Понятие о расах и этносах.
Курс антропологии для психологов 1 курса ДонНУ
Лекция № 8
Тема. Этническая антропология
Понятие о расах и этносах.
2. Происхождение человеческих рас.
3. Расовые теории и концепции.
Одним из ведущих направлений антропологической науки является расоведение, которые базируются в основном на этнической антропологии. Цель расоведения – систематизировать все многочисленные популяции современного человека, объяснить их происхождение и развитие в пространстве и времени, дать оценку их биологическим и социальным особенностям.
Термин «раса» происходит, скорее всего, от арабского ras (голова), хотя есть и другой вариант – итальянский razza (раса, племя).
Первые попытки классифицировать человечества были предприняты еще Геродотом. Отталкиваясь от цвета кожи он разделил все человечество на три расы: белую, черную и среднюю, а с учетом их культурно-экономического уровня – на первобытные и культурные народы.
Позднее, в ХVII веке (1684) Франсуа Бернье, а вслед за ним и К. Линней выделили четыре расы с учетом их морфологических признаков и ареола обитания. В дальнейшем, на протяжении двух столетий, систематикой рас занимались многие естествоиспытатели, философы и даже математики: Бюффон, Блюменбах, Гексли, Ламарк, Кант и Лейбниц.
По классификации Ж. Бюффона рас было шесть: европейская, монгольская, эфиопская, американская, лапландская и южноазиатская. Блюменбах в основу своей систематики рас положил изучение отдельных органов человека, и на этой основе выделил пять основных подразделений, которые соответствовали их географическому распределению.
Собственно научная классификация рас стала возможной, после того как Ч. Дарвин сформулировал свою эволюционную теорию. На базе этой теории, раскрывшей закономерности развития и изменения животных и растительных форм, антропологам стали понятны общность происхождения человека и многообразие расовых отличий. Современная антропология исходит из понятий о расах как биосоциальных подразделениях человечества, возникших в процессе длительной и сложной эволюции. При всем разнообразии трактовок понятия «раса» наиболее общепризнанным является следующая.
Человеческая раса – это исторически сложившаяся на отдельных территориях и в разные периоды существования группа людей, связанных единством происхождения, и имеющих сходства в морфофункциональных и психологических признаках. Распределение человеческих рас на земле по определенным территориям связано не с окружающей средой, как это свойственно животному миру, а обусловлено социально-историческими условиями. Поэтому все расы имеют постепенные переходы в виде промежуточных типов. Возникновение этих промежуточных, переходных типов – результат межрасового смешения (например – австралийцы: цвет кожи и строение лица – негры, а волосы волнистые – признак, сближающий их с европейцами).
Проблема расоведения – это проблема признаков для отнесения человека к той или иной расе. Значимость этих признаков для таксономии неоднозначна и поэтому таксономические признаки являются в значительной степени результатом договоренностей. Так, для больших рас (первого порядка) такими признаками являются: цвет кожи, форма волос, строение носа, губ, верхнего века, профиль лица.По этим признакам всё почти семимиллиардное население Земли разделили на три основные расы:
ü европеоидную (евразийскую);
ü австрало – негроидную (экваториальную);
ü монголоидную (азиатско-американскую).
Другие признаки – цвет волос и глаз, форму черепа, рост и пропорции тела используют для характеристики малых рас. Их насчитывают от 22 до 28-ми и естественно они входят в большие расы. Расовые различия касаются исключительно внешних признаков человека и никак не связаны с их психоинтелектуальными способностями. Понятие расы, как объединение людей с общими биологическими признаками не идентично понятию «нация» и «этнос».
Нация – это социальное объединение людей, исторически сложившиеся устойчивая общность, для которой характерен один язык, одна территория и общественное устройство. Нация включает в себя этносы – группы компактно проживающих людей определенной национальности со своими традициями, бытом и культурой, самосознанием и морфофункциональными особенностями. Народ – это этнос, а этнос – это народ(греки Приазовья, татары Крыма, венгры Закарпатья).