Слушание готовых высказываний-образцов, предложенных учителем
Анализ образца.
Пересказ данного образца.
Заучивание наизусть.
Беседы на темы, важные для детей.
6. Монологическое высказывание на основе:
а) опорных слов (по опорным словам угадайте, о какой сказке идёт речь, и перескажите её, использовав данные слова: муха, денежка, базар, самовар, гости, паук, комарик; посадил, выросла, стал тянуть, позвал, вытянули);
б) картинок(«Цветик-семицветик»);
в) вопросов(«Рассказ о себе»).,
-Назови имя и фамилию.
- В каком классе учишься?
- Где ты живёшь?
- Кто твои родители?
- Чем ты увлекаешься?
г)плана
Расскажи о своей семье по плану:
- члены семьи: отец, мать, сестра, …
- о каждом: имя, возраст, занятие, интересы….
- общая характеристика семьи: дружная, сплочённая, разобщенная, интеллигентная, рабочая…
Рапорт дежурного
На каждом уроке русского языка дежурный докладывает: «Сегодня 5 марта. День теплый, солнечный. Небо высокое, ясное. В классе отсутствует 2 человека: Иванов Сергей, Петренко Оля. Они больны».
Составление высказываний с опорой на описанную учителем ситуацию.
К монологическим высказываниям на продвинутом этапе обучения относятся такие виды работ:
Загадывание и отгадывание загадок;
Чтение наизусть пословиц, поговорок, стихотворений;
Рассказывание сказок (расскажите свою любимую сказку), мультфильмов;
Устный пересказ прослушанного или прочитанного самими детьми.
5) Творческий пересказ, которыйпредполагает передачу содержания с каким-либо изменением:
- добавить, что предшествовало той ситуации, которая изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить лицо рассказчика;
- изменить грамматическое время глаголов;
6) рассказы по наблюдениям, воспоминаниям.
Например:
- Расскажи, где ты провёл лето.
- Где работает твоя мама?
- Что ты делал вчера вечером?
- Расскажи о своём любимом занятии.
- Что ты любишь читать?
- Какие у тебя любимые игры?
Словесное рисование.
Это не пересказ прочитанного. Обсуждаем воображаемую картину:
а) что будет изображено? (содержание);
б) как мы расположим объекты на картине (что изображено на переднем плане, вдали, слева, справа, в центре? Какие позы выберем для людей? Композиция);
в) какие краски используем для картины (цветовое решение).
Н. Носов "На горке".
- Что мы нарисуем на картине? (Горку, Котьку, жилые дома, дворницкую).
- Как мы расположим эти предметы на картине?
- Как покажем, что он упал резко, со всего размаха? (Шапка-ушанка сдвинулась набекрень, одно ухо у шапки - вдоль спины, другое - вдоль горки. Рукивыброшены вперед. Варежки … Шарф … Ноги задраны вверх.
- Какие краски используем для картинки? (Горка - белая, с голубыми разводами, сарай раскрасим темно-серым...)
- А каше краски выберем для одежды Котьки?
- Какая же будет погода? (будет солнечный день. Небо ярко-синее, солнце «золотое»).
Учитель не должен исправлять каждый недочёт в речи детей, чтобы не мешать их желаниям высказаться. Вместо этого он тактично и вовремя должен подсказать нужное слово, помочь правильно сказать его с другими словами в предложении.
Вся описанная работа по развитию навыков связного высказывания проводится на каждом уроке. В общей системе уроков она должна занимать до 6-8 минут.
Развивают речь ребёнка и такие упражнения:
- передача прочитанного: а) в виде письма; б) в виде устного рассказа;
- изложение собственной мысли;
- устное сочинение на заданную тему;
- устные сочинения разных типов (сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение);
- редактирование текста.
Этапы работы над связным высказыванием:
1) показ учителем образца;
2) лаконичный анализ образца (обратить внимание детей на объем высказывания, особенности первого предложения, последовательность и связь предложений, на слова, которые отрабатываются на уроке);
3) уточнение содержания высказывания ( Кого мы видим на картинке? Что делает учитель? Что делают ученики? Что лежит на столах у детей? И т. д.), обдумывание, планирование речи;
4) отбор языковых средств (слов, которые отрабатываются);
5) составление высказывания детьми, повторение их несколькими учащимися.
В общей системе урока вся работа по формированию навыков связного высказывания должна занимать до 6-8 минут.