Бореев Георгий - "Рассекреченный" первоисточник йоги 12 страница

Выше описан упрощенный вариант Набхо Мудры. В классическом же варианте этой Мудры, язык ежедневно доят, вытягивают щипцами и раз в неделю подрезают под языком связки. В результате таких операций язык достигает нужной длины; входя в горло, он перекрывает носовые отверстия.

Уддиана Бандха

3.10. Подтяни живот — выше и ниже пупка — к спине. Этим великая птица (Прана) влетает в Сушумну и движется теперь только там. Практикующий Уддиана Бандху побеждает смерть.

3.11. Из всех Бандх эта — наилучшая. Ее практикой освобождение достигается легко.

Вдохните и опустошите легкие сильным и долгим выдохом. Теперь сожмите мышцы живота. Втяните внутрь пупок так, чтобы брюшная полость коснулась спины высоко вверху, у грудной полости. Когда вы делаете Уддияну Бандху, то диафрагма (мышца легких, находящаяся между грудной впадиной и брюшной полостью) поднимается, брюшная стенка отодвигается назад. Наклоняйте туловище вперед, делая Уддиану. Ее можно делать и сидя, и стоя. Тот, кто постоянно занимается этой Бандхой, побеждает смерть и обретает молодость. Она очень помогает в поддержании брахмачарьи.

Обычно Уддиану делают в сочетании с Наули, заключающейся во взбалтывании содержимого брюшной полости.

Джаландхара Банда

3.12. Сжав горло, положи подбородок на грудь. Это Джаландхра Бандха. Этой Бандхой будут перекрыты 16 опор (адхар). Эта Бандха вместе с Маха-мудрой уничтожают смерть.

3.13. Успех в Джаландхара Бандхе дает йогину Сиддхи. Тот, кто делает ее 6 месяцев, несомненно станет Сиддха (достигшим Сиддхи, сверхспособностей).

Сядьте на пол в любую позу со скрещенными ногами. Сожмите гортань. Крепко прижмите подбородок к груди. Эта Бандха выполняется в конце Пураки (вдоха) и начале Кумбхаки (задержке дыхания). Во время такой позы прана-вайю не может выйти через голову и рассеяться в окружающем пространстве. Она заперта в груди, поэтому объеденяется с апаной-вайю. Образуется самана-вайю. От этого тонкие тела человека растут и уплотняются. Ида и Пингала на время Джаландхара Бандхи закрываются. В обычном состоянии у людей через небное отверстие нектар (Сома) из Сахасрары стекает вниз. Желудочный огонь поглощает весь нектар, выделяемый седьмой чакрой. Джаландхара Бандха не допускает такого поглощения Сомы. Находясь в вышеописанной позе, йог пьет божественный нектар. И поэтому достигает бессмертия.

Мула Бандха

3.14. Прижми пятку левой ступни к промежности, сожми анус, затем прижми тщательно пуп к позвоночнику (втягивая живот).

3.15. Правую пятку положи на половые органы. Эта уничтожающая старость Мудра называется Мула Бандха.

3.16. Тот, кто желает пересечь океан бытия, должен выполнять эту Мудру тайно и в уединенном месте.

3.17. Практикой этой Мудры несомненно будет достигнуто совершенство в овладении дыханием. Так упражняйся тщательно, в молчании и без перерыва.

Сядьте на пол в любую позу со скрещенными ногами. Прижмите левой пяткой точку между анусом и мошонкой. Положите правую пятку на детородный орган. Глубоко вдохните и задержите дыхание. Сожмите мышцы промежности и подтяните их вверх настолько, насколько это возможно. При сжатии мышц старайтесь, чтобы мускулы мочевого канала впереди и анальный сфинктер сзади оставались расслабленными. Удерживайте внимания в точке сжатия. Через минуту выдохните и расслабьте мышцы. Практикуйте это упражнение ежедневно 4 раза.

Практика Мула Бандхи помогает соблюдать целибат (безбрачие), укрепляет нервы, снимает запоры и улучшает пищеворение. Тот, кто ежедневно практикует Муда Бандху, сохранит вечную молодость. Эта Бандха помогает ученикам переместить апану и сексуальную энергию вверх, сокращая мышцы промежности и делая Кумбхаку. При длительной практике (более 6 месяцев) семя прекращает свое движение вниз и сублимируется в Оджас-шакти (духовную энергию). Оджас помогает созерцанию и приводит ученика к Самадхи.

Апана-вайю имеет природную тенденцию двигаться вниз. Ее функция — удаление отработанных шлаков. При практике Мула Бандхи апана вынуждена двигаться вверх в результате сжатия мышц промежности и подтягивания их. Прана-вайю соединяется с апаной-вайю, образуется самана-вайю. Самана входит в Сушумну и начинает подниматься от чакры к чакре. Тогда йог достигает совершенства и бессмертия.

