Как объяснить летоисчисление по старому и новому стилю[1]?

Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

1) Дайте определение имени числительного как части речи; покажите, что эта часть речи выделяется на ином, чем существительные или прилагательные основании. Как соотносятся числительные со счетными словами других частей речи? В чём состоит синтаксическое своеобразие числительных?

2) Изложите основания классификации числительных по Русской грамматике 1980, назовите лексико-грамматические разряды.

3) Возможна ли классификация числительных по структуре или производности?

4) Какие числительные называются количественными? Охарактеризуйте их морфологические признаки и особенности склонения. Как сочетаются количественные числительные с существительными?

5) Какие числительные называются собирательными? С какими существительными они сочетаются? Как изменяются собирательные числительные? Какие собирательные числительные различаются формами рода во всех падежах?

6) Охарактеризуйте статус дробных числительных. Есть ли для них место в классификации РГ-80? Как изменяются дробные числительные? Какими особенностями склонения отличаются числительные полтора, полторы, полтораста?

7) Что понимают под термином неопределенно-количественные слова? Опровергните мнение или поддержите позицию исследователей, которые не склонны относить такие слова к числительным.

8) Как в современной лингвистике решается вопрос о статусе порядковых числительных? Почему в Русской грамматике 1980 порядковые числительные отнесены к прилагательным?

9) Какие грамматические категории являются для имени числительного классификационными (несловоизменительными), а какие словоизменительными?

Упр. 1. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Выпишите числительные, укажите их лексико-грамматический разряд и разряд по структуре.


нулевая температура,

сумма равна нулю,

обнулить данные;

одно из двух,

однушка в хрущевке;

двое друзей,

опять двойка,

девочки-двойняшки;

второй справа,

вторичное жилье;

три подруги,

тройка по геометрии,

трое суток,

прийти втроем,

разделить на троих,

третий лишний,

трижды подумать,

тройной узел,

тройственный союз,

утроить результаты;

дважды два – четыре,

три четвертых;

третья четверть,

подойду к четырем;

пять книг,

медный пятак,

отдыхать впятером,

пятеро братьев,

долгожданная пятерка,

пятый класс,

в пятикратном размере,

перваяпятилетка;

семерка пик,

семеро козлят,

седьмой десяток,

сырная седьмица;

семь пятниц на неделе

десять страниц,

биться за десятерых,

попасть в десятку,

десяток мух,

десятая часть,

десятичная дробь,

остаться вдесятером;

одиннадцатый час,

бить одиннадцатиметровый,

дом номер одиннадцать;

пятьсот выпускников школ,

потертая пятисотка;

тысяча девятьсотсемьдесят шестой год.

Упр. 2. Прочитайте текст. Найдите в тексте числительные, определите их падежную форму и лексико-грамматический разряд. Объясните, как склоняются простые, сложные, составные числительные:

как объяснить летоисчисление по старому и новому стилю[1]?

На нашем рисунке изображен земной шар. Вокруг него описана сфера, изображающая видимый свод неба. Если мы мысленно продолжим плоскость земного экватора во все стороны, то она пере сечет воображаемую небесную сферу по большому кругу, называемому небесным экватором. Ось вращения Земли, будучи мысленно продолжена в обе стороны, пересечет небесную сферу в точках, называемых полюсами мира – Северным и Южным. В северном полушарии Земли, где мы живем, виден Северный полюс мира, почти совпадающий с известной Полярной звездой. Солнце движется по звездному небу с запада на восток, описывая в течение года большой круг. Угол наклона этого круга (эклиптика) к небесному экватору равен 23°27'. С этим движением Солнца связаны времена года. Точки пересечения экватора и эклиптики называются точками равноденствия. как объяснить летоисчисление по старому и новому стилю[1]? - student2.ru
П1 – Северный полюс Земли П2 – Южный полюс Земли M1 – Северный полюс мира M2 – Южный полюс мира А – точка весеннего равноденствия В – точка осеннего равноденствия Б – точка летнего солнцестояния Г – точка зимнего солнцестояния

Момент, когда Солнце проходит через точку весеннего равноденствия А (т.е. переходит относительно экватора из южной половины небесной сферы в северную), считается началом весны; момент прохождения через точку осеннего равноденствия В считается началом осени. Если провести диаметр эклиптики через точки равноденствий и затем провести перпендикулярный к нему диаметр, то этот последний пересечет эклиптику в точках солнцестояний. Моменты, когда Солнце проходит через точку Б летнего или Г зимнего солнцестояния, считаются соответственно началом лета или зимы.

