Развитие логики в древней Греции до Аристотеля 2 страница
Сократовский метод определения понятий Платон дополнил новой процедурой - проверкой гипотетических допущений. В "Пармениде" он определил гипотезу следующим образом: "Если ты желаешь поупражняться, то возьми хотя бы предложение, высказанное Зеноном: допусти, что существует многое, и посмотри, что должно вытекать из этого допущения как для самого многого в отношении к самому себе и к единому, так и для единого в отношении к самому себе и ко многому".
Во многих диалогах Платона встречаются рассуждения о некоторых логических операциях и логических законах. Например, в "Протагоре" указывается на невозможность простого обращения общеутвердительного высказывания, так как из истинности высказывания формы "Все S есть Р" с логической необходимостью не следует истинность высказывания "Все Р есть S". Один из приемов доказательства получил название "критерий ложности" Платона, сущность которого сводится к следующему: высказывание А не может быть истинным, если из него выводимо его отрицание. В диалоге "Евти- дем" он сформулировал закон противоречия в онтологическом аспекте: "Невозможно быть и не быть одним и тем же", в "Теэтете", излагая дискуссию с Протагором, защищает принцип тождества.
В "Софисте" Платон рассуждает о двух видах языковых выражений - именах и глаголах (сказуемых). Впервые разграничив два компонента высказывания, он обозначил, тем самым проблему распределенности субъекта и предиката в нем, провел различие между тем, что сообщает имя, и тем, что сообщает "самая маленькая речь", т.е. высказывание (специальный термин для понятия "предложение" у Платона отсутствует). Во многих диалогах имеется множество умозаключений, соответствующих силлогистическим схемам Аристотеля. Например, в "Хармиде" имеется рассуждение:" Стыдливость не есть нечто безусловно хорошее; сдержанность или чувство меры есть нечто безусловно хорошее. Следовательно, сдержанность не есть стыдливость", соответствующее второй фигуре.
Если софисты, заявляя, что речь не может быть абсолютно истинной и точной, говорили об одном и том же противоположные вещи, то Платон связал критерий правильности высказываний с логическим ходом рассуждений о предмете. Если софисты считали, что реакцией слушателя можно управлять по собственному усмотрению, то Платон рассматривал ее как причинно-обусловленное явление, которое нужно стремиться познать.
Литература
Источника
Демосфен. Речи: В 3 т. М., 1994.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
Исократ. О мире. Филипп // Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М., 1994.
Ксенофонт. Киропедия. М., 1978.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. С. 5-152.
Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.
Ораторы Греции. М., 1985.
Платон. Диалоги. М., 1986.
Исследования
Аверинцев С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Античная поэтика. М., 1991.
Бирюков Б.В., Тростников В.Н. Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики (формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики). М., 1985.
Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993.
Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.
Котарбиньский Т. Лекции по истории логики / Котарбиньский Т. Избр. произвел. Пер. с пояьск. М., 1963. С. 353-606.
Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета. M.-JL, 1947.
Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990. Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1977. Остова ВТ. О природе софистики. Ереван, 1964. Попович М.В. Очерк развития логических идей в культурно-историческом контексте. Киев, 1979.
Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974.
Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980. Стяжкин НИ. Формирование математической логики. М,, 1967. Фролов Э.Д. Кеенофонг и его "Киропедия" // Ксенофонт. Киропедия. М., 1978.
Логика Аристотеля
Логика Аристотеля была подготовлена всем предшествующим развитием философской мысли древней Греции. Софистика и риторика стимулировали развитие интереса к вопросам логики. Сократ и Платон пытались профессионально решить основные вопросы логики. Но только Аристотель (384-322) смог осознать специфику логики как особой области философского знания, наиболее полно и широко рассмотрел и изложил ее вопросы.
Все сочинения Аристотеля по логике были объединены его комментаторами под общим названием "Органон", что означает "орудие" (знания). Это вполне согласовывалось с мнением Аристотеля, считавшего, что логика не имеет своего предмета исследования, а является лишь учением о технике мышления, подобно тому, как риторика разрабатывает технику речи. Создавая логику, он утверждал ее в статусе науки о доказательстве истины и определял в качестве органона философского знания, орудия философской мысли. Свое логическое учение Аристотель называл "аналитикой". Термин "логика" впервые появился в трудах стоиков. Под аналитическим исследованием, или анализом, он понимал процедуру сведения сложного к его компонентам, а последних - к первоначалам (аксиоматическим положениям). В "Органон" входят шесть трактатов: "Категории"[27], "Об истолковании"[28], "Первая аналитика"[29], "Вторая аналитика"[30], "Топика"[31], "О софистических опровержениях" ("Об опровержении софистических аргументов")[32].