Маха Бандха

3.18. Закрой задний проход левой пяткой, тщательно прижимая ее правой ступней.

3.19. Осторожно двигай пятку, чтобы возбудить мышцу заднего прохода, и медленно втягивай промежность, в то время как дыхание задерживается Джаландхара Бандхой. Это называется Маха Бандха.

3.20. Маха Бандха — величайшая Бандха, изгоняющая старость и смерть. Этой Бандхой достигают исполнения всех желаний.

Сядьте на пол так, чтобы левая пятка оказалась под задним проходом. Правую пятку прижмите к лобку. Вдохните и задержите дыхание. Сделайте Джаландхара Бандху. Потом втяните живот и сожмите изо всех сил диафрагмой легкие (Уддияна Бандха). Затем сожмите мышцы вокруг заднего прохода и тяните анус вверх. Это и есть Маха Бандха (см. рис. 38). Находитесь в этом положении одну минуту или больше. Через минуту расслабьте мышцы и выдохните. Отдохните. Затем поменяйте ноги — сядьте на правую пятку. Повторите упражнение. Тренируйтесь ежедневно, по 4 раза на каждую ногу. Стремитесь достичь задержки дыхания в этой позе — 5—8 минут. Здесь я вам описал облегченный вариант Маха Бандхи.

В классическом варианте Маха Бандхи при сжатии мышц заднего прохода внизу одновременно сжимаются еще две точки. Изо всех сил сжимается место у основания полового органа и мышцами низа живота. После сжатия эта точка тянется вверх. Так же изо всех сил сжимается точка, расположенная между анусом и мошонкой. Эта точка называется «промежность». Она тоже тянется вверх вместе с анусом и низом живота в течение всей Маха Бандхи. То есть всего в Маха Бандхе держится 5 Бандх: Джаландхара, Уддияна — и три внизу.

Маха Ведха

3.21. Так же, как красота, очарование и юность женщины ничто без мужчины (способного оценить это), так же Мула Бандха и Маха Бандха ничто без Маха Ведхи.

3.22. Сидя в Маха Бандхе, сделай Уддиана Кумбхаку. Это называется Маха Ведха, приносящая успех.

3.23. Йогин, ежедневно выполняющий Маха Бандху и Мула Бандху вместе с Маха Ведхой — наилучший среди тех, кто знает Йогу.

3.24. Для него нет ни старости, ни страха смерти. Эта Маха Ведха йогинами должна тщательно сохраняться в тайне.

Сядьте на пол в позу со скрещенными ногами. Прижмите левую пятку к промежности, а правую пятку — к лобковой кости. Сделайте глубокий вдох через нос и задержите дыхание. Прижмите подбородок к яремному углублению (Джаландхара Бандха). Сожмите мышцы ануса, промежности и низа живота (Мула Бандха). Втяните живот (Уддияна Бандха). Положите ладони на землю. Перенесите тяжесть тела на ладони. Руками приподнимете тело и резко отпустите его, стараясь ударить копчиком о пол (см. рис. 39). Повторяйте так, пока хватит сил на задержку дыхания. Медленно выдохните, расслабьтесь. Отдышитесь и повторите упражнение 4 раза.

Эта Крийа способствует пробуждению Кундалини — мистической энергии, спящей в Муладхаре чакре. Маха Ведха противодействует увяданию и смерти, она отгоняет все болезни от тела. Маха Ведха обычно выполняется йогами сразу же после Маха Мудры и Маха Бандхи. Эти три крийи я советую делать вам каждое утро после Пранаямы «Анулома-Вилома». Тогда она приведет к Самадхи.

Кхечари Мудра

3.25. Разрежь связку под языком. Постоянно двигая языком, «дои» его, смазывая свежим коровьим маслом и вытягивая железными щипцами.

3.26. Если постоянно делать это, язык становится длиннее. Когда он достигает места между бровями, наступает Кхечари.

3.27. Постепенно двигай язык к середине нёба. Когда язык завернутый назад, войдет в отверстие ноздрей, выходящих в горло, и закроет их, дыхание останавливается. Взгляд направляй на междубровье. Это Кхечари.

3.28. От этого с йогином не произойдет ни обморок, ни голод, ни жажда, ни усталость, ни болезнь, ни старость, ни смерть, но возникнет сияющее божественное тело (Дэва-дэха).

3.29. Это тело не может быть обожжено огнем, высушено ветром, смочено водой, укушено змеей.

3.30. Тело становится прекрасным. Самадхи несомненно достигается, и язык, коснувшийся отверстия черепа, ощущает вкус нектара.

3.31. Ежедневно ощущается новое блаженство и различные вкусы нектара. Вначале вкус солоноватый, затем щелочной, затем терпкий.