Начало времен года не зависит от стилей и соответствует тому реальному физическому моменту времени, когда Солнце на своем видимом пути занимает некоторое определенное положение.

Промежуток времени между двумя прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия называется астрономическим или тропическим годом. Точная длина года – 365 дней 5 часов 48 мин. 46 сек. Принимать такую величину при летоисчислении было бы неудобно, так как начало года приходилось бы на разное время суток. Поэтому, еще до начала нашей эры, Юлий Цезарь ввел так называемый юлианский календарь, или старый стиль, по которому считалось, что продолжительность года равна 355 дням 6 часам. Практически у 3 лет отнималось по 6 часов эти годы имели по 365 суток. К четвертому году прибавлялись 18 часов, он состоял из 365 дней 6 часов плюс 18 часов – 366 суток (високосный год).

Очевидно, каждые три простые года вместе с одним високосным составляют в сумме столько же суток, сколько составили бы 4 одинаковых года по 3651/4 суток.

Но юлианский год длиннее истинного на 11 минут. Постепенно накопляясь, эта разница за 400 лет достигает 3 суток 2 часов 53 мин. Поэтому равноденствия и солнцестояния постепенно переходили на все более ранние числа. В 1582 г. папа римский Григорий XIII ввел григорианский календарь, или новый стиль. Эту реформу осуществили следующим образом: было приказано после 4 октября считать не 5, а сразу 15 октября. Этим исправили ошибку, накопившуюся за 12 столетий (с 325 г. нашей эры, когда были установлены новые правила летоисчисления). Начало весны после этой реформы снова вернулось к 21 марта. Чтобы избежать накопления ошибки в будущем, было решено каждые 400 лет выбрасывать из счета те 3 дня, на которые за это время юлианский календарь разойдется с Солнцем. Для этого пришлось несколько изменить порядок чередования високосных годов. Високосными стали считаться те года, число которых делится на четыре, за исключением годов целых столетий (1700, 1800 и т. д.). Эти последние считаются високосными только в том случае, если число столетий делится на 4. Следовательно, 1600 и 2000 гг. остаются високосными, а 1700, 1800 и 1900 гг. становятся простыми.

Разница между старым и новым стилем составляла в XVI столетии 10 дней, в 1600 г. она не изменилась, так как этот год был високосным по обоим календарям. Но в 1700 г. (с 1 марта) разница достигла 11 дней, потому что в феврале этого года по старому счету было 29 дней, а по новому – 28. По той же причине в 1800 г. разница возросла до 12 дней, а с 1900 г. – составляет 13 дней.

Григорианский календарь был принят всеми католическими государствами в 1582 г., в других странах эту реформу провели гораздо позже. В России новый стиль ввели с 1 февраля 1918 года.

Упр. 3. Есть ли морфологические различия у числительных два и двое? Заполните таблицу: выпишите существительные, которые: 1) сочетаются с обоими числительными; 2) сочетаются только с одним из числительных; 3) не сочетаются ни с одним из числительных; 4) сочетаются с одним числительным лишь в одном из своих лексических значений.

Стул, парта, волк, собака, волчица, волчонок, сани, кудри, брюки, родня, брат, сестра, заключение, вывод, гордость, нежность, профессор, мысль, сирота, устройство, очки, очко, щека, брови, слуга.

сочетаются с обоими числительными сочетаются только с одним из числительных не сочетаются ни с одним из числительных сочетаются с одним числительным лишь в одном из своих лексических значений
Два Двое
           

Упр. 4. Образуйте словосочетания из числительных, данных в скобках, и существительных:

(Оба, обе) подруга, приятель, зеркало, берег, квартиры, сторона, окно, угол, бабушка, дедушка, зайчишка, страница.

Упр. 5. Просклоняйте приведенные ниже словосочетания (замените цифры словами):

40 ворон, 974 знака, 18-й этаж, 2000-й год, 2009-й год, полтора землекопа, полтораста км.

Упр. 6. Прочитайте примеры, обратите внимание на употребление падежных форм существительных в сочетании с числительными:

1. Из 596 вычесть 387.