Многие логические принципы и схемы рассуждений были выявлены до Аристотеля. В частности, у Платона логические правила функционируют в конкретных рассуждениях. Заслуга Аристотеля заключается в том, что он отделил логическую форму мышления от его содержания и сделал предметом специального исследования логические структуры мышления. Аристотель осознал, что дня подлинного понимания сущности явлений необходимо мыслить строго и дисциплинированно, для чего нужно в совершенстве овладеть орудием научного мышления - логикой. Но поскольку мышление невозможно без языка, постольку это предполагает корректное использование средств языка. Поэтому Аристотель рассматривает логику как пропедевтику к "первой философии", а правильное понимание сущности языковых явлений - как пропедевтику к логике. Цель, поставленная Аристотелем, заключалась в том, чтобы изложить сущность доказательства как метода обоснования знания, а также выявить основные законы любого спора, схемы защиты разумных тезисов, в связи с чем очевидным становится значение разъяснения законов мышления с точки зрения логики и логический анализ языка как средства мышления.
Центральным разделом логической системы Аристотеля является учение о силлогизме (букв, "выведение следствия") . Теорию силлогизма условно можно разделить на три части: 1) логические формы силлогизма, изложенные в "Первой аналитике"; 2) приложения логических форм силлогизма для поиска истины, рассматриваемые во "Второй аналитике"; 3) использование логических форм силлогизма к анализу "ходячих мнений", анализируемое в "Топике". В остальных работах, посвященных логической проблематике, Аристотель также преследует цели силлогистического анализа. В сочинении "Об истолковании" представлена теория суждения. В "Категориях" изложены основы учения о понятии. Описание основных логических категорий и приемов, используемых рассуждающим мышлением, дается в "Топике". В сочинении "О софистических опровержениях" решается проблема об источниках неправильных умозаключений и доказательств, о средствах обнаружения логических ошибок.
Если в логике Платона исходным пунктом является понятие, то в логике Аристотеля - высказывание и его внутренняя структура. Трактат "Об истолковании", посвященный раскрытию смысла утверждений и отрицаний собеседника, предшествует работам, где анализируется силлогизм как логическая система, в рамках которой происходит' оценка взаимных отношений между высказываниями и обоснование высказываний. Силлогистика, создаваемая с целью построения теории доказательства, является центральной проблемой логической доктрины Аристотеля. Порядок исследования основного предмета аналитики определен Аристотелем следующим образом: исследовать необходимо доказательство, для чего "следует определить, что такое посылка, термин, силлогизм, а также какой силлогизм совершенный и какой - несовершенный; затем, что значит: одно целиком содержится или не содержится в другом - и что значит: что- либо сказывается обо всем или не сказывается ни об одном"[33].
Аристотель определяет силлогизм как речь, в которой из заданных высказываний (посылок) вытекает с необходимостью другое высказывание (заключение), отличное от заданных. В своей силлогистической системе он использует высказывания не с силлогистическим функтором "есть", а с обратным ему силлогистическим функтором "присущ". В отличие от современной интерпретации категорических умозаключений, посылки строятся в соответствии с одной из логических форм: " В присуще А" или "А содержится в В", т.е. на первом месте оказывается сказуемое, а на втором - подлежащее высказывания, в результате чего силлогистическое умозаключение имеет следующую логическую форму: "В присуще А, потому что В присуще С, а С присуще А".
Категорический силлогизм Аристотель называет "силлогизмом через средний термин". Только данной разновидности силлогизма он приписывает строго доказательную силу. Высказывание, которое предицирует определенный предикат определенному субъекту, т.е. "S есть Р", или "Р присуще S", может быть силлогистически доказано только с помощью среднего термина, который находится в определенном отношении к каждому из элементов доказываемого высказывания - субъекту и предикату. Субъект и предикат доказываемого высказывания являются соответственно меньшим и большим терминами силлогизма.