3.32. Потом возникает вкус масла, сливок, молока, творога, сыворотки, меда, пальмового сока и, наконец, вкус самого нектара.

Кажется, вам все понятно. Думаю, дорогие читатели, вы хотите сказать, что здесь разьяснений не требуется. Ну, раз так, то я должен вам объяснить кое-что. Как Ширшасана — лучшая из асан, Анулома-Вилома — лучшая из пранаям, так и Кхечари — лучшая из мудр. Она освобождает ученика от слабости, голода, болезней, жажды и лени. Но чтобы начать практиковать ежедневное подрезание языка на один волос острой бритвой нужно быть готовым умственно и нравственно. Большинству учеников до этого еще далеко. И что же, значит можно не делать Кхечари? Ждать, когда мы «созреем»? Нет, есть облегченный вариант Кхечари Мудры. Пока что ежедневно делайте его. Вот эта техника:

Закройте рот и заверните язык назад так, чтобы его нижняя поверхность уперлась в верхнее небо. Постарайтесь завести кончик языка как можно глубже в горло, как можно дальше назад. Удерживайте язык в этом положении сначала 3 минуты, потом 5, 10 минут. Во время утренней и вечерней Пранаямы Анулома-Вилома всегда загибайте язык назад. Конечно, во время часовой Пранаямы язык будет уставать. Испытывая дискомфорт или усталость, расслабляйте язык несколько секунд и опять повторяйте Кхечари. После трехгодичной практики язык сможет растянуться за пределы неба вглубь горла и вверх. Там он будет касаться носоглотки и стимулировать многие жизненно важные процессы. Появятся Сиддхи. Тогда вы будете готовы умственно и нравственно сделать следующий шаг.

Дорогие мои, едете ли вы в автобусе, стоите ли вы в очереди, где бы вы ни были, что бы вы ни делали, старайтесь всегда подворачивать язык к небу. Причины для такой практики просты и очевидны:

На шее расположены два замечательных органа, называемых каратидными полостями. Они находятся на передней поверхности шеи, немного ниже уровня челюсти, с двух сторон артерии, питающей головной мозг. Эти маленькие органы помогают контролировать и регулировать кровоток и давление. Любое напряжение организма и стрессы находятся в прямой связи с высоким кровяным давлением. Когда мы подворачиваем язык назад и вверх, то он автоматически сжимает каратидные полости. Те в свою очередь информируют головной мозг о повышении давления крови. Мозг дает команду сердцу уменьшить частоту сокращений и снизить кровяное давление. При правильно выполненной Кхетчаре мудре с каждой минутой сердце бьется все медленнее, температура тела снижается, давление крови падает. Практикующий становится физически и ментально расслабленным. Наступает медитативное состояние. Это и является причиной, по которой Кхечари применяется в большинстве медитативных практик.

Випарита Карани

3.33. У корня пупа пребывает солнце, у корня нёба — луна.

3.34. Мудра, с помощью которой солнце переносится вверх, а луна — вниз (и они меняются местами), называется Випарита Карани. Эта Мудра — тайная во всех Тантрах.

3.35. Положи голову на землю и обхвати ее руками. Подними ступни высоко вверх и оставайся в таком положении неподвижно — это называется Випарита Карани.

3.36. Постоянно практикой этой Мудры болезни и смерть побеждаются. Практикующий ее достигает Сиддхи и не растворяется даже во время Пралайи.

ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА

Санскритское слово «випарита» означает «перевернутый». Слово «карани» означает «быть сделанным». А слово «мудра» означает «психическая поза». Следовательно, перевод этой позы на русский язык будет означать «перевернутая психическая поза». В других манускриптах эта практика иногда называется «Випарита Кари Мудра» и имеет то же самое значение и исполнение.

Випарита Карани Мудра — это одно из нескольких упражнений, которое упоминается в различных традиционных тантра-йогических текстах. В «Хатха-Йоге-Прадипике» описание этой мудры звучит так: «Секреция луны (бинду), нектар бессмертия (амрита) в обычном состоянии пожирается огнем солнца (манипура чакра). Амрита течет сверху вниз и в результате только старит тело. Но есть чудесная техника, которая может изменить этот процесс. Она должна быть преподана непосредственно самим гуру, ибо невозможно понять ее чтением даже тысячи манускриптов. Техника эта называется Випарита Карани Мудра, где положение бинду (затылочная часть головы) и солнца (чакра Манипура) перевернуто, так как и тело перевернуто. Солнце удерживается наверху, а луна внизу» (стих 77, 78, 79).

