Месторождения в дайковых поясах и березитах
Месторождение относится к группе эндогенных гидротермальных месторождений складчатых областей [2,5,20,23], связанных с андезит-диоритовой формацией. Месторождения этой группы образованы в условиях умеренных глубин растворами средних и низких температур. Характерна локализация в зонах глубинных разломов, обрамляющих срединные массивы. Наиболее близкими по возрасту к урановому оруденению являются дайки габбро-диабазов и лампрофиров, завершающие магматический процесс. Рудоотложению предшествует интенсивный карбонатно-натровый метасоматоз или березитизация.
Геофизический облик областей локализации месторождений рассматриваемой группы обусловлен особенностями отражения в физических полях глубинных разломов и магматических комплексов. Характерны совмещенные положительные аномалии магнитного и гравитационного поля над интрузивными массивами, а также линейно вытянутые зоны локальных магнитных аномалий «дайковой природы», трассирующие осевые части глубинных разломов. Зоны карбонатно-натрового метасоматоза отражаются, как правило, вытянутыми вдоль разломов понижениями магнитного и радиоактивного полей и положительными аномалиями ускорения силы тяжести.
Месторождение располагается на склонах крупного палеовулкана, разрушенного эрозией, в дайковом поясе. Пересекаемые дайками терригенные породы представлены горизонтами песчаников, алевролитов и аргиллитов (рис.2.1).
Выделяются три системы разрывных нарушений: крутопадающие продольные и поперечные по отношению к простиранию даек, а также полого падающие межформационные разрывы.
Основные рудные тела размещены в послойных разрывах, на участках, где они пересекают серии сближенных крутопадающих даек (рис.2.1). К этим же участкам приурочена предрудная березитизация. Рудные тела с настурановой минерализацией не выходят за пределы березитизированных пород.
Горные породы месторождения с разной выразительностью отражаются в физических свойствах и геофизических полях. Физико-геологический облик месторождения практически определяют породы дайкового комплекса, березиты и сами урановые руды. Кроме естественной радиоактивности, фиксирующей места локализации настурановых руд, наиболее информативными являются магнитные свойства горных пород и магнитное поле.
Вмещающие месторождение породы терригенного комплекса являются в сравнении с дайками слабомагнитными образованиями (рис. 3.3) и их отдельные разности мало дифференцированы по магнитной восприимчивости. Можно отметить повышенную намагниченность аргиллитов, в также слабые повышения ее во фланговых зонах березитизации.
Наибольшее значение имеют различия физико-прочностных свойств пород терригенного комплекса. Из данных рис. 3.1 видно, что зоны послойных срывов, являющихся одним из главных факторов локализации оруденения, формируются на границах пород различной компетентности, а рудный процесс практически развивается в границах наиболее пористых и хрупких песчаников.
Наиболее магнитными образованиями месторождения являются породы дайкового комплекса, имеющие, преимущественно, диоритовый состав (рис. 2.2, 2.3).
Урановая минерализация закономерно отражается в магнитной восприимчивости (χ) дайковых пород и в магнитном поле (рис. 2.4) благодаря тесной пространственной и генетической связи оруденения с березитами. В процессе березитизации диоритов магнитная восприимчивость резко понижается уже во внешней части метасоматической колонки, в результате замещения ферромагнитного магнетита пород парамагнитным пиритом. Дальнейшее метасоматическое преобразование пород, в том числе и наложение урановой минерализации, практически не сказывается на магнитной восприимчивости березитизированных пород.
На фронте березитизации наблюдается повышение магнитной восприимчивости, обязанное начальным этапам метасоматического преобразования пород. При слабых изменениях железомагнезиальных силикатов выделяются микроскопические выделения магнетита. Кроме повышенной магнитной восприимчивости породы фронтальных зон отличаются также большей долей остаточной составляющей в общей намагниченности.
Изменение магнитной восприимчивости дайковых пород на фронте березитизации проявляются и в магнитном поле (рис. 2.4).
Положение урановых рудных тел в магнитном поле закономерно – в границах отрицательных аномалий магнитного поля, прерывающих линейно вытянутые положительные магнитные аномалии от дайковых тел. Рудовмещающие отрицательные аномалии обрамлены повышениями магнитного поля в пределах «дайковых аномалий». Закономерное отражение урановых рудных тел в магнитном поле обязано тому факту, что урановая минерализация необходимо завершает процесс березитизации пород. Именно продукты березитизации пород, а не само урановое оруденение, отражается в магнитном поле.
Сульфидная минерализация березитов сказывается на их вызванной поляризуемости (η). В целом, горные породы отличаются низкой поляризуемостью (0,5%). Повышение поляризуемости до первых единиц процентов (рис. 2.2) связано с пиритизацией березитовой стадии. Интенсивная пиритизация и небольшие количества сульфидов (галенит, сфалерит, халькопирит, молибденит), сопровождающих собственно настурановую минерализацию, повышают абсолютные значения η, но могут быть обнаружены также при измерениях скоростей спада вызванной поляризации. Пириты настурановой стадии отличаются преимущественно дырочным типом проводимости и высркими значениями электродного потенциала. В березитах по направлению к рудным телам повышается эффективная пористость, достигающая максимума в пределах послойных разломов.
Прямым признаком развития в березитах урановой минерализации является аномалии естественной радиоактивности (интенсивности в сотни и тысячи мкР/ч). Измерения естественной радиоактивности горных пород производят в скважинах (гамма-каротаж) и других подземных горных выработках. Можно измерять интегральную радиоактивность, поскольку вклад тория и калия в радиоактивность рудоносных березитов, как правило, незначителен.
Косвенным признаком рудоносности березитов может служить интенсивность и масштабы проявления березитизации, оцененные по магнитному полю в местах схождения дайковых тел.