Категорический силлогизм обладает доказательной силой при обязательном соблюдении материальных (истинность посылок) и формальных (правила связи посылок и заключения) условий истины. Анализируя отношения между посылками и заключением по их логическим значениям, Аристотель установил следующие четыре закономерности: 1) если посылки истинны, то заключение истинно; 2) если посылки ложны, то заключение может быть ложным или истинным; 3) если ложно заключение, то одна или обе посылки ложны; 4) если истинно заключение, то посылки могут быть истинными или ложными.
Аристотель впервые установил общие правила силлогизма и специальные правила первых трех фигур. Четвертую фигуру он не рассматривал.
Непосредственные силлогистические умозаключения, осуществляемые посредством преобразования одного высказывания, Аристотель рассматривает лишь как вспомогательные логические приемы в теории категорических силлогизмов.
Учение о доказательстве в аристотелевской логике неразрывно связано с учением об умозаключении. Аристотель классифицирует умозаключения по разным основаниям: 1) по используемым доводам; 2) с точки зрения познавательной функции; 3) по типу доказательств, в которых применяется тот или другой тип умозаключения; 4) по онтологическому признаку. На основании используемых доводов - поучительных, диалектических, испытующих или эристиче- ских - Аристотель поделил умозаключения в "Топике", созданной до "Аналитик", на четыре группы: 1) философемы - аподиктические (доказывающие) силлогизмы, получаемые из необходимых посылок; 2) эпихейремы - диалектические силлогизмы, получаемые из правдоподобных посылок; 3) апоремы (апории) - диалектические силлогизмы, построенные на основании противоречия; 4) софизмы - эристические (или риторические) силлогизмы, принимающие во внимание нравы и страсти слушателей.
С точки зрения познавательной функции, Аристотель различал в "Первой аналитике" три типа силлогизмов: 1) аподиктический силлогизм как средство доказательства или опровержения; 2) диалектический силлогизм как способ конструирования правдоподобного рассуждения; 3) эристический (или риторический) силлогизм, используемый в споре. Умозаключения, применяемые в различных типах доказательства, были отнесены Аристотелем к трем основным сферам применения аргументации: 1) к науке, аподейктике и аналитике; 2) к диалектике, риторике и топике; 3) к пейрастике, эристике и софистике. В отличие от аподейктики, имеющей целью научно обосновать выдвигаемые положения, цель диалектики- исследовать и давать ответы, цель риторики - защищаться и обвинять, цель пейрасти- ки - пытаться обсуждать проблему, не ставя задачу получить конечные результаты, цель эристики - успешно вести спор, цель софистики - вводить в заблуждение.
Во "Второй аналитике" Аристотель поделил силлогизмы по онтологическому признаку, т.е. по специфике отражаемого в содержании силлогизма бытия и его свойств. К фактографическим он относит силлогизмы, утверждающие то, что есть ("факты"). Например: "Все, что не мерцает (В), близко (А). Планеты не мерцают. Следовательно, планеты (В) близки (А). К силлогизмам, устанавливающим причину, Аристотель относит силлогизмы, демонстрирующие то, в силу чего имеет место что-либо. Например: "Все, что близко (С), не мерцает (А). Планеты (В) близки (Q. Следовательно, планеты (В) не мерцают {А)".
Аристотель исследовал соотношение силлогизма и научного доказательства (аподейктики). Доказательство определяется им как логическая процедура нахождения необходимой связи между двумя исследуемыми терминами с помощью отнесения этих терминов к некоторому третьему термину. Следовательно, силлогизм является неотъемлемой частью доказательного рассуждения. Разрабатывая метасиллогистические принципы, Аристотель указывал на преимущества первой фигуры категорического силлогизма перед другими фигурами, так как считал предпочтительным универсальное (общее) заключение по сравнению с партикулярным (частным), более значимым в познавательном отношении - утвердительное заключение по сравнению с отрицательным, и, как следствие, приоритетным - прямое доказательство по сравнению с доказательством косвенным.
