. Возраст, выраженный в днях, делят на 33; остаток указывает, в какой фазе цикла вы находитесь.
При проведении расчетов необходимо учитывать високосные годы.
Обработка результатов и выводы
Постройте ритмограммы собственных циклов согласно рисунку. Отметьте на ритмограмме фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов, в которых вы находитесь в настоящее время. С учетом предстоящих изменений физической, эмоциональной и интеллектуальной активности составьте график встреч, физической и интеллектуальной активности на ближайшие дни и недели.
сутки
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 33
Течение трех биоритмов с момента рождения:
а – физический; б – эмоциональный; в - интеллектуальный
Високосные годы ХХ – ХХI вв.
1932, 1936, 1940, 1944, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016, 2020….
4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
4.1 Дайте определение понятию «биологические ритмы».
4.2 Какое значение имеют биологические ритмы для здоровья человека?
4.3 Какой ритм является основным и с чем он связан?
4.4 Какие ритмы называются циркадными?
4.5 Что характеризует величина ИМ?
4.6 На что влияет хронобиотип человека?
4.7 К чему приводит нарушение суточных биоритмов?
4.8 Каковы причины и последствия десинхроза?
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА
Отчет о выполненной работе оформляют на листах формата А – 4.
Форма титульного листа приведена в СТО НГТИ-2-2007.
Отчет содержит:
5.1 дату выполнения работы;
5.2 тему работы;
5.3 цель работы;
5.4 порядок выполнения работы;
5.5 расчеты;
5.6 выводы по результатам работы;
5.7 ответы на контрольные вопросы.
ЛИТЕРАТУРА
1 Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Владос, 2003. – 112с.
2 Основы здорового образа жизни: Учебное пособие/ В.А. Бароненко, В.Н. Люберцев, Л.А. Рапопорт/ Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1999. – 410с.
3 Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. М.: Медицина,1991. – 172с.
УДК 574 (075.8)
МиМ_________10