Были ли храмы у древних славян?
Как мы знаем, первоначально древние славяне, обожествляющие природу, имели особые сакральные места, где приносились жертвы богам. Это могли быть «святые» кусты, рощи, деревья. Особо необходимо выделить горы как ритуальные места. Но не любые, а определенные горы, которые были не объектом культа, а местом, где отправлялись священные действия, собирался народ, приносили жертвы, исполнялись магические действия.
Как замечает один из крупнейших исследователей язычества древних славян Б.А.Рыбаков, в настоящее время известны священные горы в славянских странах, которые носят одинаковые названия. Достаточно широко распространено название «Девичья гора», оно встречается у восточных славян близ Смоленска, в Триполье, на реке Роси у деревни Сахновка. В Чехии, Словакии, Болгарии встречается родственное название «Девин». Вторым, не менее распространенным названием является «Лысая гора». Как правило, в каждом регионе славянского мира встречаются «Лысые горы», например, они существуют на Украине близ Киева и Днепропетровска, а также в Польше — между Кельцами и Сандомиром и в Свентокшишских горах.
Широкое бытование этих названий свидетельствует, что обрядовая культура славянских племен совпадала. Изначально эти горы были местом языческих богослужений, местом жертвоприношений и обрядов. Это подтверждает найденный в Триполье «... жертвенник-печь, с девятью полусферическими секциями; число девять в сочетании с женским наименованием священной горы может наталкивать на мысль о девяти месяцах беременности. «Девичьи горы» сохранили очень древний, общий всем славянам культ женского божества» (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М, 1997, с.384). Как полагают ученые, название «Лысой горы» возникло тогда, когда макушки избранных гор расчищались от больших деревьев и камней под «требища», «игрища», «сборища».
Особый интерес представляет гора Сленжа-Собутка, находящаяся в Силезии, неподалеку от польского города Вроцлава. Она упомянута в хронике Титмара Мерзебургского начала XI в. в следующем контексте: «...по причине своей красоты и величины, а также по причине проклятых языческих действ, там происходящих, пользуется у всех жителей большим почетом». (Цит. по кн.: Рыбакова Б.А. Язычество древних славян, с.389). Из описания всего комплекса, сделанного польскими исследователями Еленой и Владимиром Голубовичами, в него входит центральная гора Сленжа-Собутка, по ее сторонам находятся еще две горы: Костюшки и Радуни. Объединяет их то, что все три горы имеют каменные валы и на них существуют специально устроенные площадки. На пути к вершине Сленжи-Собутки встречаются каменные скульптуры. Это медведи, человек с рыбой; весь путь отмечен косыми крестами, которые высечены на каменной поверхности горы Можно предположить, что это было не только место молений многочисленного племени, но это был своеобразный природный храм, и, как представляется, каждая гора была предназначена для специальных, только для нее присущих обрядов и ритуальных действий.
Как считают ученые, первые храмы представляли собой четыре вбитых столба, накрытых кровлею. Важно было не само строение, а место, о чем свидетельствует Сленжа-Собутка, которая символизирует культ неба.
Впоследствии появились и храмовые постройки: «Сии храмы не так-то худо были строены, как некоторые думают храм Световида в Арконе был отделан весьма хорошо (ele-gantisfimum), наружные стены украшались различными резными образами, хотя сия работа и показывала грубость народа. Внутри были стены обиты пурпурными коврами; там же находилось много рогов от разных зверей, покрытых резною работою и служивших для украшений храма» (Мифы древних славян. Саратов, 1933, с.32). За давностью лет эти памятники зодчества не сохранились.
***
Завершая рассмотрение мифологических истоков народной художественной культуры, необходимо подчеркнуть, что в мировоззрении современного человека мало что сохранилось от мифологической картины мира, навсегда ушли в прошлое древние суеверия и формы языческого культа, однако нам важно сохранять мифы и продолжать исследования их по той причине, что они многое могут рассказать об истории нашего народа, помочь понять значения и смыслы древних художественных традиций и образов. Важно и то, что через мифы нам раскрываются те вечные духовно-нравственные Ценности и идеалы, которые с древних времен существовали У нашего народа: ценностное отношение к природе, семье, предкам и многие другие.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Дайте определение основным терминам: «миф», «мифология», «язычество», «тотемизм», «анимизм», «фетишизм», «инициация», «мистерии», «ритуал», «обряд».
2. Раскройте роль мифов в формировании религиозных воззрений славян, науки, народного творчества.
3. Дайте классификацию и характеристику славянских мифов.
4. Назовите и дайте характеристику славянских героев.
5. Расскажите, что вы знаете о мифических образах и верованиях славян.
6. Обоснуйте обрядность в традиционных календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах русского народа.
7. Какие народные праздники русского народа сохранили образы мифических героев до настоящего времени?
8. Назовите произведения русских композиторов, художников, писателей и поэтов, в которых отражены образы древнеславянских богов и божеств.
9. Творческое задание: Для участия в семинаре по разделу «мифические герои» самостоятельно подготовьте презентацию по выбранной теме. ( темы предлагает преподаватель)
Литература:
1. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю..- М.: МГУКИ, 2002.
2. Калашников В. Славянская мифология.- М.: «Белый город», 2003.
3. Левкиевская Е. Мифы русского народа.-М., Астрель, АСТ,2002.
4. Панкеев И. Тайны русских суеверий.И.: 1988.
5. Славянская мифология.Минск, Харвест,2002.
6. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племён. М., Гранд, 2002.Панишев Е.Н. Поверья, суеверия и предрассудки крестьян села Кугаевского. Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2004.
7. Интернет-ресурсы.
8. Лекция в книге Косова Г.В. «История НХК» , см. в папке. (один вариант)