Тема 6. логика вопросов и ответов
(для самостоятельного изучения)
ЗАНЯТИЕ 1
1. Структура вопросов.
2. Виды вопросов. Корректные и некорректные вопросы.
3. Виды ответов.
У п р а ж н е н и я:
1. Проанализировать следующие вопросы, найти предпосылку, определить корректность:
а) Какие детективы нужно читать, чтобы стать юристом?
б) На каком факультете МГУ учился Президент СССР?
в) Имеют ли некоторые преподаватели МГУ высшее образование?
г) Какая планета вращается вокруг Солнца?
д) На сколько километров простирается наша страна?
е) Чьей победой закончилось Бородинское сражение?
ж) Дальтоники близоруки или дальнозорки?
Л и т е р а т у р а:
1. Ивлев Ю.В. Логика. 1992, с. 60-64.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. 1998, с. 456-463.
ТЕМА 7. ПОНЯТИЕ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Понятие как форма мышления. Термины и понятия. Роль понятий в познании.
2. Основные характеристики понятия: содержание и объем, элемент объема и части объема.
3. Обобщение и ограничение понятий.
4. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.
5. Виды понятий.
У п р а ж н е н и я:
1. Свяжите с каждым из следующих терминов понятие, укажите какие-либо элементы и части объема, определите вид:
а) столица; б) коллектив; в) партнеры; г) коллегия адвокатов; д) сутки; е) дружба; ж) человек, проживший 110 лет в 19-ом веке; з) коробка с карандашами.
2. Связать с каждым из терминов понятие и произвести его обобщение и ограничение:
а) человек, живущий на последнем этаже; б) Московская область; в) студенческая группа; г) студент, знающий всех преподавателей; д) ромб; е) медицинский институт.
3. Можно ли представить следующие пары понятий как ограничение (или обобщение):
а) печатное издание - книга;
б) абзац - предложение;
в) староста группы - староста курса;
г) старательный ученик - прилежный старательный ученик;
д) коробка с карандашами - карандаш из коробки;
е) буква - слово;
ж) город Европы - город Англии.
Л и т е р а т у р а:
1. Ивлев Ю.В. Логика. 1992, с. 137-150, 160-166.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. 1998, с. 180-210, 223-231.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Установление отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера.
2. Операции с классами.
3. Метод установления отношений между понятиями на диаграммах Венна.
У п р а ж н е н и я:
1. Учитывая объемы понятий, связанные со следующими терминами, установите отношения между ними:
а) город; населенный пункт; городской район; столица; район Москвы.
б) мать; отец; родитель; сын.
в) движение; вращение; быстрое движение; скорость.
г) республика; Башкирская республика; Российская Федерация; федеративная республика.
д) Бермудский треугольник; равносторонний треугольник; остроугольный треугольник; треугольник.
е) феодальное государство; монархическое государство; капиталистическое государство; средневековое государство.
2. Установить отношения между понятиями на диаграммах Венна:
а) Студент, сдавший экзамен по истории и психологии, но не сдавший зачет по информатике. Студент, не сдавший экзамен по истории или не сдавший психологию, но, тем не менее, сдавший зачет по информатике.
б) Журналист такой, что если напишет статью, то преувеличит или напишет глупость. Журналист такой, что если не станет писать глупостей или не станет преувеличивать, то и статью не напишет.
в) Преподаватель, который поставит «зачет», и относительно которого неверно утверждать, что он не строг и не придирается. Преподаватель, который строг, и относительно которого неверно утверждать, что если он придирается, то «зачет» не поставит.
Л и т е р а т у р а:
1. Ивлев Ю.В. Логика. 1992, с. 150-160.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. 1998, с. 210-222.
ТЕМА 8. ДЕЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Деление понятий. Структура деления и виды деления. Классификация.
2. Требования логики к делению.
У п р а ж н е н и я:
1. Определить, произведена ли операция деления объема понятия:
а) дерево: лиственное, хвойное;
б) дом: фундамент, стены, крыша;
в) Европа: Западная Европа, Восточная Европа;
г) Россия: европейская часть России, азиатская часть России;
д) житель России: житель европейской части России, житель азиатской части России;
е) время года: зима, весна, лето, осень.
2. Проверить правильность деления, откорректировать его:
а) пассажиры: инвалиды, престарелые, пассажиры с детьми;
б) поезд: скорый, пассажирский, товарный;
в) багаж: громоздкий, пачкающий, длиной выше 220 см, детские коляски, лыжи;
г) наука: гуманитарная, социальная;
д) транспорт: наземный, водный;
е) хлеб: теплый, мягкий, немягкий, черствый.
Л и т е р а т у р а:
1. Ивлев Ю.В. Логика. 1992, с. 178-191.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. 1998, с. 231-248.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Операция определения.
2. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения.
3. Структура явных определений. Виды явных определений. Правила и возможные ошибки.
4. Виды неявных определений. Приемы, сходные с определением.
У п р а ж н е н и я:
1. Проверить правильность следующих определений:
а) Лунное затмение - явление, которое возникает, когда Земля оказывается на линии, которая соединяет Луну и Солнце.
б) Деформация есть изменение формы предмета.
в) Фасовать - раскладывать на части определенного веса или объема.
г) Среда - третий день недели.
д) Пианино - музыкальный инструмент вроде рояля, но меньших размеров.
е) Нефть - это черное золото.
ж) Луч - это бесконечная прямая, имеющая начало в том конце, где он начинается.
з) Термометр - стеклянный физический прибор для измерения температуры тела.
Л и т е р а т у р а:
1. Ивлев Ю.В. Логика. 1992, с. 166-178.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. 1998, с. 248-277.