Самостоятельная работа студента
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1. | Основные свойства главнейших породообразующих и рудных минералов. | |
2. | Основные свойства и типы магматических, осадочных и метаморфических пород. | |
3. | Построить и выучить геохронологическую шкалу. | |
4. | Начертить условные обозначения к геологическим картам | |
5. | Составить словарь геологических терминов. | |
6. | Отработать технику работы с горным компасом | |
Всего |
V. Структура деятельности студента
1. Посещение лекций без пропусков и ведение конспекта.
2. Активная работа во время практических занятий.
3. Регулярное дополнение пройденного материала путем проработки соответствующей литературы.
4. Качественное выполнение расчетно-графических работ.
5. Постоянная работа с коллекциями минералов и горных пород.
6. Подготовка и сдача зачета.
VI. Контролирующие материалы
Вопросы текущего контроля
1. Геология, ее предмет, задачи, разделы и методы.
2. Форма и размеры Земли. Геоид. Основные черты строения ее
поверхности (гипсографическая кривая).
3. Глубинное строение Земли по сейсмическим данным (повер-
хность Мохоровичича, поверхность Вихерта-Гутенберга, земная
кора, мантия, ядро).
4. Вещественный состав земной коры (химические элементы,
минералы, горные породы).
5. Строение земной коры и ее типы (континентальный, океанский,
переходный).
6. Методы определения относительного возраста (стратиг-
рафический. петрографический, палеонтологический).
7. Методы определения абсолютного возраста (U-Pb, K-Ar,
Rb-Sr, C).
8. Геохроологическая шкала.
9. Общая характеристика геологических процессов.
10. Процессы выветривания.
11. Коры выветривания.
12. Плоскостной склоновый сток . Делювий.
13. Геологическая деятельность временных русловых потоков
(оврагообразование, конусы выноса, пролювий).
14. Геологическая деятельность рек.
15. Речные долины, их морфологические и генетические типы.
16. Устьевые части рек (дельты. эстуарии).
17. Водопроницаемость горных пород и виды воды в горных
породах.
18. Происхождение подземных вод.
19. Подземные воды зоны аэрации (почвенные, верховодка).
20. Подземные воды зоны насыщения (грунтовые, межпластовые
безнапорные).
21. Напорные подземные воды.
22. Карст, условия образования и развития. Поверхностные и
подземные карстовые формы.
23. Оползневые процессы.
24. Подводные континентальные окраины (пассивные, активные).
25. Ложе Мирового океана и срединно-океанические хребты.
26. Физико-химическая характеристика морской среды (темпе-
ратура, давление и плотность, химический состав, газовый режим).
27. Движение воды в Мировом океане (течения, приливы и
отливы, волновые движения).
28. Животный и растительный мир морской среды (стеногалин-
ные, эвгалинные, планктонные, нектонные, бентосные).
29. Разрушительная работа моря (абразия, волноприбойные ниши,
клифф).
30. Классификация осадочных горных пород
31. Типизация тектонических движений.
32. Землетрясения и проблемы их прогнозирования.
33. Первичные формы залегания осадочных пород.
34. Складчатые (пликативные) нарушения (антиклинали, синкли-
нали, моноклинали, флексуры).
35. Разрывные (дизъюнктивные) нарушения (сброс, взброс, сдвиг,
надвиг, раздвиг).
36. Грабены, горсты, глубинные разломы. Покровы ( шарьяжи).
37. Общая характеристика магмы (состав, дифференциация,
ассимиляция и гибридизм).
38. Эффузивный магматизм, его стадии (субвулканическая,
главная, поствулканическая) и продукты извержений
(газообразные, жидкие, твердые).
39. Географическое распространение землетрясений и современ-
ных вулканов.
40. Интрузивный магматизм и формы интрузивных тел
(согласные, несогласные).
41. Классификация магматических горных пород.
42. Факторы (температура, давление, флюиды) и типы метамор-
физма (региональный, динамометаморфизм, контактовый).
43. Фации метаморфизма и метаморфические горные породы.
44. Что мы называем полезным ископаемым, рудой, месторождением?
45. Форма рудных тел.
46. Генетическая классификация месторождений.