Во "Второй аналитике" Аристотель актуализирует и разрабатывает проблему связи силлогизма, доказательства и определения (дефиниции). Силлогизмы и доказательства не объясняют того, что есть данная вещь. "Принцип доказательства, - пишет он, - состоит в использовании непосредственных положений, непосредственным же положением является то, которому не предшествует никакое другое"[34]. В качестве таких непосредственных положений, являющихся основными началами любой науки, Аристотель рассматривает, во- первых, аксиомы, содержащие утверждения, истинные для всех наук, во-вторых, тезисы, характерные для отдельных научных дисциплин, которые подразделяются на определения и гипотезы (постулаты в современном понимании). "Определение есть высказывание, объясняющее, что есть данная вещь", раскрывающее "ее сущность", "тогда как все доказательства, очевидно, предполагают и принимают заранее суть вещи, как, например, математика - что такое единица и что такое нечетное"[35].
Аристотель анализирует преимущественно три вида определений: реальные, номинальные и дескриптивные (определения-описания). Теория реальных и номинальных определений разрабатывается в десятой главе второй книги "Второй аналитики".
Процедуру логического деления Аристотель дистанцирует от проблемы вывода, так как убежден, что невозможно с ее помощью получить заключение и определение. Это объясняется тем, что дескрипция элементов логического деления может быть представлена только в виде разделительного (дизъюнктивного) высказывания. Аристотель не исключает случаи доказательства какого-либо факта посредством логического деления (например, в диалогах Платона), но не допускает возможность связи деления и категорического силлогизма.
Как дальнейшее развитие ассерторической силлогистической системы Аристотель рассматривает в "Первой аналитике" модальную силлогистику. Ее разработка была вызвана стремлением вывести вероятное за пределы общенаучного анализа. Очевидно, он осознавал ограниченность языка категорических силлогизмов и не рассматривал их как адекватную формализацию научных умозаключений. Разрабатывая теорию модальных выводов (силлогизмов) в трактате "Об истолковании", Аристотель выделил, в зависимости от степени правдоподобия, четыре модальных модуса: неизбежный, случайный, возможный, невозможный. Модальные умозаключения основываются на изменении модальности высказываний. Модальные модусы выводов представляют собой различную степень правдоподобия.
Аристотель четко формулирует, но не решает проблему: какую модальную характеристику следует приписывать заключению, выводимому из посылок с разными модальностями. Рассуждая о силлогизме как логической форме мысли, Аристотель формулирует мета- силлогистический принцип: посылка может быть сильнее заключения, но никогда заключение не должно быть сильнее сильнейшей части посылок. Например: 1) если большая посылка - высказывание необходимости, то заключение носит необходимый характер; 2) в случае посылок с модальностью возможности заключение также является высказыванием возможности; 3) если одна из посылок с модальностью возможности, а другая - ассерторическая, то заключение - высказывание возможности и т.п. Но у Аристотеля нет общего правила, согласно которому характер заключения (общий или частный, той или иной модальности и т.п.) определяется более слабой частью посылок. Позже Теофраст упростит модальную силлогистику Аристотеля посредством введения общего правила: модальность заключения должна определяться более слабой модальностью посылок.
При всей значимости аристотелевской теории модальных (случайных) силлогизмов она имеет существенный недостаток. Аристотель построил систему двузначной логики и решал все проблемы в ее рамках, но модальная логика не может быть двузначной. К идее многозначной логики он подошел достаточно близко, рассуждая о "будущем морском сражении" и ограничивая приложимость закона исключенного третьего к анализу высказываний об онтологической возможности (анализу будущих событий).
Наряду с дедуктивными формами умозаключений, в которых процесс рассуждения направлен от общего к единичному, Аристотель рассматривает индуктивные формы, в которых процесс рассуждения направлен от единичного к общему. Индукцию он определяет в "Топике" как "восхождение от единичного к общему". Индуктивное умозаключение Аристотель рассматривает как особого рода силлогистический процесс, в котором заключение первой фигуры, например, оказывается данным фактом, а большая посылка - тезисом индукции, подлежащим доказательству. Сравнивая индукцию и силлогизм, он делает вывод, что более убедительной, очевидной для чувственного восприятия человека является индукция, а силлогизм, обладая большей принудительной силой, оказывается более действенным против спорщиков.
Аристотель различал две разновидности индукции - индукцию через простое перечисление и неполную индукцию. Только полную индукцию Аристотель признал строго научной и отнес ее к апо- дейктической аргументации. По своей логической структуре она представляет собой умозаключение по модусу Darapti третьей фигуры категорического силлогизма.
Во второй книге "Первой аналитики" Аристотель исследовал проблему традуктивных выводов. Учение об аналогии он строит как теорию "парадейгмы" (примера). Умозаключения по аналогии Аристотель относит к риторическим умозаключениям, дающим лишь вероятностное заключение и служащим для убеждения других.
