Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (1 час).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа № 2
Согласовано: Утверждаю:
_______________ __________________
Председатель УС Директор школы:
Некрасова Т.В. Комарова А.Б.
ПРОГРАММА
ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ
ВЫПУСКНИКОВ К НАПИСАНИЮ ЧАСТИ С ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ :
«ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ»
Составитель:
Учитель русского языка
И литературы
Высшей квалификационной
Категории
Яковлева Елена Николаевна
С.Омутинское
Год.
Пояснительная записка.
Несмотря на то, что итоговая аттестация в формате Единого Государственного Экзамена уже приобрела штатный формат, педагоги овладели современными приемами успешной подготовки выпускников к сдаче экзамена по русскому языку, наибольшие трудности у выпускников вызывает написание части С - сочинения-рассуждения ( рецензии) по предложенному тексту.
В целом задания к тексту представляет собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и является заданиями повышенного уровня сложности. Возникающие трудности связаны с несколькими факторами: недостаточной коммуникативной компетенцией старшеклассников, сформированностью рецептивных и продуктивных коммуникативных умений:
-умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, -создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного,
- умения последовательно излагать собственные мысли,
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка,
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
А также недостаточным количеством учебных часов, так как анализ одного текста предполагает занятия в рамках одного занятия, что невозможно осуществить в рамках предмета.
Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет содержание базового курса «Русский язык».
Данная программа предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 30 часов, носит сугубо практический характер. Наиболее оптимальная форма реализации данной программы- малая группа учащихся( не более 10 человек), так как это количество учащихся позволит более качественно включить каждого в творческий процесс создания сочинения-рассуждения.
В качестве литературных текстов используются:
- тексты, входящие в программу по литературе общеобразовательного учреждения, но интерпретируемые с нового взгляда , так как изучались в 5- 7 классах;
- тексты , не входящие в обязательную программу по литературе для общеобразовательных учреждений.
Значимость этой части в структуре всего экзамена велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объёме проверить и объективно оценить коммуникативную компетенцию выпускников, оценить их практическую грамотность.
Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию повышенного уровня сложности задания: сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Задачи.
Совершенствовать умения:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
- определять тему текста, проблему, авторскую позицию;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст ( иллюстрирование);
- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, грамотно вводить в рассуждение аргументы;
- выбирать необходимый стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Методы и формы обучения:
- эвристическая беседа,
- проблемные задания,
- выполнение творческих работ,
- практикумы, работа с текстом,
- анализ языкового материала,
- работа с таблицей,
- групповая работа,
- написание сочинения-рассуждения,
- исследование,
- редактирование,
- самоанализ, взаимоанализ работ,
- моделирование,
- стилистический анализ,
- отбор необходимого материала,
- систематизация изученного материала,
-работа с Интернет-ресурсами
Содержание программы
Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (1 час).
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Практическая работа по оцениванию сочинений . Знакомство с Демо-версией.