Бинду — это фокусная точка, через которую сознание проявляет и выражает себя во всех творимых объектах. Это применимо и к человеку. Именно через бинду человек поддерживается и энергией, и блаженством. Хотя большинство людей расходуют эту энергию на дисгармоничную жизнь, ориентированную во внешний мир через эгоистическое посредство манипура чакры. Это ведет к духовной смерти. Человек теряет контакт со своим источником и живет вслепую. Випарита Карани Мудра, и вместе с тем, и другие йогические практики поворачивают вспять этот процесс. Человеческое сознание направляется через бинду к головокружительной, неземной жизни. Через посредство этих практик сознание растет, а это ведет к возрождению всего человеческого существа, к блаженству и мудрости. Когда позиции солнца и луны изменены, это называется нивритти марга (возвращение к источнику). Обычный поток течения нектара сверху вниз, от луны к солнцу, называется павритти марга (путь земной активности). Она символизирует жизнь большинства людей. Для того, чтобы этот процесс повернулся вспять, необходимо сменить тропу павритти на тропу нивритти. Випарита Карани Мудра являет собой это изменение.

Випарита Карани Мудра — это не только символ, это метод трансмутации энергии из грубых в более тонкие формы.

В йоге Випарита Карани Мудра имеет три варианта асан. Самая легкая поза называется Випарита Карани. Она хороша для новичков, для больных и слабых. Далее по степени трудности освоения идут Сарвангасана и Ширшасана. Рассмотрим все три крийи.

ВИПАРИТА КАРАНИ

Облегченный вариант. Лягте спиной на пол. Ступни вместе, руки вдоль туловища с ладонями на полу. Дыхание глубокое. Используя руки для поддержания тела, поднимите ноги над головой, держа их вертикально. Согните руки и упритесь ладонями в бедра. Дышите глубоко и ритмично. Глаза закрыты. Расслабьте тело, насколько это возможно. Сконцентрируйте ум на дыхании. Представляйте, как Прана входит в Муладхару, проходит по Сушумне и выходит из Сахасрары.

Начинайте осваивать Випариту Карани постепенно, с 1—2 минут. Каждый день медленно увеличивайте время нахождения в позе. Когда достигните получасовой ежедневной практики Випариты, то после каждого упражнения выпивайте стакан молока или сьедайте легкую пищу. Все варианты Випариты Карани значительно усиливают огонь пищеварения. Чтобы желудочный огонь не сьел тело необходимо хорошо питаться. После шести месяцев практики Випариты (по полчаса в день) у вас исчезнут седина и морщины на лице. Чтобы победить смерть и достичь Нирвикальпа Самадхи йоги практикуют Випариту Карани в течение трех часов ежедневно.

ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА

Положите на пол одеяло, а затем лягте на спину с выпрямленными и соединенными вместе ногами. Выпрямите руки, положите их вдоль тела ладонями вверх, расслабьте все тело. Вдохните глубоко, а затем поднимите обе ноги. Ноги поднимайте, сохраняя их выпрямленными и соединенными вместе. Выведите ноги в точку над головой, затем, помогая руками, надавливая ими в пол, оторвите ягодицы от земли и проведите ноги еще чуть дальше за голову. Затем оторвите ладони от земли и поставьте руки на локти. Опустите туловище на ладони, а затем поднимите ноги так, чтобы они стали вертикально (см. рис. 40). Сохраняйте глаза закрытыми, расслабьте все тело настолько, насколько это возможно. Это, собственно говоря, и есть положение тела для практики Випарита Карани Мудра. Замечание: Випарита Карани Мудра отличается от Сарвангасаны тем, что подбородок не вдавливается в грудь в конечном положении.

Сначала вам покажется, что это очень сложно — поддерживать конечное положение асаны длительный период времени. По всей видимости, у вас начнут болеть руки. С практикой это, конечно, пройдет, но до этой поры вам надлежит знать, как справиться с этой проблемой самостоятельно, а точнее, как располагать руки для того, чтобы эта асана могла удерживаться достаточно долго.

Обычным способом поддержания тела в перевернутой позе является опора бедра на пространство между большим пальцем и остальными пальцами руки. Через некий промежуток времени, когда руки начнут уставать, лучшим методом является перемещение веса тела, точнее, верхушки бедра на ладонь руки. В данном случае рука действует, как чашечка, в которой бедро удобно располагается. Такое положение рук поможет вам оставаться в конечной позе достаточно длительный период времени, и вы можете исполнять позу 30 минут без ожидания чрезмерной боли и дискомфорта.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
ДЛЯ ВИПАРИТЫ КАРАНИ

Вы должны быть хорошо знакомы с удджайи Пранаямой для того, чтобы практиковать Випарита Карани Мудру. Кроме того, у вас должна быть развитая чувствительность Манипуры, Вишудхи и Аджны.

Исполняя Випарита Карани Мудру, вы также должны уметь локализировать бинду на задней части головы. Кроме того, вы должны представлять, где находится Сахасрара, и уметь перевести туда внимание. Она находится в центре макушки головы и легко локализируется ментально.

Наши рекомендации