Логические закономерности оперирования категориями и высказываниями в процессе доказательного мышления Аристотель ищет в сформировавшейся к тому времени грамматике. Если Платон был убежден, что чем выше понятие в конструируемой им системе, тем оно совершеннее, более адекватно отражает бытие, то Аристотель, напротив, считал единичную субстанцию наиболее полной по содержанию. Логический процесс, по его мнению, разворачивается от менее общих к более общим понятиям и завершается категориями. Соответствующий анализ и таблицы категорий представлены в полулогическом, полуграмматаческом трактате "Категории" и в сочинении "Топика". Категории, по определению Аристотеля, - это предельные сказуемые, т.е. наиболее общее, что можно сказать о любом предмете высказывания. Категории различаются способами предикации. Таблица Аристотеля включает десять категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание'. Все предметы мысли, по Аристотелю, предицируются какой-либо одной из этих категорий.
Система логических категорий Аристотеля ориентирована на языковой материал, поэтому ее называют иногда грамматической системой. В некоторых научных исследованиях в области истории логики приоритетной считается схема категорий Канта, имеющая гносеологическую направленность, которая будто бы не свойственна системе Аристотеля. В действительности Аристотель придавал большую степень значимости категориям "субстанция" ("предмет"), "качество" ("свойство"), "отношение", что в современной логике соответствует категориям индивидуума, одноместного предиката, многоместного предиката. Одноместные предикаты изучаются в логике классов, многоместные - в логике отношений, а также в узком и расширенном исчисления предикатов.
Учение о высказывании Аристотель излагает в логических трактатах, а также в "Метафизике". Трактат "Об истолковании" (от греч. слова "hermemia", отличающегося от современного толкования термина "герменевтика") специально посвящен проблеме высказывания. Аристотель, следуя за Демокритом, выделяет в высказывании два термина - имя и глагол (субъект и предикат простого высказывания в современной логике). Высказывание, согласно Аристотелю, представляет собой мысль, утверждающую или отрицающую что-либо о чем-либо в зависимости от связки. Только повествовательные предложения, в отличие от вопросительных и побудительных, выражают суждения. Молитва также не выражает суждений.
Условные и разделительные высказывания Аристотель не относил к повествовательной (апофантической) речи. Условные высказывания он понимал как условные допущения, не выражающие точку зрения. Разделительные высказывания не отражают конкретного соотнесения с бытием. Поэтому Аристотель ограничил сферу приложимости термина "апофансис" только категорическими суждениями.
Деление высказываний по отношению на категорические, условные и разделительные было намечено в логическом учении стоиков.
Аристотель делил высказывания по нескольким основаниям (признакам): по структуре - на простые и сложные, по качеству - на утвердительные и отрицательные, по количеству - на общие, частные и неопределенные, по модальности - на необходимые (аподиктические), действительные (ассерторические), возможные (проблематические) и случайные. По количеству Аристотель в "Первой аналитике" поделил высказывания на общие, частные и неопределенные, в сочинении "Об истолковании" - на общие, частные и единичные. Но в теории силлогистики Аристотель не рассматривает единичные высказывания, поскольку они не являются элементами его силлогистической системы, а только иллюстрациями. В "Первой аналитике", например, он оперирует единичными высказываниями ("То белое есть Сократ, а тот, кто к нему приближается, - Каллий"). Частными называются те высказывания, которые не являются ни общими, ни единичными. Аристотель различал два значения в употреблении кванторного слова "некоторые" в частных высказываниях: 1) "некоторые" в значении "только некоторые"; 2) "некоторые" в значении "по крайней мере некоторые", "некоторые, а может быть и все" (неопределенные).
Методология Аристотеля основополагалась на двух основных принципах, направленных против методологических установок Гераклита и младших софистов - законе запрещения противоречия и законе исключенного третьего. Закон запрещения противоречия в онтологическом и логическом аспектах Аристотель формулирует в "Метафизике". Онтологическая формулировка данного закона ("Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении"[36]) направлена преимущественно против Гераклита. Против гносеологического релятивизма младших софистов направлена логическая трактовка закона запрещения противоречия: "Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными по отношению к одному и тому же предмету"33.
