Совместная работа в группе

Часть первая.

1. Определите всей группой цели, интересы, ценности (нравственные принципы) Вашей группы. Кто в Вашей группе лидер? Почему? А есть ли в Вашей группе неформальный лидер? Определите, к какому типу относится Ваша группа по следующим пунктам:

-лабораторная или естественная

-формальная или неформальная

-открытая или закрытая

-первичная или вторичная

-временные стабильные.

Подсказка:

Лабораторные группы – группы, созданные искусственным образом (а не образовавшиеся сами по себе) для того, чтобы исследовать тип отношений, характер лидерства, конфликтов, способ формирования группы и ответить на многие другие вопросы, чтобы иметь большее представление о малых группах.

Естественные группы - группы существующие, вне зависимости от того, занимается ли кто-то ее исследованием.

Формальные группы – группы, в основном, возникающие для удовлетворения общественных потребностей на основе совместной деятельности. Взаимоотношения носят формальный характер и определяются формальными предписаниями и договоренностями.

Неформальные группы – группы, возникшие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, понимании, дружбе, симпатии, любви на основе общих интересов.

Открытая группа – группа, в которую любой желающий может вступить, принять участие в ее жизнедеятельности, выйти из нее.

Закрытая группа – группа, к которой человек принадлежит изначально. Из такой группы нельзя выйти или войти в нее по собственному желанию.

Иногда открытие и закрытые группы называют также искусственными и естественными, тогда их характер объясняется немного иначе.

Естественные группы образуются по желанию самих ее участников (малая группа внутри класса, компания друзей). Искусственные группы сложились помимо воли ее участников (семья, школьный класс, соседи по купе в поезде).

Выбирая открытую или закрытую, искусственную или естественную группу, можно пользоваться обеими группами терминов, но при этом не нужно путать их с парой искусственные/лабораторные группы (смотри выше) и при этом необходимо будет не только дать название, но и объяснить, что именно вы имеете в виду.

Первичные группы – наименьшие по размеру и далее неделимые группы.

Вторичные группы – группы большие по размеру, включающие в себя несколько первичных групп (например, такие группировки, о которых мы говорили в первой части урока. При объединении трех малых групп из 4 человек получится вторичная малая группа из 12 человек).

Временные - группы, в которых объединение индивидов ограниченно по времени (участники групповой дискуссии, предвыборная кампания, соседи по купе в поезде).

Стабильные – группы, принадлежность индивида к которым определяется назначением этих групп, их интересами и долговременными целями (семья, рабочий коллектив, трудовые, творческие, учебные группы).

2. Как давно образовалась Ваша группа (два дня назад, три месяца, 10 лет) и по каким причинам (что послужило поводом к образованию группы?). Напишите, используя информацию ниже (концепцию развития малых групп Л.И.Уманского), на каком этапе развития находится Ваша группа? А также выберите из ниже приведенных характеристик, какие из них можно отнести к Вашей группе.

Основные этапы развития группы (концепция Л.И. Уманского):

1.Номинальная группа – внешнее, формальное объединение вокруг поставленных социальных задач.

2.Группа-ассоциация – начальное межличностное объединение (интеграция) в сфере эмоциональных отношений.

3.Группа-кооперация – интеграция (объединение) в сфере деловых отношений.

4.Группа-автономия – высокое внутреннее единство, как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.

5.Группа-корпорация – изоляция группы, ее автономность, концентрация членов группы на узкогрупповых целях.

Характеристики малой группы:

Направленность (содержание целей, мотивов и ценностей), организованность, сплоченность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, стрессоустойчивость, микроклимат, лидерство, референтность (значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида), внутригрупповая активность, межгрупповая активность.

К Вашей группе могут относиться все эти характеристики, но их степень может быть выше или ниже. Например, сплоченность в вашей группе развита слабо. Микроклимат, безусловно, есть в вашей группе. Но какой он? Благотворно влияющий на ваши отношения в группе и работоспособность или нет?

3. Распишите свои роли в группе. Кто чем занимается. Например, творческий коллектив: привлечение зрителей, реклама, поиск продюсера, сочинение песен, игра на музыкальных инструментах, выпуск дисков и т.д.).

Каждый член группы должен написать свою роль (чем он занимается). А также необходимо решить – в каких отношениях находятся члены группы друг с другом (каждый с каждым):

-доминирование, подчинение, лидерство

-симпатия, антипатия, безразличие.

4. На основании подготовленной Вами информации по заданиям 1-3 подготовьте рассказ о Вашей группе. Распределите роли: кто о чем будет рассказывать.

Часть вторая.

Наши рекомендации