47. Какие существую месторождения полезных ископаемых магмати-
ческого происхождения? Что представляют собой «алмазоносные
трубки»?
48. Что представляет собой процессы пневматолито-гидротермаль-
ного метасоматоза? Какие известны его типы?
59. Какие известны глубинные высокотемпературные пневматолито-
во-гидротермальные тела? Их строение, минеральный состав и свя
занные с ними месторождения?
60. Какие существуют среднетемпературные и низкотемпературные
гидротермальные образования? Их строение, минеральный состав и
связанные с ними месторождения?
61. Что такое скарны? Условия их образования, строения и минерало-
гического состава?
62. Раскройте понятие «парагенезис минералов». Что представляют
собой парагенетические ассоциации минералов?
63. Месторождения выветривания?
64. Остаточные месторождения?
65. Инфильтрационные месторождения?
66. Месторождения каких руд имеют осадочное происхождение?
67. Что такое каустобиолиты? Чем различаются торф, бурый угодь,
каменный уголь и антрацит?
68. Что такое нефть, какие имеются взгляды на ее происхождение?
69. Метаморфогенные и метаморфические месторождения?
Вопросы зачета
Минералогия
1. Что называется минералом?
2. Каковы физические свойства минералов?
3. Какие из названных минералов обладают постоянной (какой?) окраской: 1) кварц; 2) кальцит; 3) пирит; 4) гипс; 5) графит.
4. Какие из перечисленных минералов обладают металлическим блеском: 1) гематит; 2) флюорит; 3) галит; 4) оливин; 5) галенит.
5. Какие минералы царапаются ногтем: 1) гипс; 2) каолинит; 3) микроклин; 4) апатит; 5) мусковит.
6. Какие минералы царапают стекло: 1) кварц; 2) кальцит; 3) ортоклаз; 4) апатит; 5) доломит.
7. Укажите минералы со стеклянным блеском: 1) магнетит; 2) диопсид; 3) халькопирит; 4) флюорит; 5) сера.
8. Перечислите минералы входящие в шкалу Мооса.
9. Какие из перечисленных минералов относятся к силикатам: 1) ортоклаз; 2) халькопирит; 3) лимонит; 4) турмалин; 5) биотит.
10. Какие из перечисленных минералов относятся к карбонатам: 1) гематит; 2) каолинит; 3) доломит; 4) гипс; 5) кальцит.
11. Какие из перечисленных минералов относятся к сульфатам и фосфатам: 1) пирит; 2) апатит; 3) флогопит; 4) гипс; 5) галит.
12. Какие из перечисленных минералов относятся к самородным элементам: 1) графит; 2) пирит; 3) золото; 4) сера; 5) кальцит.
13. Напишите формулы следующих минералов: 1) кварца; 2) микроклина; 3) апатита; 4) гематита; 5) графита.
14. Напишите формулы следующих минералов: 1) доломита; 2) гипса; 3) алмаза; 4) флюорита; 5) лимонита.
15. Напишите формулы следующих минералов: 1) золота; 2) гале-нита; 3) ортоклаза; 4) диопсида; 5) магнетита.
16. Напишите формулы следующих минералов: 1) галита; 2) сидерита; 3) халькопирита; 4) халцедона; 5) апатита.
17. На какие подклассы делится класс силикатов?
18. Какие из названных минералов относятся к островным силикатам: 1) турмалин; 2) диопсид; 3) оливин; 4) альмандин; 5) каолинит.
19. Какие из названных минералов относятся к листовым силикатам: 1) микроклин; 2) биотит; 3) каолинит; 4) кальцит; 5) альбит.
20. Какие из названных минералов относятся к каркасным силикатам: 1) ортоклаз 2) лабрадор; 3) мусковит; 4) анортит; 5) оливин.
21. Какие из названных минералов относятся к оксида и гидроксидам: 1) лимонит; 2) галит; 3) магнетит; 4) микроклин; 5) кварц.
22. Какие из названных минералов относятся к сульфидам: 1) пирит; 2) гематит; 3) галенит; 4) сидерит; 5) флюорит.
23. Какие из названных минералов используются для промышленного извлечения железа: 1) гематит; 2) сидерит; 3) пирит; 4) оливин; 5) магнетит.