Закон исключенного третьего Аристотель формулирует следующим образом: "Не может быть промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать"[37]. Другие формулировки более кратки: "Необходимо все либо утверждать, либо отрицать" или "Все должно или быть, или не быть". Данный закон Аристотель интерпретирует прежде всего онтологически - как закон бытия и лишь затем логически - как закон мышления. Если закон противоречия утверждает, что два контрадикторных (противоречащих друг другу) высказывания не могут быть одновременно истинными, то закон исключенного третьего утверждает, что одно из контрадикторных высказываний непременно истинно.
Применяя к категорическим высказываниям закон противоречия и закон исключенного третьего, Аристотель вывел логические закономерности отношений между данными высказываниями, которые были представлены в виде логического квадрата М. Пселлом в XI столетии. Общеутвердительные и общеотрицательные высказывания находятся в отношении контрарной противоположности, общеутвердительные и частноотрицательные, общеотрицательные и частноут вердительные - в отношении контрадикторной противоположности (противоречия). Аристотель первым в истории логики установил различие между двумя разновидностями противоположности - контрарной и контрадикторной, или, в современном толковании, - между противностью и противоречием.
Опираясь на собственное учение о силлогизме, Аристотель пересматривает риторику и создает теорию спора. Признав в риторике и споре главным учение о доказательстве, т.е. о способах убеждения, он уточняет определение Горгия, подчеркивая, что задача риторики - "не убеждать, но в каждом отдельном случае находить способы убеждения"1. Для участников спора Аристотель написал трактат "Топика". Его основной смысл заключается в изложении общих приемов ("общих мест" - букв, по-гречески "топов") исследования дискуссионных вопросов, правил употребления предикабилий (большая часть топов). Это позволило, по мнению Аристотеля, выявить общие точки зрения, в аспекте которых можно анализировать любой объект. "Общие места" излагаются в рамках теории предицирования в четвертой главе. Аристотель делит предикаты («"виды сказываемого" об объекте») на четыре класса: 1) "определение"; 2) "собственное"; 3) "род"; 4) "привходящее". В современном толковании это означает соответственно: 1) предикат как определяющее в предлагаемом определении (например, предикат "животное, обладающее разумом" в определении понятия "человек"); 2) предикат как собственный признак, выводимый из сущности вещи, т.е. из такой совокупности ее свойств, без которой вещь перестала бы быть тем, чем она является (например, "обладать способностью к речи" рассматривается Аристотелем как собственный признак человека); 3) предикат как некоторое родовое понятие, которое включает некоторое множество видовых (например, "быть животным" является родовым понятием для имен "человек", "лошадь" и т.п.); 4) предикат как случайный признак (или акциденция), который может принадлежать или не принадлежать ему (например, признак "сидеть" для человека).
Аристотель излагает шесть топов, необходимых для конструирования правильного определения: 1) исключение любой неясности, двусмысленности; 2) определяющая часть не должна содержать слов с переносным значением (метафор); 3) определяющее выражение должно состоять только из рода и видообразующего отличия, т. е. не должно быть слишком широким; 4) нельзя включать в определяющее выражение свойства, присущие не всем объектам, которые должны соответствовать данному определению, что позволит избежать слишком узкого определения; 5) недопустимо отсутствие в определении рода или видообразующего признака; 6) определяемая и определяющая части должны быть логически эквивалентны. Способы построения определений Аристотель излагает также во второй книге "Второй аналитики".
Основными формами умозаключений и доказательств в риторике Аристотель считал энтимему и парадейгму (аналогию), называя энтимему риторическим силлогизмом, а парадейгму - риторической индукцией. Энтимему он определил как силлогизм "из вероятного" или "из признака", в котором пропущена, но подразумевается одна из посылок. Речи, наполненные примерами, рассуждал Аристотель в "Риторике", убедительны, но "более впечатления производят речи, богатые энтимемами". Оратор, указывает он, имеет дело с большой аудиторией, которая не способна следить за строго научным ходом доказательства. Поэтому ему приходится применять иные методы аргументации для убеждения слушателей. В "Первой аналитике" Аристотель приводит пример энтимемы: "Вероятно, все мудрецы люди честные, потому что Питтак честен", имеющую лишь некоторую степень правдоподобия. Очевидно, что Аристотель не рассматривал энтимему как категорический силлогизм с пропущенной посылкой или заключением.