Написанием на уроках русского языка

Традиционно в Программе начальной школы дается список словарных слов. В учебниках словарь расположен на форзаце учебника и внутри в рамочках. На одном уроке дети изучают 1-2 новых слова, после изучения определенного количества слов проводится словарный диктант (предупредительный или контрольный).

В настоящее время методистами разработано много приемов изучения нового слова. Каждый учитель вправе выбирать, какая методика ему подходит больше. Приведем пример одной из современных методик:

I. Предъявление слова (желательно в занимательной форме).

II. Работа над " слуховым образом " слова. (Например: К.?..М.?..НДИР)

Такая форма подачи материала работает на развитие фонематического слуха младших школьников.

Ш. Запись слова с " пропуском ", с «окошком». (К...М…НДИР ). Если дети не нашли проверочного слова, делается вывод: орфограмму проверить нельзя, следует запомнить. ( В нашем примере в первом слоге орфограмму надо запомнить, вторую орфограмму можно проверить и дети заполняют пропуск смело сами).

IV. Вставляем нужную букву (работа над " зрительным образом "). Вся эта работа проходит при помощи занимательного материала или с помощью обращения к словарю. Используем следующие приемы запоминания:

1. Работа по подобию (по ассоциации):

2. Использование этимологии слова.

(МЕДВЕДЬ - мед ведать, т.е. медведь знает, где искать мед.)

3. Стихи для заучивания слов.

4. Работа с ребусами, кроссвордами, анаграммами, шарадами и т.п.

5. Использование для запоминания занимательного рисунка.

6. «Сквозная буква», использование одинаковой гласной в слове (ОгОрОд, ОкОлО, хОрОшО, сЕвЕр и др.)

V. Введение нового слова в систему уже изученных слов (активизация словаря и отработка орфограмм):

• составление словосочетаний;

• составление предложений, включение в текст.

Чтобы дети лучше усваивали словарные слова, рекомендуется делать рукописные словарики. Слова могут располагаться: • в алфавитном порядке,

• по орфограмме, • по тематике (овощи, мебель и т.п.).

Также словарик может быть занимательным: (слово + рисунок + загадка, поговорка, этимологическая справка, ассоциативный ряд и др.). Все эти

приемы дают возможность детям быстрее и качественнее усваивать новые слова. Игровые и занимательные моменты способствуют их запоминанию.

Примеры проведение работы по усвоению написания словарных слов

(практические задания для учащихся 2-3 классов)

Стихотворения и загадки

Чтение учителем на уроке стихотворных текстов позволяет детям запом­нить слова с непроверяемым написанием в занимательной форме. Учитель загадывает учащимся загадки. Дети пишут отгадки с пропуском буквы, вызывающей сомнение. После этого дети под руководством учителя вставляют буквы в слова-отгадки.

Образ орфограммы в виде рисунка, ассоциации

Суть данного метода состоит в том, что ребёнок, для того чтобы запом­нить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Сквозная» буква в слове

Детям предлагаются словарные слова, в которых ударный и безударный гласные совпадает. Они выделяются путём увеличения размера шрифта и изме­нения его цвета.

Ребусы

Разгадав ребус, дети узнают словарное слово, с которым они познакомят­ся сегодня на уроке. При этом учащиеся невольно проговаривают данные слова по слогам, сравнивают со словами, обозначающими название изображенных предметов.

Этимологическая справка

На этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановка орфографической за­дачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, решение орфо­графической задачи с использованием этимологического анализа. Завершаю­щий шаг - запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание

его орфографического облика.

Пословицы и поговорки

На доске учитель пишет пословицы и поговорки, где детям предлагается

найти слова с непроверяемыми написаниями. После этого дети переписывают названные словарные слова, выделяя непроверяемую букву.

Работа с карточками

Карточки делают в форме предмета, соответствующего теме: яблоко, по­мидор, трамвай, тарелка, сердце, месяц. С нижней стороны к карточке с помо­щью скрепки прикрепляется листок бумаги. Таким образом, школьники не пишут всё слово, а лишь ту букву, которую следовало запомнить. Это позволяет заметно сократить время на уроке на проверку усвоения учащимися словарных слов.

Игра «Волшебные яблочки»

На доске висят два плаката: на одном написаны словарные слова с про­пущенной безударной гласной, а на другом — нарисовано дерево. На изображе­ние дерева легко прикрепить карточки в виде яблок с буквой, обозначающей гласный звук. Сорвать «яблоко» может только тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово на плакате.

Фразеологизмы

Учитель показывает карточки с фразеологическими оборотами. Учащиеся должны прочитать их и записать в тетрадь только выделенное слово. Затем ре­бятам предлагается вспомнить фразеологизмы с этими словами и объяснить, когда так говорят.

Работа с предложением

Школьникам предлагаются слова с непроверяемыми написаниями, из ко­торых они должны составить предложения. При этом словарные слова подобраны таким образом, что непроверяемая буква в них одна и та же.

Наши рекомендации