25. Какие минералы используются как диэлектрики?
26. Какие минералы используются для производства удобрений?
27. Какие минералы используются как оптическое сырье?
28. Какие из названных минералов образуются магматическим путем: 1) оливин; 2) магнетит; 3) галит; 4) сидерит; 5) хлорит.
29. Какие из названных минералов образуются осадочным путем: 1) галенит; 2) кальцит; 3) апатит; 4) галит; 5) гипс.
30. Какие из названных минералов образуются метаморфическим путем: 1) хлорит; 2) доломит; 3) тальк; 4) пирит; 5) галенит.
Петрография и литология
Дайте определение понятия горная порода?
На какие группы делятся горные породы по происхождению?
Расскажите о классификации магматических горных пород по хи-
мическому составу и по условиям залегания.
На какие группы делятся осадочные горные породы по происхождению?
Дайте определение понятиям “структура” и “текстура” горной породы.
Перечислите наиболее характерные структуры и текстуры интрузивных пород.
Перечислите наиболее характерные структуры и текстуры эффузивных пород.
Перечислите главные факторы и типы метаморфизма.
Чем отличается порфировая структура от порфировидной?
Главными минералами гранитов являются: 1) полевые шпаты, кварц, слюды; 2) полевые шпаты, амфиболы, пироксены; 3) полевые шпаты, пироксены, оливин.
Главными минералами диоритов являются: 1) полевые шпаты, кварц, слюды; 2) плагиоклазы, амфиболы; 3) плагиоклазы , пироксены, оливин.
Главными минералами габбро являются: 1) полевые шпаты, кварц, слюды; 2) плагиоклазы, амфиболы; 3) плагиоклазы, пироксены, оливин.
Главными минералами ультраосновных являются: 1) полевые шпаты, кварц, слюды; 2) плагиоклазы, амфиболы; 3) пироксены, оливин.
Главными минералами гнейсов являются: 1) полевые шпаты, кварц, слюды; 2) плагиоклазы, амфиболы; 3) кальцит.
Главными минералами амфиболитов являются: 1) полевые шпаты, кварц, слюды; 2) плагиоклазы, амфиболы; 3) кальцит.
Чем отличаются друг от друга: 1) гранит и риолит; 2) гранит и диорит; 3) габбро и базальт; песчаник и песок; 4) конгломерат и брекчия; 5) известняк и мрамор.
Какие из перечисленных горных пород относятся к кислым: 1) диорит; 2) риолит; 3) андезит; 4) гранит; 5) габбро.
Какие из перечисленных пород относятся к средним: 1) андезит; 2) дунит; 3) пироксенит; 4) диорит; 5) габбро.
Какие из перечисленных пород относятся к основным: 1) диорит; 2) риолит; 3) андезит; 4) гранит; 5) габбро.
Какие из перечисленных пород относятся к ультраосновным: 1) андезит; 2) дунит; 3) пироксенит; 4) диорит; 5) габбро.
Какие из перечисленных пород относятся к терригенным: 1) яшма; 2) известняк; 3) конгломерат; 4) песок; 5) гипс.
Какие из перечисленных пород относятся к карбонатным: 1) доломит; 2) гипс; 3) фосфорит; 4) известняк; 5) алевролит.
Какие из перечисленных пород относятся к кремнистым: 1) опока; 2) ангидрит; 3) яшма; 4) боксит; 5) гравелит.
Какие из перечисленных пород относятся к сульфатным: 1) трепел; 2) аргиллит; 3) песчаник; 4) гипс; 5) ангидрит.
Назовите породы регионального метаморфизма?
Назовите породы динамометаморфизма?
Назовите породы контактового метаморфизма?
Назовите породы гидротермального и пневматолитового мета-морфизма?
Назовите исходные осадочные породы, по которым образовались следующие метаморфические породы: 1) мрамор; 2) кварцит; 3) гнейс.
Назовите исходные магматические породы, по которым обра-зовались следующие метаморфические породы: 1) амфиболит; 2) серпентинит; 3) гнейс.
