Уловки и ошибки в вопросно-ответной форме познания.
Вопрос и его роль в познании. Логическая структура вопроса.
Этапы:
· Постановка вопроса
· Поиск новой информации в определенной области
· Ответ на поставленный вопрос
Роль вопроса:
· все познание мира начинается с постановки вопроса
· вопрос – связующее звено, связанное познанное и непознанное
· без вопроса нет познания окружающего мира
Велика роль правильной однозначной постановки вопросов в судебной практике.
Вопрос – форма мысли, которой выражено требование уточнить, или получить требуемую информацию на основе уже имеющейся.
Логическая структура вопроса:
· Искомое знание
· Исходное знание (базис/предпосылки вопроса)
· Требование дополнить или уточнить эту информацию, перейти от исходного к искомому знанию (оператор вопроса)
В естественном языке грамматической формой вопроса является вопросительное предложение. Может также выражаться повествовательным предложением, словосочетанием.
Вопросом не является:
· Риторически вопросительные предложения
· Вопросительные предложения, выражающие:
o Просьбу/предложение
o Резкое побуждение
o Требовательное запрещение
o Увещевание как разновидность призыва
· Не каждое вопросительное предложение - вопрос
Виды вопросов.
По способу запросу неизвестного:
· Уточняющие (закрытые вопросы, «ли»-вопросы)– вопросы, в которых информацию требуется уточнить.
Называются закрытыми, тк ограничивается количество ответов.
«Ли»-вопросы -
· Восполняющие вопросы («что?»-вопросы) – вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию.
Открытые, так как множество ответов здесь самим вопросом не ограничено
По направленности/по правильности постановки/по семантике:
· Корректные – вопрос, в котором предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание.
Определенность, точность, непротиворечивость, обоснованность
· Некорректные – вопрос, основанный на предпосылке ложного или противоречащего суждения, или суждения, смысл которого не определен.
o Бессмысленные вопросы
§ Вопросы, построенные грамматически или семантически неправильно.
§ Вопросы, содержащие выражения, ни смысл, ни значение которых не известны.
o Провокационные вопросы – вопросы, предпосылки которых являются ложными суждениями и спрашивающий знает об этом.
o Недоопределенные вопросы – в формулировке вопросы содержатся многозначные термины, и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае.
o Тавтологичные вопросы – на вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет.
По структуре:
· Простые – вопрос, который не включает в качестве составных частей других вопросов
· Сложные –
o Конъюктивные
o Дизъюнктивные
o Импликативные
o Эквивалентные
o Смешанные
По отношению к познавательной цели:
· Узловые – верные ответ на него служит непосредственно достижению цели
· Наводящие – верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса.
В зависимости от преобладания познавательной функции:
· Исследовательские – вопросы, направленные на получение нового знания.
· Информационные – цель вопросов состоит в приобретении (передаче от 1 лица другому) уже имеющихся сведений.
В зависимости от отношения к обсуждаемой теме:
· По существу темы
· Не по существу темы
Правила построения вопросов:
· Вопросы следует ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и по форме.
· Вопрос формулируется кратко и ясно.
· Вопрос должен быть корректным. Должен указывать время, место и контекст, кот необходимо учитывать при ответе.
· Вопрос должен быть по возможности простым.
· В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление альтернатив.
Ответ и виды ответов.
Ответ – суждение, дающее информацию, запрашиваемую в вопросе.
Функции:
· Снятие неопределенности, заключенной в вопросе
· Указание на неправильную постановку вопроса
Классификация:
По содержанию:
· Правильные (по существу) – выраженное в нем суждение истинно и логически связано с постановленным вопросом.
· Неправильные – ложные ответы и «ответы не по существу», тенерелевантные ответы.
По области поиска:
· Прямые – ответ, который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений и рассуждений
· Косвенные – ответ берется из более широкой области, нежели область поиска ответа.
По объему информации:
· Полные – снимают неопределенность
· Неполные – лишь уменьшают неопределенность
· Избыточные – дают еще и дополнительную информацию
По намерениям отвечающего:
· Позитивные
· Негативные
Правила формулировки ответа:
· Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким
· Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его
· Если вопрос некорректный, то должно содержаться указание на эту некорректность
· При ответе на сложный дизъюнктивный вопрос достаточно дать информацию на один из входящих в него вопросов, а при ответе на конъюнктивный вопрос – на каждый входящий в него вопрос отдельно.
Уловки и ошибки в вопросно-ответной форме познания.
· Подмена вопроса.
· «Ошибка многих вопросов» - ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько вопросов, ответы на которые не могут быть одинаковыми/противоречат
· Ответ вопросом на вопрос – оппонент ставит встречный вопрос
· Ответ в кредит – ответ переносится на «потом»
· «Сокрытие необоснованности утверждение» - необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса.
Выводы:
· Общение между людьми не обходится без вопросов и ответов.
· Вопросно-ответный комплекс является необходимым э. общения и мышления людей
· Вопрос и ответ, взятые вместе, образуют единство противоположностей