Классиф-ция налогов и соотн-е налог-х групп в составе дох. бюдж
Понятие, принципы построения и общая хар-ка нал. Сист. РФ.
Налоговая система-сов-ть предусм-х налоговых принципов, форм, методов их установления изменения или отмены, уплаты и применение мер по обеспечению нал. контроля и привлечение к ответственности. а также применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Важные хар-ки: уровень налогообложения (нал. бремя);налоговый потенциал гос-ва и его отдельных территорий;доля налогов и сборов в доходах бюджета;общее кол-во налогов и сборов;стабильность нал. отношений;соотношение прямых и косвенных налогов;показатель собираемости налогов и сборов;налог. способность физ. лиц и организаций;уровень налоговой культуры у населения;состояние налоговой дисциплины.
Организация функционирования налог. сист. подчинена след. принципам: 1.Законности- наличие определенных норм права, зафиксир. налоговым законодательством, опред. состав и порядок функционирования и содерж. как базовых понятий, так и конкретного налога и их элементов.2.Единство-единство правовой базы, порядок ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, валюты, органов, осущ-х налоговый контроль и обеспеч. налогов. безопасность, един. система санкций и мер ответственности за выявленные нарушения 3.Разграничение полномочий нал. субъектов (нал. федерал.) –четкое определение пределов компетенции по ведению налогов и сборов и их дальнейшему изменению на соответств. территории налог. субъекта.4.Справедливость- максимальный учет возможностей налогоплательщиков по уплате средств.5.Стабильность- относит-ная неизменность усл. Налогообл-я в рамках определенного периода времени.
Классиф-ция налогов и соотн-е налог-х групп в составе дох. бюдж.
Классификация налогов- это их группировка по различным признакам, которые позволяют осуществлять рацион. направление процессом налогообложения в гос-ве.
Основным критерием явл. Классификацион. признак, кот. принято считать универсальным (то есть признаки могут применяться в налоговых системах разных стран мира)
Классификация необходима для упрощения налоговых расчетов, состояния отчетности с использов. компьютерн. программ но и для проведения научно-практических исследов.
Пользуясь классиф-ей можно определить роль и значение отдельно взятого налога по отношению к соответств. звену бюдж. системы и фин. состоянию налогопла-ов и гос-ва в целом.
Классиф-я облегчает систематизацию учета налогов и нал-х групп и создает основы для осущ-я процедуры присвоения идентификационных номеров налогоплат-ка и создает предпосылки для разработки классификационных кодификаторов.
Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативн. информац. о состоянии налоговых процессов выявлять при этом негативные стороны налог. техники и исправлять их.
Классифицируя налоги по разл. признакам можно отметить что между гос-ом и субъектом налогооблож., то есть по способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.
К числу прямых относятся: НДФЛ, НДПИ, зем. нал., водный, транспортный, на имущ-во и т. д. Косвенные: Акцизы, НДС.
по субъекту уплаты: на доходы; выручку; на потребление; налогт на имущ-во; ресурсные налоги (нал. платежи рентного характера)
по источнику уплаты: выручка; индивидуальный доход 9дох., принадлеж. физ. лицу, хоз. субъекту);финансовый результат (нал. на прибыль); произв-е затраты (ЕСН, зем. налог.).
по назначению: общие, не имеющие общ. привязку к расходам;специальные.
по способу уплаты: декларационные (НДФЛ, ЕСН);кадастровые (зем. нал.);взимаемые у источника получения дох; налично-денежн. и безналичн;
по методу исчисления :пропорциональные (НДФЛ);регрессивная (ЕСН);равная; прогрессивные (нал. на имущ-во физ. лиц.);кратные (мин. размер оплаты труда);
по полноте налогов. прав пользов-я налогов. поступлениями:собственные (закрепленные-НДС, зем. налог); долевые (регурирующие Нал. на прибыль);
по принадлежности к уровню гос. власти и управлен.:федер.;регион;.местные.
7.Налоговое бремя и его влияние на форм-е дох. бюдж.
Это обощающ хар-ка налог с-мы страны, указывающая на действие (как правило нега-тивное) которое налоги оказывают на положение налог-ка или на народное хоз-во в це-лом, на количеств оценку этого действия (сумму нал-в, их удел вес в ВВП или дох-х отд катег плат-в). Распр показ-ль – доля налог-в в ВВП.
Этот показатель необходим, т.к., выстраивая налоговую систему, государство должно учитывать тот предел налоговой нагрузки, за черту которого в условиях конкретной эко-номической ситуации оно не имеет право выходить. Государство должно постоянно кор-ректировать этот показатель, приближая его к уровню каждого налогоплательщика.