Тема 3.2 Дедуктивные умозаключения

Студент должен

иметь представление:

– о типологии дедуктивных умозаключений;

– о познавательном значении фигур силлогизма;

знать:

– состав простого категорического силлогизма;

– виды непосредственных умозаключений;

– общие правила категорического силлогизма;

– фигуры и модусы силлогизма;

– виды силлогизма: сокращенные и сложные;

уметь:

– делать выводы из посылок простого категорического силлогизма;

– "сворачивать" и "разворачивать" силлогизмы;

– делать выводы из посылок, являющихся сложными суждениями.

Дедуктивные умозаключения. Виды дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату.

Простой категорический силлогизм. Состав категорического силлогизма. Общие правила терминов и посылок. Фигуры силлогизма, правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Энтимема силлогизма.

Виды сложных дедуктивных умозаключений. Полисиллогизмы, сориты, эпихейремы.

Условные и разделительные умозаключения. Дедуктивные умозаключения и судебная практика.

Тема 3.3 Аргументация в работе юриста. Доказательство и опровержение

Студент должен

иметь представление:

– о роли аргументации в процессе установления истины;

– об особенностях аргументации в деятельности юриста;

– о риторических и спекулятивных способах и приемах организации и проведения

аргументации;

– об общей классификации типов личностей, участвующих в аргументации;

– о правилах и приемах оптимизации взаимодействия между участниками процесса аргументации;

знать:

– состав и структуру доказательства;

– основные правила и способы доказательства;

– сущность опровержения, виды критики;

уметь:

– подготовиться и провести процесс аргументации по значимому для юриста тезису;

– опровергнуть обоснование тезиса оппонента, если оно проведено с логическими ошибками.

Понятие аргументации, убеждения, доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Критика и опровержение. Способы аргументации и критики.

Содержание и структура доказательства. Формы обоснования тезиса: дедуктивная, индуктивная или по аналогии. Прямое и косвенное доказательства. Виды косвенных доказательств: апагогическое и разделительное.

Опровержение как логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Способы опровержения: критика тезиса (прямая или косвенная); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

Классификация оппонентов аргументации и особенности взаимодействия с различными типами оппонентов.

Логические правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису, к аргументам, к демонстрации. Ошибки, возникающие при нарушении данных правил.

Тема 3.4 Гипотеза и версия

Студент должен

иметь представление:

– о значении правильного выдвижения гипотез и версий;

– о правильном обосновании гипотез и версий;

знать:

– виды версий и гипотез;

– основы построения гипотез и версий;

– этапы и формы, приемы обоснования версий и гипотез;

уметь:

– формулировать варианты версий и гипотез в процессе познания и разрешения проблем социальной действительности.

Гипотеза как процесс развития знания. Виды гипотез: по функциям в познавательном процессе (описательная, объяснительная), по объекту исследования (общая, частная, единичная). Версия.

Основные этапы развития гипотезы. Проверка гипотезы (версии). Способы обоснования и опровержения гипотез.

Роль гипотез и версий в в юридической практике. Специфика процесса выдвижения и обоснования судебно-следственных версий.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 2.1.с Предмет логики. Понятие

1. Объект и предмет логики.

2. Основные термины логики.

3. Понятие. Содержание и объем.

4. Виды понятий.

Упражнения.

1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. I,2 Учебника1.

2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:

а) Определите мыслителей, сыгравших важную роль в развитии логики: Перикл, Гесиод, Аристотель, Диоген.

б) Ограничьте и обобщите понятия: адвокат; физика; железная дорога; офицер; город; фортепиано; академия.

в) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; право, невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража.

Литература.

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. 6.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 8.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 1,2.

С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007, Гл. II.

Тема 2.2.с Отношения между понятиями; логические операции с понятиями

1. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия.

2. Отношение между понятиями.

3. Определение понятий. Правила определения понятий.

4. Деление и классификация понятий.

Упражнения.

1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. 2 Учебника.

2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:

а) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства.

б) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология.

в) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся: на естественные; искусственные; технические; гуманитарные.

Литература.

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. 6.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 8.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 1,2.

С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007, Гл. II.

Тема 2.3.с Суждение: структура и виды

1. Суждение: сущность и структура.

2. Виды суждений.

3. Простые суждения: атрибутивные суждения и суждения об отношениях.

4. Сложные суждения.

5. Модальность суждений.

Упражнения.

1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. 3 Учебника.

2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:

а) Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: 1) Защита Отечества – священный долг каждого гражданина РФ; 2) Степанов имеет высшее юридическое образование; 3) РФ – есть правовое государство.

б) Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям:

1) по объему субъекта: Советская Армия спасла мировую цивилизацию от фашизма; некоторые люди являются преступниками; все граждане РФ имеют право на труд; 2) по качеству связки: добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества; ни один студент не может работать судьей; 3) по содержанию предиката: международный терроризм – мощное международное образование; оценка человека зависит от его порядочности, профессионализма, умения достигать поставленной цели.

в) С помощью логических союзов из простых категорических суждений образуйте возможные варианты сложных: 1) кража является умышленным преступлением; мошенничество – умышленное преступление; 2) договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме; Петров получил от фирмы автомобиль в личное пользование.

г) К каким видам модальности относятся следующие суждения: 1) Неверно, что Иванов принимал непосредственное участие в совершении преступления, так как он имеет доказанное алиби; 2) В случае необходимости следователь может произвести обыск с целью обнаружения похищенных вещей.

д) Постройте таблицу истинности для суждения: студенты, активно работающие на занятиях и добросовестно выполняющие домашние задания по логике, получают высокие оценки по предмету или необходимые навыки правильного мышления.

Литература.

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. 6.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 4.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 3.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 1997. Гл. 2.

С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007., Гл. III.

Тема 2.4.с Преобразование суждений и отношения между ними

1. Операции с суждениями и их практическое значение.

2. Превращение, обращение, противопоставление.

4. Отношения между суждениями по истинности. Логический квадрат.

Виды вопросов и ответов.

Упражнения.

1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. 3 Учебника.

2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:

а). Проверить правильность превращения, определив допущенные ошибки, и сами произведите логическую операцию превращения с предложенным суждением: Некоторые люди умеют скрывать свои чувства. Следовательно, некоторые люди не умеют скрывать свои чувства.

б). Произвести логическую операцию обращения с предложенными суждениями: 1) Все люди являются представителями рода человеческого; 2) Ни одно буржуазное государство не есть подлинно демократическое; 3) Некоторые граждане РФ – юристы.

в). Проверить, правильно ли произведено противопоставление предикату, указать логическую ошибку, если она допущена: Все, изучающие логику, понимают сущность операции противопоставление предикату. Следовательно, ни один из непонимающих сущности этой операции не относится к числу изучающих логику.

г). С помощью логического квадрата произвести все возможные видоизменения суждения (А, Е, I, О) и проанализировать соотношения между получившимися суждениями: 1) Все выпускники юридических учебных заведений знают формальную логику; 2) Любой благородный поступок не исчезает бесследно.

Литература.

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. 6.

Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 4.

Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 3.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 1997. Гл. 2.

С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007., Гл. III.

Наши рекомендации