VII. Рейтинговый контроль
№ п/п | Темы практических работ | Баллы |
1. | Физические свойства минералов | 75-100 |
2. | Описание минералов классов: самородные элементы, сульфиды, оксиды и гидроксиды | 75-100 |
3. | Описание минералов классов: галогениды, карбонаты, сульфаты, фосфаты | 75-100 |
4. | Описание минералов класса силикаты | 75-100 |
5. | Структуры и текстуры магматических пород | 75-100 |
6. | Описание магматических горных пород (ультраосновные, основные, средние, кислые) | 75-100 |
7. | Описание обломочных осадочных пород (псефиты, псаммиты, алевриты, пелиты) | 75-100 |
8. | Описание хемогенных и органогенных пород (карбонатные, кремнистые, сульфатные, фосфатные, железистые) | 75-100 |
9. | Описание метаморфических пород | 75-100 |
Итого: | 675-900 |
Итоги рейтингового контроля: 675 - 800 баллов - работы выполнены удовлетворительно; более 800 баллов - работы выполнены на хорошо и отлично.
VIII. Рекомендуемая литература
Основная
1. Павлинов В.Н., Кизевальтер Д.С., Лин Н.Г. Основы геологии. М.: Недра, 1991.
2. Ершов В.В., Новиков А.А., Попова Г.Б.Основы геологии. М.: Недра, 1986.
3. Добровольский В.В. Геология. М.: Владос, 2001.
4. Дорохин И.В., Богачева Е.Н., Дружинин А.В., Соболевский В.И., Горбунов Е.З. Месторождения полезных ископаемых и их разведка. М.: Недра, 1969.
5. Рукович В.Н., Колодезников И.И., Никитин В.М. Важнейшие породообразующие минералы и горные породы (учебное пособие по общей геологии). Якутск: ЯГУ, 2003.
6. Павлинов В.Н., Михайлов А.Е., Кизевальтер Д.С. и др. Пособие к лабораторным занятиям по курсу общей геологии. М.: Недра, 1988.
Дополнительная
5. Короновский Н.В., Якушева А.Ф. Основы геологии. М.: Высшая школа, 1991 г.
3. Мильничук В.С., Арабаджи М.С. Общая геология. М.: Недра, 1989
4. Якушева А.Ф., Хаин В.Е., Славин В.И. Общая геология. М.: МГУ, 1988 г.
6. Лебедева Н.Б. Пособие для практических занятий по общей геологии. М.: МГУ, 1986.
С целью внедрения бально-рейтинговой системы оценки знанийи устранения разногласий при определении уровня и качества знаний студентов горного факультета (ГФ), в независимости от количества зачетных единиц по дисциплинам,решением учебно-методической комиссии вводятся следующие требования:
· Максимальное количество баллов для оценки активности студента на лекционном занятии – 5;
· Максимальное количество баллов для оценки самостоятельной работы студента – 5;
· Максимальное количество баллов для оценки расчетно-графической работы студента – 5;
· Максимальное количество баллов для оценки лабораторной работы студента – 5;
· Максимальное количество баллов для оценки качества выполнения курсовой работы (проекта) – 5.
Преподаватель имеет право поставить отличную отметкуза экзамен (зачет), если студент по итогам оценкиактивности работы с применением бально-рейтинговой системы получил 97% от требуемой суммы баллов по дисциплине.
В ином случае студент для подтверждения уровня знаний обязан в соответствие с требованиями ФГОС выполнить зачетную работу (пройти тестовый контроль) или сдать экзамен.
Например
Посещение занятий: лекционных – 1 час 1 балл (всего 30 баллов);
практических – 1 час 2 балла (всего 30 баллов).
лабораторных – 1 час 2 балла (всего 30 баллов).
Выполнение и защита лабораторных работ – 1 работа 10 баллов (всего 50 баллов).
Выполнение и защита практических работ – 1 работа 10 баллов (максимум 50 баллов).
Выполнение расчетно-графических работ – 1 работа 10 баллов (всего 40 баллов).
Контрольные тесты – 1 тест по 10 вопросов - 10 баллов (50 баллов максимум).
Курсовая работа – 50 баллов.
Итого: 330 баллов.
За пропуск 1 лекции или 1 лабораторного и практического занятия из набранной суммы вычитается 2 балла.
При количестве набранных баллов менее 300 – студент не допускается к сдаче экзамена.