  1. К 1777 прибавить 952.
  2. К (обе, оба) селам вела асфальтированная дорога.
  3. От 16 485 отнять 11090.
  4. По Волге плывет теплоход с 728 (пассажир)
  5. Длина окружности, равная 422 см.
  6. Отчитаться за 5 254 (рубль).
  7. Выполнить по 4 и более примера.
  8. остановку сделали на 23-м километре.
  9. Лодка с 8 туристами.
  10. Поезд с 287 (экскурсанты).
  11. Схемы приведены на 287 странице учебника.
  12. Расстояние, равное 1861 км.
  13. Отмена крепостного права в России произошла в 1861 г.
  14. В 1987 году Москва отметила свое 850-летие.
  15. Кошелек с 250 руб.
  16. (Семеро, семь) девушек поступили на курсы водителей троллейбуса.
  17. Рыба весом в 3,6 кг.
  18. В порт прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами.
  19. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.
  20. Атлет поднял штангу весом 139,5 килограмм.
  21. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600.
  22. Колхозный фруктовый сад на 590 га.
  23. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

Упр. 7. Определите, в значении каких частей речи употребляются выделенные числительные:

1) Стоят, накрывшись двое, а дождь давно прошел (Щип.); 2) Каждая судьба – как юбилейный рубль: с одной стороны – одно, а с другой – другое (В. Ток.); 3) Покойный отец [Вари] сторонился московского общества и не водил в него своих дочерей, а курсы с началом войны временно прикрыли, наспех обучив курсисток оказывать первую помощь, накладывать повязки да ухаживать за ранеными, и Маша осталась одна (Вас.); 4) Кто они, эти трое из России, без кого нельзя? (Шукш.); 5) Вдруг она вспомнила, что в городе у нее есть все-таки одна знакомая семья (В. Кат.)

Упр. 8. . Какое числительное в каждом ряду отличается от других числительных склонением?

1) Восемь, восемнадцать, восемьсот, десять.

2) Два, двенадцать, двадцать, шесть.

3) Сто, девяносто, шестьдесят, сорок.

4) Три, тринадцать, тридцать, пять.

Упр. 9. Найдите в предложениях числительные, определите их лексико-грамматический разряд. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

1) Оба швейцара (один пил кофе, а другой – чай) напились, оделись и ждали девяти часов, когда приносят письма и газеты (И. А. Гончаров. Май месяц в Петербурге); 2) Было это в конце пятидесятых годов. Я ехала в поезде в одну из дальних моих командировок (И. Грекова. Хозяева жизни); 3) В палате язвенников на двадцать «дедов» приходится семеро «духов»: Саша Кочуев, Федор Шапчук, Мамед Игаев, Роман Сапельченко, дуэт Глеб Яковлев – Андрей Прасковьин и я (М. Елизаров. Госпиталь); 4) И вообще в нашем мягком вагоне было много свободных мест (И. Грекова. Хозяева жизни); 5) Четвёртое место в купе было не занято (И. Грекова. Хозяева жизни); 6) И свободного времени там намного больше: кормить подопечных приходится не чаще одного раза в неделю, уборка занимает столько же времени (С. Бакатов. Тихая жизнь в террариуме (Записки ветеринарного врача) // «Наука и жизнь», 2008); 7) Капитан вышел в море с двумя помощниками, третьим стоял штурманский ученик (Б. С. Житков. «Сию минуту-с!..»); 8) Учти еще мой возраст ­– сто двадцать четыре года. (А. Слаповский. 100 лет спустя. Письма нерожденному сыну); 9) В результате несомненного преимущества немецкой противотанковой артиллерии и танковых пушек (напомним, броня «тридцатьчетверок» гарантированно пробивалась на дистанциях до 1,5 километров, а снаряды 76-мм орудий «Т-34» взламывали защиту того же «тигра» на расстоянии не более 500 метров, да и то не всегда) потери составили около 330 танков и САУ (без учета группы генерала Труфанова) (И. Бояшов. Танкист, или «Белый тигр»); 10) На двенадцатый примерно день я был здоров. (М. А. Булгаков. Театральный роман)

.____________________________

Схема МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИЧ:

Выписать имя числительное из теста в составе количественно-именного словосочетания (или в составе подчинительного словосочетания, если числительное порядковое).

I. Начальная форма (сколько?) для количественных и собирательных – Им. п., – имя числительное; (КЗ) КОЛИЧЕСТВЕННОСТЬ;

II. Морфологические категории:

1) Несловоизменительные:

а) разряд по структуре: простое / сложное / составное;

б) лексико-грамматический разряд:

количественное (опред.-колич. / неопред.-колич. (замен. / мест.))/ собирательное

2) Словоизменительные:

а) падеж.

III. Синтаксическая роль.

[1] Мешкова Т. С . Как объяснить летоисчисление по старому и новому стилю // «Наука и жизнь» № 6, 1949, с.48.

Наши рекомендации