Тема 3. дедуктивные и индуктивные

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Силлогизм и его логическая структура: посылки, заключение, меньший, средний и больших члены. Логически необходимые и вероятностные заключения. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Особенности индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция. Косвенное подтверждение, целевое обоснование, факты, иллюстрации, образцы. Умозаключения по аналогии: свернутая аналогия, аналогия свойств и отношений. Вероятность выводов по аналогии.

Особенности дедукции. Простой категорический силлогизм, его фигуры и модусы. Общие правила категорического силлогизма и их применение при определении правильности построения умозаключения.

Понятие логического закона. Закон противоречия (непротиворечия) и его логическая форма. Логическое и диалектическое противоречие. Условия выполнения закона непротиворечия.

Закон исключения третьего и условия его применения.

Закон тождества и условия его выполнения при определении понятия. Ясность и точность понятия. Проблема развития знания.

Законы контрапозиции и их логические формы. Модус поненс и модус толленс. Утверждающе-отрицающий и отрицающее-утверждающий модусы. Конструктивная и деструктивная дилеммы. Закон Клавия.

Законы логики как элементы логической системы.

ТЕМА 4. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ.

ЛОГИКА СПОРА

Понятие доказательства и его структура. Тезис, основание и логическая связь между ними. Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств: «доказательство от противного», «приведение к абсурду», «доказательство через исключение». Опровержение и его способы.

Ошибки в доказательстве. Формальная ошибка, ошибки в отношении тезиса и аргументов.

Общая характеристика спора, его разновидности: дискуссия, полемика, эклектика, софистика. Софизмы, их негативный и позитивный смысл. Диспут, дебаты. Простой и сложный, устный и письменный спор.

Общие требования к спору. Обоснованность спора, его основание, предмет и тема. Логика ведения спора. Стратегия и тактика спора. Аргументы и контраргументы. Правила выигрыша.

Корректные и некорректные приемы в споре. Подмена тезиса. Недопустимые аргументы: «аргумент к публике», «аргумент к личности», «аргумент к человеку», «аргумент к тщеславию», «аргумент к авторитету», «аргумент к физической силе», «аргумент к невежеству», «аргумент к жалости».

Диалог. Диалогическая природа познания и общения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Логика– наука о законах и формах правильного мышления, как средства объективного познания окружающего мира. Познание осуществляется на чувственной и рациональной ступенях. Предметом логики является структура и правила рационального, абстрактного мышления. В отличие от конкретно-образного мышления, оно характеризуется: 1) обобщенностью, т.е., отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся; 2) опосредованностью – возможностью получать новую информацию на основе имеющихся знаний, без непосредственной помощи органов чувств; 3) активностью, проявляющейся в способности человека к целеполаганию, творчеству, воображению, фантазии; 4) тесной связью с языком как средством выражения, закрепления и передачи содержания мышления. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление, рационального познания – понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма абстрактного мышления, фиксирующая существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов. Суждение – выраженная в языковой форме мысль, в которой что-то утверждается или отрицается. Умозаключение – форма мышления, в которой на основании определенных правил из посылок образуется новое суждение.

Язык –естественно сложившаяся в процессе исторического развития общества знаковая система, служащая для целей познания и общения. Знак – это материальный предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. Языковыми знаками образована речь, которая выступает воплощением, реализацией языка. Через речь язык обнаруживает себя и выполняет коммуникативную функцию. Выделяются вербальная и невербальная формы речи.

Язык является объективацией содержательной и формальной (структурной) сторон мышления («язык есть действительность мысли»). Содержательная (внутренняя) сторона языка, образованная его значениями (в широком смысле), составляет семантику языка, а способ связи содержательных элементов языка – его логическую структуру. Внешний аспект языка касается форм, видов, функций и отношений между языковыми знаками, входящими в состав речевых образований. Поэтому грамматика – это строй языка, т.е. система способов словопроизводства, морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций. Правила связи грамматических частей языка образую его грамматическую структуру. Для логики имеет значение грамматическая структура не слова, а более крупных единиц языка – высказываний (предложений). Связь между грамматической и логической структурами высказывания состоит в том, что грамматическая правильность – необходимое, но недостаточное условие осмысленного высказывания. Для того, чтобы высказывание было осмысленным, то есть обладало бы истинностным значением (т.е. могло быть или истинными или ложным) оно должно быть и логически правильным. Например, выражения «Старая добродетель лысая» и «Старая юбка грязная» грамматически построены одинаково правильно, но первое бессмысленно, т.к. в нем связаны несравнимые друг с другом понятия.

Языки разделяются на естественные и искусственные. Естественные возникают стихийно и постепенно, связаны с историей социальной общности (этноса, народа, нации) и используются людьми в повседневном общении. Искусственные языки создаются на основе особых символов для специальных целей (языки математики, химии, логики, компьютерные языки, шифры и др.), благодаря чему они вторичны по отношению к естественным языкам, обладают строгой определенностью словаря, синтаксиса и семантики, что позволяет добиваться ясности и точности терминов и высказываний.

Имена и понятия.Из понятий с помощью логических связок складываются высказывания, из которых состоят рассуждения. Те рассуждения, в которых какие-то высказывания принимаются за исходные, а из них выводится новое высказывание, называются умозаключениями.

Понятие фикси­рует существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов. Понятие о предмете всегда выражается именем – словом или словосочетанием описательного характера. Понятие имеет содержание и объем. Содержание – совокупность тех свойств, которые присущи всем предметам, обозначаемым данным понятием и только им. Объем – совокупность или класс, тех предметов, которые обладают признаками, входящими в содержание понятия.

По объему различают: 1) единичные, общие и универсальные понятия. В понятийном круге единичных имен имеется только один реальный предмет, например: «естественный спутник Земли», «Солнце»; в круге общих понятий – множество реальных предметов, например: «шкаф», «книга». Общее имя относится не к множеству как единому целому, а к каждому из входящих в него предметов («человек» – общее имя, «человечество» – единичное). Универсальные понятия – предельно общие например: «бытие», «материя», «пространство». 2) полные и пустые (нулевые) понятия. Полными являются понятия, объем которых образован реальными объектами. Пустые же в своем объеме не содержат ни одного реаль­ного предмета в объеме, например: «русалка», «идеальный газ», «вечный двигатель».

По содержанию выделяется четыре пары понятий: 1) конкретные понятия – указывающие на предмет, например: «че­ловек», и абстрактные – фиксирующие свойства в их отвлеченности от предмета-носителя, например: «синева», «красота»; 2) относительные – фиксирующие такие предметы, которые предполагают существование других предметов (например: «дети – родители», «север-юг») и безотносительные – обозначают предметы, существующие вне зависимости от других предметов («человек», «деревня»); 3) положительные – фиксирующие наличие признака, например: «честный», «справедливый», «беспечный», «неряшливый» и отрицательные понятия – указывающие на отсутствие признака, например: «бесчестный», «несправедливый»; 4) собирательные – характеризующие особенности целого, например: «библиотека», «флот» и несобирательные, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, например: «ручка», «река», «игрушка». Единичные понятия, как правило, конкретны, а ну­левые – абстрактны.

Отношения между понятиями.Далекие по своему содержанию, не имеющие общих признаков поня­тия называются несравнимыми. В логических отношениях могут на­ходиться только сравнимые понятия. Выделяют две группы отноше­ний между понятиями: совместимость, когда объемы сравнимых понятий частично или полностью совпадают, и несовместимость, ко­гда объемы понятий не совпадают ни в одном элементе. Отношения между понятиями изображаются круговыми схемами (кругами Эйлера).

Наши рекомендации